Рой Олиемюллер: Доброе утро, прошу прощения за 10-минутное опоздание, я уверен, если был Хуан Пабло был за рулем, мы бы прибыли вовремя.
Хуан Пабло Монтойя: Но я был не за рулем (Смеется)
Рой Олиемюллер: Еще раз доброе утро. Меня зовут Рой Олиемюллер, я представляю пресс-службу североамериканского отделения BMW. От имени BMW и команды BMW Williams мы хотели бы поблагодарить организаторов этапа за предоставленную возможность устроить эту встречу. Позади две действительно трудных недели, Мы скорбим по погибшему сотруднику компании и по всем остальным жертвам бессмысленного террористического акта в Нью-Йорке.
Я хотел бы представить своих коллег, которые помогли организовать эту пресс-конференцию. Господин Эрик Пауэлл представляет пресс-службу трассы, Гуидо Столмэн - пресс-службу BMW Williams. Мне не видно, но кажется рядом с ними Энн Бродшоу из Williams. Если у вас есть вопросы, на которые мы можем ответить, спрашивайте, не стесняйтесь. Давайте перейдем к вопросам, если вам потребуется микрофон, то вот он стоит. Хочу спросить Хуана-Пабло, что вы чувствуете, возвращаясь в Индианаполис и участвуя в гонке на этой трассе?
Хуан Пабло Монтойя: Приятно вернуться в Инди, в Америку. У меня действительно хорошие воспоминания об Индианаполисе, моя команда была основана именно здесь, так что речь идет не только об Инди 500, но и о каждом, с кем я работал прошлые два года. Думаю нас ждет интересная гонка и мы сможем показать хороший результат.
Вопрос: Хуан, кажется, здесь цитировали высказывание Патрика Хэда о том, что тебе нужно приспособиться к Формуле 1, понять, что каждый круг здесь это своего рода спринт. Это действительно так? На каждом круге здесь приходится работать более интенсивно, чем в CART, интенсивнее, чем в Инди-500, которую ты выиграл?
Хуан Пабло Монтойя: Ну, Инди-500 - это совершенно иная гонка. Это очень долгая гонка; это 500-мильная гонка и на протяжении всей дистанции нужно беспокоиться о машине и всем остальном. Ну а спринт нужен уже в самом конце. Если говорить обо мне, на протяжении всей дистанции приходилось держать высокий темп и это была весьма интересная гонка. Я думаю, самое главное, что мне нужно было сделать в Формуле 1, - освоиться с машиной, как следует поработать с командой, чтобы попытаться извлечь максимум из тех настроек, которые я предпочитаю. Когда удавалось подобрать верные настройки, мы были конкурентоспособны. Я мог вспомнить гонки прошлого года, когда мы решили добиваться результата вместе, извлечь из машины все лучшее. Это было очень трудно. Это потребовало массы работы. Думаю, самая большая проблема проявится тогда, когда все мы выйдем в трассу, потому что я никогда не выступал здесь прежде. Начальные настройки обычно, как вы знаете, бывают слишком далеки от того, что мне необходимо.! Вот с этим будет разобраться непросто.
Вопрос: Хуан, мы помним, как яростно ты атаковал здесь первый поворот. Теперь тебе придется проходить его в обратном направлении. Что ты об этом думаешь?
Хуан Пабло Монтойя: Я не выступал на овалах уже почти год. Думаю, будет очень интересно снова вернуться на бэнкинги. Есть некоторая разница, потому что, когда мы попадаем на бэнкинг, то еще только начинаем набирать скорость. Знаете, идти на скорости 250-300 км/час, - это быстро. Но машина может идти намного быстрее. Судя по тому, что я слышал, первый поворот (на овале, 13-1 на классической трассе) не так уж сложен, его проходят "в пол". Это выглядит немного слишком, но ничего сложного здесь нет. Наверняка этот уик-энд будет связана с приятными воспоминаниями, особенно в день гонки , когда здесь соберутся все. Я приходил посмотреть гонку в прошлом году, и видел здесь массу народу. Надеюсь, в этом году соберется такая же толпа.
Вопрос: Хуан, как ты считаешь, удалось ли тебе вырасти как гонщику после возвращения в Формулу 1?
Хуан Пабло Монтойя: Нет, неправильно будет говорить о совершенствовании. Ты постоянно чему-то учишься, узнаешь что-то новое. Так что ты постоянно растешь и становишься лучше как гонщик. Каждый раз, когда ты возвращаешься на трассу, ты должен атаковать сильнее и сильнее, если хочешь стать лучше. Я не могу сказать, что я не атаковал в прежние времена, когда здесь выступал. Думаю, я всегда стремился раздвинуть свои пределы, - и когда выиграл здесь чемпионат, и когда я победил в Инди-500; я был хорош во всем. Теперь нужно стремиться к этому каждую неделю. В Формулой 1 приходится очень много работать на тестах, постоянно работать с машиной. Все это делают. Чтобы быть на конкурентоспособном уровне, необходимо стараться работать лучше, чем остальные. Это единственный способ победить.
Вопрос: Хуан, ты говорил о том, что здесь по-другому приходится работать с машиной, выводя ее на предел. Ну а что в этом первом сезоне в Ф1 - на трассе, вне трассы - что тебя по-настоящему удивило. Быть может, что-то, чего ты не ожидал в этом виде гонок?
Хуан Пабло Монтойя: Думаю, что наиболее трудная вещь - правильно использовать машину. В серии CART, когда я выступал на сликах, даже если машина не совершенна, можно показать очень неплохие результаты. Ее можно даже немного "загнать". В Формуле 1 с ее покрышками с протектором если настройки выбраны неправильно, после пары поворотов покрышки начинают рассыпаться или быстро терять сцепные свойства. Так что здесь необходим очень хороший баланс шасси, чтобы нормально работать. То есть, здесь с этим несколько сложнее.
Вопрос: Хуан, ты легко мог перейти в Формулу 1 сразу после победы в Формуле 3000. Как на твой взгляд, два года, проведенные в CART, помогли тебе в этом сезоне? Вообще, - пошло ли это на пользу?
Хуан Пабло Монтойя: О, да, помогли и очень серьезно. Они придали мне уверенность в том, что я могу выигрывать гонки, выступать успешно. Я получил истинное наслаждение от гонок за два года, которые я здесь провел. Узнал много новых вещей, которые понять невозможно, если не участвовал в гонках на овалах. Все эти знания здорово помогают в работе. Еще одна вещь, оказавшая мне большую помощь, то, что в прошлом году мне довелось пережить очень тяжелый сезон со всеми нашими проблемами. В прошлом году я 15 раз не доехал до финиша. В этом было не намного лучше. Я закончил четыре гонки или около того. Все эти сходы только укрепили меня психологически, я стал настолько сильнее, что, когда это происходит вновь, особого впечатления на меня не производит. Думаю, если ты все время побеждаешь, не знаешь неудач, никогда проигрываешь и так далее, тебе будет очень тяжело справиться с ситуацией, когда тебе достается машина, которая постоянно ломается. Знаете, на мой взгляд команда здорово выросла в этом году! , а машина стала намного более надежной. Но у нас было несколько неудачных гонок, я допустил несколько глупостей, но теперь дела идут лучше.
Вопрос: Хуан, Фрэнк Уильямс выводил эту команду из кризиса. В прошлом она несколько раз переживала спады, но затем возвращалась. В этом году команда, и ты и ваши результаты постепенно улучшались по ходу сезона. Отметил ли ты какие-то перемены и во Фрэнке? Правда ли, что этот человек всегда настроен позитивно, или он сейчас стал чаще улыбаться благодаря тому, что команда переживает подъем?
Хуан Пабло Монтойя: Я думаю, Фрэнк заранее, еще когда сезон только начинается, знает, что "Это будет хороший год, а этот - неудачный', ведь он столько времени работает здесь. Вообще-то, поначалу мы никак не ожидали, что будем выигрывать гонки, ну или полагали, что это будет очень непросто. Однако команда добыла четыре победы, три поула, вернее, четыре. Так что я думаю, что команда движется вперед, и по-моему, в следующем году она должна быть очень сильна. Я думаю, техника у нас в следующем сезоне будет лучше: машина, ее узлы, покрышки. Если машина в целом станет лучше, - а так и должно быть, - мы будем в состоянии бороться за победу в чемпионате.
Вопрос: Хуан, когда ты перешел в Формулу 1, ты немедленно дал понять, что собираешься бросить вызов Михаэлю Шумахеру...
Хуан Пабло Монтойя: Честно говоря, я вообще-то совсем не думал о Михаэле Шумахере, когда переходил в Формулу 1. Я пришел в Формулу 1, потому что хотел здесь гоняться. И первое, о чем нужно думать - о себе, а не о ком-то еще. Если бы я думал о Михаэле Шумахере или ком-то еще, я не в состоянии был бы думать о том, как вести машину. Так что, я просто сюда пришел, зная, что потребуется некоторое время на то, чтобы освоиться. Мои выступления немного похожи на движение вверх и вниз, вверх и вниз. Но чтобы полностью освоиться в машине, в чемпионате, научиться работать с командой, - на это потребовалось некоторое время. Если ты думаете о том, как лучше сделать свою работу, результаты будут. Мне в первом же сезоне удалось пару раз одолеть Михаэля, а этот парень - жесткий гонщик. Но я и себя считаю таким же.
Вопрос: В прошлом году, даже когда у тебя возникали проблемы с двигателем Toyota, ты все равно всегда ехал в передних рядах и очень быстро. Насколько труднее в этом году справиться с ситуацией, когда ты иногда проигрываешь в скорости своему напарнику? Насколько тяжело справляться с этим в психологическом отношении?
Хуан Пабло Монтойя: Оказавшись в Формуле 1, я знал, что учиться будет очень нелегко. Это парень выступает здесь ..., это ведь его третий сезон в команде и пятый в Формуле 1. У него гораздо больше опыта в работе с покрышками с протектором, используемыми в Формуле 1. Он отлично знает, как здесь все работает. Так что я знал, что будет нелегко. Я знал, что одолеть его будет очень трудно. В нескольких последних гонках я был намного конкурентоспособнее, чем он, и это придает сил. Думаю, это хорошо, ведь он поднимает свои ставки, я поднимаю мои, и он снова поднимает свои. Мы только выигрываем от этого. Подгоняя друг друга, мы двигаем вперед команду. Потому что наше соперничество позитивно. Часто приходится слышать, "Они не разговаривают друг с другом, они не сотрудничают", но я не думаю, что мы должны общаться ... Когда мы садимся с инженерами, говорим о машине, мы работаем вместе так, как должны это делать, так что команда от этого прибавляет. Я не думаю, что мы чего-то лишаем команду. Думаю, то! т способ, которого мы придерживаемся в работе, приносит команде много пользы.
Вопрос: Хуан, кое-кто в Формуле 1, включая нескольких гонщиков, сомневался в том, что в нынешних обстоятельствах стоит ехать сюда, в США. Разделяешь ли ты это беспокойство?
Хуан Пабло Монтойя: Нет, не разделяю. То, что произошло, очень печально, но я смотрю на это так, что жизнь не должна из-за этого останавливаться. Думаю, собравшись сюда на гонку, мы поможем людям избавиться от тревог и предложим им нечто такое, что поможет отвлечься от всего, что случилось несколько дней назад.
Вопрос: Не мог бы я уточнить кое-что? Речь о попытке Михаэля Шумахера уговорить остальных гонщиков первые две шиканы пройти без борьбы [в Монце]; говорили, что только один гонщик воспротивился этому. Был ли ты согласен с его предложениями или нет?
Хуан Пабло Монтойя: Я согласился с этим, потому что после происшествий, которые случались раньше, в частности, год назад, было совершенно ясно, что мы не хотели бы потерять половину пелетона в первом же повороте. Даже если никто в конце концов с этим предложением и не согласился, на мой личный взгляд каждый вел себя намного внимательнее. Только два парня столкнулись между собой. В остальном это был чистый старт. Думаю, если бы никто не поддержал предложение, в первом повороте все просто сошли бы с ума.
Вопрос: И это не оскорбило твои чувства как гонщика?
Хуан Пабло Монтойя: Нет. Одно дело быть гонщиком, другое - я даже не знаю, какое подобрать приличное слово. Мы - гонщики, мы должны участвовать в гонках. Но нужно понимать, что ты делаешь. Как я сказал, даже если бы никто не согласился на это предложение, как это на произошло фактически, думаю, что каждый был бы очень осторожен.
Вопрос: Хуан, ты всегда отличался способностью оставаться сосредоточенным в кокпите, в какой бы гоночной машине ты ни сидел. Но если взять этот сезон, твой дебютный сезон в Формуле 1, что было самой большой неожиданностью, неважно, позитивной или негативной?
Хуан Пабло Монтойя: Что ж, приятной неожиданностью стали все поулы, которые я завоевал, и победа. Я и в самом деле не ожидал, что смогу одержать победу в первом же сезоне. Неприятным сюрпризом стала атмосфера, настолько непривычная, что мне потребовалось какого-то времени, чтобы к ней приспособиться. Обстановка здесь намного более напряженная; это требует более крепких нервов. Думаю, у меня достаточно крепкая психика, так что все это не произвело на меня особого впечатления. Но потребуется немало времени, чтобы сосредоточиться только на своей машине, что я и должен был делать. Все это немного отвлекает от дела.
Вопрос: Хуан, мы знаем, с какими физическими нагрузками приходится сталкиваться каждому гонщику, но верно ли, что в Формуле 1 совершенно иной уровень психологической нагрузки, как в машине, так и вне ее?
Хуан Пабло Монтойя: В психологическом отношении здесь намного тяжелее. Нужно быть гораздо более сильным, чем в CART, потому что в CART атмосфера намного больше более дружественная. В машине все очень похоже. Когда ты сидишь в машине, твоя задача вывести ее на предел; в физическом отношении обе машины очень похожи. Вне кокпита, в CART любой говорит с любым, все относятся друг к другу дружески. Здесь почти невозможно переброситься с кем-нибудь словечком. Ты один и должен работать с людьми, окружающими тебя. Думаю, в таких чемпионатах, как этот, команда - очень важный актив.
Вопрос: Хуан, я знаю, что ты не гонялся на классической трассе. Довелось ли тебе проехать кольцо хотя бы на легковой машине?
Хуан Пабло Монтойя: Да, когда трассу еще только строили, а я приехал сюда накануне Инди-500. Я проехал по трассе с Тони Джорджем, он показал ее мне.
Вопрос: Чем может помочь команда? Она ведь выступала здесь год назад. В чем ты видишь главные сложности этой трассы?
Хуан Пабло Монтойя: Здесь много медленных поворотов и очень длинная прямая, придется искать компромисс при подборе прижимной силы. Сильно прижав машину вы выиграете на медленном участке и проиграете на прямых. Так что при подготовке к гонке нужно подобрать оптимальный вариант.
Вопрос: На некоторых трассах есть возможность провести тесты перед гонкой, но не в этот раз. Насколько трудно выступать на незнакомых трассах, вы успеваете изучить ее во время практики?
Хуан Пабло Монтойя: Конечно на незнакомой трассе свободные заезды проходят более напряженно, а немного отстаю, но не потому, что соперники уже провели один этап в Индианаполисе, тесты ведь никто не проводил. Резина сильно изменилась. Если удастся найти настройки во время практики, то все будет нормально.
Вопрос: Вы говорили об ином менталитете Формулы 1, ни разу не пожалели, что ушли в этот чемпионат?
Хуан Пабло Монтойя: Нет, потому что я хотел это сделать. Всю свою жизнь, с тех пор, как я себя помню, я мечтал о Формуле 1. У меня появился отличный шанс поработать с Williams, а их союз с BMW и Michelin говорил о том. что команда хочет идти вперед. Мы на самом деле здорово продвинулись. Такие предложения поступают не каждый день. Я приехал в Америку, добился того, чего хотел и даже больше. Выиграл чемпионат, стал "новичком года", "новичком года в Инди", выиграл Инди. Можно было остаться и продолжать штамповать рекорды, а можно перейти в "Формулу-1" к новым испытаниям, новому вызову. Я решил, что так будет лучше.
Вопрос: Учитывая тот компромисс, о котором вы говорили, оценивая трассу, мы ожидаем увидеть борьбу между вами и Ральфом?
Хуан Пабло Монтойя: В прошлом году мы видели, что Ferrari сильна на этой трассе. В пятницу мы можем сравнить Michelin и Bridgestone, от этого многое зависит. Если Michelin будет достаточно хорош, то мы будем конкурентоспособными и получим шанс на победу. Если повторится то, что произошло в Сильверстоуне, то у нас нет шансов. Но резина здоров прогрессирует, вспомните Спа, там было достаточно холодно, а мы были быстры. Посмотрим...
Вопрос: О многих пилотах Формулы 1 говорят в превосходной степени. Теперь, когда вам удалось побороться с ними на трассе, они достойны этих слов или некоторых переоценили?
Хуан Пабло Монтойя: Я не знаю... об этом трудно говорить. Я думаю есть действительно хорошие гонщики. Михаэль Шумахер очень жесткий парень, он очень давно в Формуле 1, очень опытный. Он быстр и позади Михаэля большая команда. Я думаю мы будем сражаться именно с ним. Если у нас будет необходимое оборудование, нужно бороться с ним, или с кем то еще, кто быстрее.
Вопрос: Хуан, давайте сравним опыт ваших выступлений в CART с текущим сезоном. У вас в прошлом году были очень хорошие отношения с партнером по команде - Джимми Вассером, можно ли их сравнить с тем, что сейчас происходит между пилотами "Вильямс"?
Хуан Пабло Монтойя: Это разные вещи. С Джимми мы дружили, он классный парень, мы часто вместе проводили время. С Ральфом все по другому. Мы профессионалы, он делает свою работу, а я - свою. Я уже говорил раньше, мы вместе работаем с инженерами, вместе стараемся сделать машину быстрее. Только из-за того, что я не разговариваю с ним, а он - со мной не стоит делать вывод, что машина поедет медленнее. Нужно профессионально относиться к своей работе, именно эти мы и занимаемся.
Вопрос: Вы выступали на овалах, вы побеждали на овалах, на овалах вы попадали в аварии. После той страшной аварии Занарди вы смогли бы вернуться на овалы?
Хуан Пабло Монтойя: Самостоятельно?
Вопрос: Да.
Хуан Пабло Монтойя: Я не знаю. Сейчас я в Формуле 1 и надеюсь провести здесь некоторое время.
Вопрос: Хуан, раньше вы стартовали здесь с ходу, на скорости в 200 миль в час по сигналу зеленого флага. Сейчас вы стартуете с места. Вы можете сравнить эти старты?
Хуан Пабло Монтойя: Разница невелика. Вы лучше готовы к первому повороту, резина уже прогрета, тормоза - тоже. Просто разный вид старта. В любом случае вы пытаетесь извлечь максимум. Теперь, когда в Формуле 1 появился старт-контроль, все зависит только от реакции гонщика."
Вопрос: Моторы BMW имеют преимущество на быстрых трассах. Здесь быстрые и медленные отрезки сочетаются, вы рассчитываете сохранить это преимущество в Индианаполисе?
Хуан Пабло Монтойя: Я не думаю, что можно говорить о серьезном преимуществе, наш мотор та же конкурентоспособен, как и у других лидеров. Да, мотор один из лучших, если не лучший, но я не могу сказать "Да, наш мотор мощнее, чем у соперников на 50 сил". Мотор силен, шасси "Вильямс" очень эффективно, особенно в аэродинамике и на быстрых трассах все это складывается в преимущество. У "Феррари" больше прижимной силы, но вы видите, они тоже очень быстры в конце прямой. У нас просто разные машины, и я думаю в этом году у "Феррари" получилось лучше. Нам надо прибавить в следующем сезоне, но у нас отличный мотор и не придется идти на жертвы. Я думаю, мы сможем работать и с большой прижимной силой.
Вопрос: Вы бы хотели обладать статусом, который Михаэль Шумахер имеет в Ferrari? Это могло бы дать преимущество?
Хуан Пабло Монтойя: Думаю в Williams подобное невозможно, они очень справедливы к своим гонщикам и способны обеспечить своих пилотов одинаково конкурентоспособным оборудованием. Правда запасная машина настраивается под нас по очереди. Но если он вдруг нужен, то пять минут и все готово. Разница только в этом. Если речь идет о более слабой команде, которая способна хорошо подготовить только одну машину, то конечно лучше быть "первым номером". Но в "Вильямс" достаточно ресурсов для полноценной работы с двумя машинами.
Вопрос: Вы имеете ввиду Ferrari?
Хуан Пабло Монтойя: Почему Ferrari? Потому что у Михаэля всегда есть запасная машина, или потому что он быстрее? Вы знаете, что Рубенс опередил его в прошлой гонке. Я не думаю, что они делают более мощный мотор для Шумахера, чем для Баррикелло. Моторы наверняка одинаковые. Даже если у Михаэля мотор мощнее, то это разница в две или три силы. Эти моторы настолько похожи, что разница в мощности очень мала. Может быть 0.05 секунды на круге, или что-то в этом духе. Так что в этом случае нельзя говорить о том, что у них разное оборудование. У них есть инженеры, есть ресурсы. Единственная разница - запасная машина.
Вопрос: Хуан, на большинстве трасс, особенно в Европе, большинство болеет за Шумахера. Вы рассчитываете, что в Америке ситуация сложится иначе, учитывая успешный опыт ваших выступлений?
Хуан Пабло Монтойя: Это было бы здорово. Приятно видеть колумбийские флаги на трассах, на любых трассах, я знаю, что многие колумбийцы приезжают на гонки. Для меня этап в Америке почти домашний, я провел здесь два последних года, моя семья живет здесь. Почти как дома.
Вопрос: Вы провели пару лет в Америке и ушли в Формулу 1, в спорт, который пользуется огромным уважением по всему миру. Вы считаете, что у Формулы 1 в Америке есть будущее? Американцы смогут принять этот чемпионат, как приняли NASCAR и другие соревнования?
Хуан Пабло Монтойя: NASCAR - это немного другое, у них в календаре 32 гонки... 32, 35, 36... слишком много (смеется). Я говорил с Джимми, он сказал, что сейчас в календаре 20 гонок. Парни, я на самом деле не думаю, что они когда-нибудь проводят тесты. Просто с одной гонки отправляются на другую, в "Формуле-1" немного другие правила. В NASCAR одинаковые машины, все дружат друг с другом. В Формуле 1 другие технологии, больше простор для экспериментов, это совсем иное. В NASCAR всего три вида машин, не так ли? В NASCAR три машины? "Форд", "Додж"...
Вопрос: Пять.
Хуан Пабло Монтойя: Очень похоже на CART, где вы выбираете шасси и мотор. В Формуле 1 вы должны добиться максимальной эффективности машины в пределах регламента. Самая большая разница - мотор, кто бы его не построил, и если вы действительно занимаетесь машиной, то я гарантирую - в 14 гонках из 17 появится что-то новое, какая-нибудь мелочь, которая заставит машину ехать быстрее.
Вопрос: Вы думаете американцы когда-нибудь смогут полюбить Формулу 1 так, как ее любят в Европе и Японии? Она сможет оказывать такое же влияние на нацию?
Хуан Пабло Монтойя: Американцы очень разные, Америка настолько большая, что думаю тут найдутся болельщики любых соревнований, они оценят и Формулу 1. Думаю тот факт, что американский этап проходит именно в Индианаполисе будет очень полезен для Формулы 1.
Вопрос: Хуан Пабло, вы думаете, что решение об участии в Гран При США после ужасных событий в Америке было необходимо для поддержания имиджа Формулы 1?
Хуан Пабло Монтойя: Да, вы знаете, что это решение принималось сообща, в том числе и организаторами этапа. Как гонщик, я не вижу в этом проблемы, организаторам пришлось тяжелее. Вы видите, мы приехали и я очень доволен тем, что буду участвовать в гонке. Нас ждет увлекательное зрелище, надеюсь мы сможем показать хороший результат.