На пресс-конференции перед парижской церемонией FIA Gala Макс Ферстаппен говорил об итогах сезона и о первых днях в статусе чемпиона Формулы 1.
Вопрос: Прежде всего от всей души поздравляем с титулом! Конечно, на этой неделе вы получили много поздравлений: должно быть приятно слышать «Макс Ферстаппен – чемпион мира»?
Макс Ферстаппен: Конечно, это отлично звучит, но для меня важнее путь к этому титулу. Добившись цели, я думаю о том пути, по которому я к ней пришёл. Это вызывает больше эмоций, чем слова, что я чемпион мира. Здорово, что мы добились цели. Этот сезон был долгим и сложным.
Вопрос: Чем вы занимались с тех пор, как завоевали титул?
Макс Ферстаппен: В воскресенье вечером я немного повеселился! В понедельник проснулся в час или в два дня, думая, что у меня свободный день, но затем вспомнил, что у меня нет выходного. Меня ждали съёмки…
Вопрос: Извините, что перебиваю, но когда вы проснулись в понедельник, что первое пришло вам в голову? В тот момент вы осознали, что выиграли титул?
Макс Ферстаппен: Нет. Сначала я выругался, потому что у меня сильно болела голова. На самом деле всё хорошо, и я наслаждаюсь каждой минутой, но мне просто нужно немного отдохнуть.
Год был сложный, я должен был всё время работать идеально. Обычно все проблемы наваливаются сразу после финиша последней гонки. Во вторник я работал на тестах, и моё тело было не в лучшей форме. Всё болело, меня мучила жажда. Хотя вообще-то всё хорошо.
Вопрос: Вчера вы вернулись на базу команды: как вас встретили люди, которые помогли вам достичь такого успеха?
Макс Ферстаппен: Мы стремились к этой цели с тех пор, как я пришёл в эту команду. И было приятно видеть счастливые лица, когда мы добились успеха. Все эти речи, видеоролик, смонтированный из разных моментов сезона... Это потрясающе. Я постарался насладиться происходящим, ведь никогда не знаешь, сколько ещё будет таких моментов. Надеюсь, много. Но до сих пор всё шло отлично.
Вопрос: Команда стала для вас второй семьёй, вы сотрудничаете с ней уже шесть лет – это четверть вашей жизни...
Макс Ферстаппен: Вы правы, в команде я действительно ощущаю себя как дома. Наверное, вы слышали, что на круге возвращения в боксы, я спросил по радио, могу ли остаться в Red Bull Racing ещё на 10-15 лет. Мне очень нравится то, чем я занимаюсь. К тому же, в команде я могу быть самим собой, а это тоже очень важно. И всё не ограничивается Формулой 1 – например, мы можем вместе веселиться. Дело не только в результатах – нужно получать удовольствие от работы.
Вопрос: Поговорим о сезоне в целом. Насколько вы были уверены в успехе после зимних тестов перед началом чемпионата?
Макс Ферстаппен: Я всегда старался сохранять нейтральное настроение, ведь никогда не знаешь, по какой программе работают остальные, и в какой степени они скрывают свою скорость. Плюс в том, что я сразу почувствовал хороший баланс машины, и мне было комфортно за рулем. В первой гонке она неплохо себя показала, но я подумал, что, возможно, ей просто подошла эта трасса. Так бывает, поскольку всегда по ходу сезона одни трассы лучше подходят вашей машине, а другие – хуже. По-моему, с того момента важно было сохранять нейтральное отношение к происходящему.
Вопрос: В какой момент сезона вы начали верить, что всё может получиться?
Макс Ферстаппен: Сложно сказать, потому что я лидировал в чемпионате, потом опускался на второе место, потом снова выходил в лидеры. Я ни разу не подумал: «Ок, титул у нас в кармане». В каждой гонке я мог либо выйти в лидеры, либо откатиться на второе место. Всё зависело от множества нюансов.
Вопрос: Сложно поверить, что после 6500 километров борьбы на трассах чемпионата всё решилось на последнем круге в Абу-Даби…
Макс Ферстаппен: Да, лучше и быть не могло. Это невероятно.
Вопрос: Как повлияет на вас титул чемпиона?
Макс Ферстаппен: Я уже говорил по ходу сезона, что для меня не столь важно, займу я первую или вторую позицию – это не изменит мою жизнь. И в ней ничего не изменилось. У меня была цель – завоевать титул. Теперь я это сделал и, конечно, очень этому рад, но я всё тот же парень, у меня те же друзья, я провожу столько же времени с семьёй, живу там же. Ничего не изменилось. Но в каком-то смысле я успокоился, зная, что достиг всего в Формуле 1, поэтому всё, что меня ждёт дальше – это уже бонус.
Вопрос: Теперь вам станет несколько проще?
Макс Ферстаппен: Время покажет, я пока не могу ничего сказать. Но мне надо продолжать делать то, что я делаю. Конечно, я всегда стараюсь что-то улучшить и продолжу это делать в следующем году.
Вопрос: Какие моменты сезона вы считаете ключевыми?
Макс Ферстаппен: Пожалуй, те же, что и Кристиан Хорнер. Досадно, что в Сильверстоуне всё закончилось аварией... Но если бы не инциденты, судьба титула решилась бы намного раньше. Ближе к концу сезона мы завоевали несколько побед и поулов, хотя не ожидали этого. Кроме того, можно вспомнить быстрые круги, за которые присуждают дополнительный призовой балл. Такие вещи играют важную роль, когда борьба за титул настолько плотная, как в этом году.
Вопрос: Вы сочувствуете Льюису в том, как он проиграл титул?
Макс Ферстаппен: Нет, дело не в сочувствии, но я понимаю, что это может быть очень тяжело. В конце концов, в гонках бывает и такое. Надо продолжать борьбу до конца и понимать, что в гонках может произойти что угодно. К тому же, в своё время Льюис тоже выиграл титул подобным образом. Я думаю, он меня тоже понимает.
Вопрос: В воскресенье вас тревожили угрозы Mercedes опротестовать результаты гонки?
Макс Ферстаппен: Нет. Мы с командой отлично проводили время, поскольку знали, что мы одержали победу на трассе, и никто у нас этого не отнимет. Я был в хорошем настроении.
Вопрос: Тото сказал, что Льюис разочарован, и он не может гарантировать, что его гонщик продолжит выступать в следующем году. Вы понимаете позицию Хэмилтона? Что значит для Формулы 1, если Льюис не вернётся?
Макс Ферстаппен: Я понимаю, что первые несколько дней после подобной гонки вы недовольны произошедшим, но надо понимать, что это гонки, и такое случается. Мне кажется, Льюису нужно вспомнить, чего он уже добился – это должно его успокоить и стать стимулом к продолжению карьеры, ведь он может и дальше бороться за восьмой титул, и я уверен, что в следующем году он предпримет следующую попытку. Я не вижу причин сдаваться и завершать карьеру.
Вопрос: Как вам удалось создать настолько хорошие отношения с Honda? И второй вопрос: после церемонии награждения в Абу-Даби, Тойохару Танабе и все сотрудники Honda плакали от счастья и обнимались. Вы можете это прокомментировать?
Макс Ферстаппен: Пожалуй, я сразу отвечу на оба вопроса. У нас сложились потрясающие отношения. Начав сотрудничество, мы искренне верили в наш проект и хотели вместе добиться успеха. Когда мы впервые выиграли гонку вместе, это был трогательный момент, а после этого всё становилось только лучше, потому что японские мотористы тоже не сдавались. Они продолжали полностью выкладываться и верили в успех. И со временем все увидели этот прогресс.
Кроме того, я впечатлён тем, что они разрабатывали двигатель для 2022 года, а затем решили подготовить его на год раньше. Это помогло нам сделать шаг вперёд. Если бы не этот двигатель, мы бы сейчас здесь не сидели. В Honda очень любят спорт и очень эмоциональны. Я вполне их понимаю, когда после гонки они обнимались и плакали – они уже плакали после нашей первой совместной победы. Мне очень понравилось с ними работать.
Вопрос: Вы сказали, что достигли своей цели в Формуле 1, но разве этот титул не вызвал у вас желания добиться большего?
Макс Ферстаппен: Сначала я высплюсь. Но я уверен, что уже 1 января вновь буду готов к борьбе, потому что люблю то, что делаю, и мне нравится работать в Red Bull Racing. Повторюсь, после финиша гонки я сказал, что хочу остаться в этой команде ещё на 10-15 лет. Надеюсь, за это время мы выиграем больше титулов.
Вопрос: В Mercedes собирались опротестовать результаты гонки в Абу-Даби, а затем отказались подавать апелляцию. Что вы почувствовали, осознав, что останетесь чемпионом?
Макс Ферстаппен: Я больше волновался в Абу-Даби, когда против нас было два протеста. Пришлось долго ждать решения, но мы всё равно праздновали победу, а уже ночью, когда наступила определённость, снова это отметили, так что у нас было двойное празднование. После этого я не так много думал о протестах Mercedes. А сегодня обрадовался, когда услышал новость. Но я ждал этого.
Вопрос: В воскресенье вы добились желаемого результата и успешно завершили великолепный сезон. Но не было ли у вас небольшой досады, что празднование победы было омрачено спором с FIA, запятнавшим имидж Формулы 1?
Макс Ферстаппен: В истории Формулы 1 уже были спорные титулы. Но я думаю, что когда люди будут пересматривать концовку финальной гонки, им всё понравится. Это часть спорта.
Вопрос: В какой-то момент сезона вы были недовольны регламентом. После гонки в Саудовской Аравии вы сказали, что это не Формула 1. Сегодня было объявлено, что в FIA организует специальную комиссию, задача которой – улучшить правила. Что, по-вашему, должно измениться в регламенте?
Макс Ферстаппен: Иногда я не согласен с тем, что происходит в гонке, но это нормально. Разногласия бывают и в обычных отношениях между людьми. У меня весь год были очень хорошие отношения со стюардами, хотя со стороны могло показаться, что это не так. В 2019 году меня пригласили провести два дня на семинаре FIA и немного поработать со стюардами – я знаю, что иногда им тоже сложно принять решения. Понятно, что они должны следовать правилам. По-моему, хорошо, что есть возможность с ними поговорить. Лично я каждый год думаю, что именно могу улучшить, и, по-моему, такой подход должен быть у всех.