На пресс-конференции, предварявшей церемонию награждения FIA, руководитель команды Red Bull Racing Кристиан Хорнер подвёл итоги непростого сезона, завершившегося чемпионским титулом Макса Ферстаппена.
Вопрос: Что вы можете сказать о работе Макса в этом году?
Кристиан Хорнер: Год был невероятный, и если вспоминать, как складывался сезон в целом – сезон, состоявший из 22 гонок, самый долгий в истории Формулы 1 – то надо отметить, что соперничество между двумя претендентами на титул было предельно острое. Макса и Льюиса по ходу всего чемпионата разделяли буквально одна-две десятые.
Макс пилотировал великолепно весь год, но я хотел бы отметить его стойкость, проявлявшуюся именно в сложные моменты: он просто продолжал упорно работать, верить в себя, атаковать, продолжал вести за собой команду. Мы знали, что когда он садится за руль, то всегда выкладывается на 100%. И это всех воодушевляло.
Это было особенно важно во второй половине чемпионата, когда у нас была не самая быстрая машина. Но благодаря Максу мы продолжали сражаться за победу и очень гордимся тем, чего он добился в этом году.
Вопрос: Стал ли он лучше как гонщик? Вы видите разницу по сравнению с предыдущим сезоном?
Кристиан Хорнер: Думаю, мы просто предоставили ему более быструю машину, и он очень эффективно её использовал! (смеётся) В большинстве гонок он финишировал первым или вторым, за исключением Гран При Венгрии, где его машина была сильно повреждена. Статистика говорит сама за себя: посмотрите, сколько у него было поулов, кругов лидирования и побед.
Он пилотировал просто здорово, почти не допуская ошибок. Надо помнить, что по ходу сезона прессинг неуклонно возрастал, но то, как он с этим справлялся, вдохновляло всю команду.
Вопрос: Какие моменты чемпионата вы считаете ключевыми?
Кристиан Хорнер: Ярких моментов было немало, но кроме побед, кроме череды отличных результатов были и моменты другого рода, например, сход в Азербайджане, после чего нам пришлось отыгрываться. Была авария в Сильверстоуне, но Макс справился и с этой неприятностью.
Во второй половине чемпионата я бы выделил Остин, где преимущество было явно не на нашей стороне, однако Максу удалось одержать невероятную победу.
Вопрос: В какой мере вас тревожило, что команда Mercedes намеревалась опротестовать результаты Гран При Абу-Даби?
Кристиан Хорнер: Мы не считали, что у нас были серьёзные причины для беспокойства. После гонки мы провели достаточно много времени в комнате стюардов, обсуждая случившееся, но появление автомобиля безопасности – обычное дело в Формуле 1. При этом директор гонок FIA всегда стремится, чтобы борьба на трассе возобновилась как можно быстрее – это входит в его прямые обязанности.
Случившееся наделало немало шума, но в начале той гонки принимались решения, направленные против нас. Нам казалось, что такие решения принимались и на этапе в Саудовской Аравии. Мы также считаем, что нам не повезло в Имоле, где Льюис застрял в гравийной ловушке, отстал на круг, но его напарник разбил машину, столкнувшись с гонщиком Williams. В результате Льюис сначала получил возможность вернуться в один круг с лидером, а потом смог финишировать вторым в гонке.
А в Сильверстоуне Макс попал в аварию, гонка была остановлена красными флагами, Льюис получил штраф, но всё равно выиграл гонку, да ещё получил дополнительное очко за лучший круг.
В общем, мы считаем, что в этом году многое было против нас. Но обычно в течение года всё само собой уравновешивается, и в Абу-Даби гоночные боги вмешались, когда я уже считал, что победу в чемпионате мы упустили, ведь машина Mercedes была быстрее.
Вопрос: Можно ли сказать, что этот сезон был самый тяжёлый за все годы вашей работы в Формуле 1?
Кристиан Хорнер: Безусловно, с самого начала дел было очень много, ведь сначала были переговоры о моратории на доработку двигателей, очень важные для нас, поскольку от их исхода зависела наша дальнейшая политика, ведь именно тогда решалось, сможем ли мы договориться с Honda. Всё это происходило в феврале, а потом мы занялись созданием собственного моторостроительного подразделения.
За кулисами шла очень напряжённая работа, когда надо было найти высококлассных специалистов и договориться с ними о сотрудничестве. Конечно, в это же самое время многое происходило и на гоночных трассах, так что год выдался очень непростой.
Победу в этом чемпионате можно сравнить с первым титулом, который в 2010 году мы выиграли вместе с Себастьяном Феттелем – она тоже занимает особое место среди наших успехов. Высочайший уровень соперников заставил нас превзойти самих себя, мы даже не думали, что на это способны. Поэтому мы испытываем невероятную гордость за достижения нашей команды и за достижения Макса.
Вопрос: Как вы полагаете, как долго вам удастся удерживать Макса в вашей команде?
Кристиан Хорнер: После финиша Гран При Абу-Даби он сказал, что готов выступать за Red Bull Racing ещё 15 лет. А у меня в кармане готовый контракт, поэтому нам будет легко договориться! (смеётся)
Если серьёзно, то отношения с гонщиком зависят не только от контракта. Когда Макс пришёл в нашу команду, он был ещё почти мальчишкой, но постепенно взрослел и превратился в молодого человека. Он рос вместе с командой, и я считаю, что доверие, которое установилось между нами, стоит любых договорённостей, изложенных на бумаге.
Поэтому я в предвкушении дальнейшего сотрудничества с Максом, которое продолжится ещё не один год, и я считаю, что у нас ещё очень многое впереди.