Вопрос: Начнем с обычных вопросов о постоянном давлении на вас по поводу безопасности гонок и изменений в регламенте, в частности что вы думаете об износе резины. Как должна выглядеть профилированная шина на финише гонки?
Макс Мосли: Прежде всего о безопасности. Мы действительно ввели две поправки, которые слегка замедлят машины - приподняли переднее крыло и уменьшили количество элементов в заднем. Это послужит компенсацией прироста скорости, к которому приведет борьба между производителями резины. Изменений в аэродинамике недостаточно, для того чтобы компенсировать эту скорость, но посмотрим, как будет развиваться чемпионат. Требования к пассивной безопасности тоже стали более жесткими, но машины наверное все таки станут быстрее. Мы стараемся работать на перспективу, но нас опережают. Это вечная история.
Вопрос: Так как должна выглядеть изношенная резина?
Макс Мосли: Сейчас новые шины, когда на них еще есть канавки быстрее изношенных. Если когда-нибудь ситуация изменится на противоположную, то мы найдем множество мер для контроля - измерение глубины канавки или общей высоты колеса. В крайнем случае можно что-нибудь помещать в глубине канавок, чтобы машина сильно теряла в сцеплении с трассой в случае, если канавки стерлись. Пока это не стало реальной проблемой, не стоит волноваться. Как только она возникнет, мы сразу отреагируем.
Вопрос: Вспоминая ваши высказывания в прошлом сезоне об уровне вовлечения в Формулу 1 автопроизводителей, сейчас группа из пяти компаний хочет большего участия. Что вы думаете об их возможной причастности к самому высокому, коммерческому уровню этого спорта?
Макс Мосли: Думаю все только выиграют. Путь, о котором в последнее время много говорят - приобретение части холдинга Берни Экклстоуна, с моей точки зрения очень правильный и приведет к стабилизации. Придут серьезные компании с серьезными инвестициями и я не думаю, что речь будет идти о фактическом влиянии. Структура компании Берни сделана таким образом, что кто бы ей не управлял, он будет иметь всего один голос из 26-ти в комиссии Формулы 1. Команды имеют в своем распоряжении большее количество голосов и конечно можно пытаться влиять через них, но скорее всего компании будет больше интересовать коммерческая сторона дела больше, чем гипотетическое управление чемпионатом. Конечно мы будем прислушиваться к ним, как сейчас слушаем Берни, но это очень далеко от серьезного давления. Если подытожить, то думаю никакого вреда от их прихода не будет, скорее наоборот.
Вопрос: Компания "Даймлер-Крайслер" недавно вынуждена была уволить 26 тысяч своих служащих в США. Вы говорите о стабильности, которую производители могли бы обеспечить Формуле 1, но не будут ли они спорить о доле каждого при возникновении финансовых проблем?
Макс Мосли: Это всегда может случится, но есть долгосрочные контракты и долгосрочные интересы. Крупные компании, подобно той, что вы назвали, имеют приоритеты и направления развития бизнеса, именно поэтому они и хотят войти в чемпионат. Формула 1 привлекает большой общественный интерес во всем мире, посредством этого растут продажи и я не вижу даже намека на какую-либо опасность с этой стороны. А продажи всегда идут то вверх, то вниз.
Вопрос: Вернемся к проблемам безопасности. Пара проблем по отдельности не создает проблем, но объединившись может причинить серьезные неприятности. Первая - на тестах было много аварий. Вторая - четверть пилотов чемпионата - новички. Что вы думаете об этом?
Макс Мосли: Аварии на тестах должны прежде всего беспокоить команды - очевидно, разбив машину они должны многое начинать сначала. Это их проблемы. Вопрос о новичках тоже не слишком беспокоит меня - не надо забывать, что они имеют приличный опыт выступления в других чемпионатах. В любом виде спорта периодически появляются новички и приходя в Формулу 1 они имеют гарантию качества, выданную младшими чемпионатами. Надеюсь опытные пилоты примут к сведению, а новички будут осторожны.
Вопрос: Как убежденный сторонник безопасности в Формуле 1, вы поддерживаете правило о разрешении один раз перекрестить траекторию, как это сделал Михаэль Шумахер перед носом у Мики Хаккинена на скорости 190 миль в час в Спа, или его маневры на выезде из боксов на Гран При Японии?
Макс Мосли: Думаю несправедливо рассматривать Шумахера в отрыве от других. Так поступают многие пилоты. Култхард старался вытеснить Шумахера, Шумахер - Култхарда. Они точно знают, что делают и правило единственного перекрещивания траектории выработано в союзе с гонщиками. Нам было бы проще запретить любые маневры от выхода из поворота до начала торможения, но мы в этих случаях стараемся прислушиваться к мнению пилотов и было принято их предложение. Неприятный момент в том, что любое правило в определенной ситуации может стать потенциально опасным, но мы рассчитываем на то, что пилоты давно выступают вместе и не будут создавать проблем друг другу. Помимо физической опасности любой контакт почти неизбежно приводит к сходу с трассы.
Вопрос: В чемпионате NASCAR любой гонщик, задевший в боксах механика или просто покрышку автоматически штрафуется. FIA не собирается вводить подобное правило?
Макс Мосли: Мы на общих основаниях накладываем штраф, если видим вину конкретного гонщика. В Формуле 1 никогда не было автоматического наказания за событие, потому что иногда происшествие случается по вине стечения обстоятельств и пилот не виноват. Не слишком хорошо при этом штрафовать гонщика.
Вопрос: В чемпионате реально борются только две команды - McLaren и Ferrari - здоровая ли это ситуация для Формулы 1?
Макс Мосли: Я не уверен, что в этом году мы вновь увидим борьбу только двух команд. Приход Michelin может спутать все карты. Если между резиной двух производителей будет существенная разница, которая будет меняться от гонки к гонке, то может возникнуть много вариантов. Похоже Williams в этом году будет быстрее. Конечно "младшие" команды не имеют тех же ресурсов, что лидеры, но если оглянуться на историю гонок, то почти всегда боролись лишь две команды и никаких проблем при этом не возникало. Проблемы возникают в другом случае - если одна команда кардинально превосходит остальных, как Mercedes в 50-е годы или McLaren в 1988-м. Это оказывает разрушающее действие на спорт. Несмотря на борьбу двух команд чемпионаты последних четырех-пяти лет оказались весьма интересными.
Вопрос: Удивительно. В таком случае есть ли вообще проблемы в Формуле 1, которые для вас выглядят существеннее других?
Макс Мосли: Самый важный вопрос - позволим ли мы вернуть в Формулу 1 "трекшн-контроль" вместе со всевозможными устройствами, гарантирующими безопасность пилотов. Встреча с руководителями команд состоится 14 февраля. Они хотят вернуть "трекшн-контроль", а мы хотим дополнить машины некоторыми новыми устройствами, например для предупреждения столкновений - они будут предупреждать пилота в условиях дождевой гонки и плохой видимости о медленной машине впереди. Будет прибор для связи со стартером гонки, пилот сможет предупредить его о проблемах на старте, иногда очень трудно увидеть размахивающего рукой гонщика. Есть еще устройство для предотвращения аварий, устройство, ограничивающее скорость машины в зоне действия желтых флагов и при выезде "safety car". Все эти устройства технически возможны и мы сказали командам: "Хорошо, мы разрешим использование "трекшн-контроля", а вы обязуетесь смонтировать все эти новинки. Надеюсь 14 февраля мы договоримся и в течении года или двух все это начнем использовать.
Вопрос: Потребуется только год - другой или вы рассчитываете на более отдаленную перспективу?
Макс Мосли: Наиболее сложные приборы, реагирующие на ситуацию и предупреждающие пилота об аварии вероятно будут внедрены через два-три года, даже автомобильная промышленность пока не освоила выпуск подобного. Остальная электроника, к примеру предупреждающая о появлении впереди медленной машины или ограничении скорости на некоторых участках трассы, появится в течении 12 месяцев.
Вопрос: Принесут ли пользу эти системы в будущем рядовым автолюбителям, в последние годы вас много критикуют за большое отдаление машин Формулы 1 от серийных?
Макс Мосли: Думаю, что да. "Трекшн-контроль" доступен и на наиболее мощных и дорогих дорожных машинах, мы запретили их в Формуле 1 потому, что считали - машиной должен управлять гонщик, его искусство именно в том, чтобы справится с управлением машиной, которая весит всего 500 килограмм и имеет мощность в 800 лошадиных сил. Потом стало ясно, что современные компьютерные системы настолько сложны, что некоторые команды используют некое подобие запрещенного "трекшн-контроля". Это не совсем "трекшн-контроль", но весьма похоже. В результате мы тратим огромное количество времени и сил для поиска электронных обманов. С другой стороны все эти новые системы безопасности кажутся очень уместными на дорожных машинах и некоторые из них уже применяются в некоторых странах Европы. Активная безопасность - будущее автомобильной безопасности и используя новинки в Формуле 1 мы способствуем быстрому развитию таких систем для рядовых автомобилей. Вы знаете, в этом чемпионате, как на войне. У вас нет двух лет на внедрение новинки, все нужно делать сразу, а на производителей машин нет такого давления со стороны, им не надо так торопится с разработкой.
Вопрос: Характеристики программного обеспечения системы "трекшн-контроля" очень похожи на работу "старт-контроля", нет так ли?
Макс Мосли: Абсолютно.
Вопрос: Значит в этом вопросе вы отступили?
Макс Мосли: Да. Если все решится благополучно, то начиная с Гран При Испании - 29 апреля, именно компьютер будет управлять машиной на старте. Я не думаю, что кто-либо из-за этого получит огромное преимущество. Естественное преимущество получат более быстрые машины. Первоначально разрабатывались устройства, которые могли бы отслеживать огни стартового светофора, это неприятно, но фактически невозможно проверить такие вещи. Единственное, в чем мы будем твердо уверены - будет использоваться стандартный для всех электронный блок. Думаю, что проблем на старте будет меньше.
Вопрос: Что вы подразумеваете под проблемами? Больше не будет никаких переплетений на стартовом поле?
Макс Мосли: Теоретически пилоты должны сохранить позицию после того, как огни погаснут. Фактически у команд будет разная тактика, разная резина, здесь трудно предсказывать все факторы. Я буду неправ, если скажу, что старты не будут похожи на те, что вы видели в 2000-м году, потенциально старт должен стать более однородным. Все равно пилотам решать, когда нажать на тормоз в первом повороте.
Вопрос: Чем ближе гонка в Мельбурне, тем более важной темой становится Кими Райкконен. Система выдачи "суперлицензии" видимо нуждается в пересмотре, вы можете сравнить его, к примеру, с Дженсоном Баттоном?
Макс Мосли: Всем известно, что я голосовал против выдачи "суперлицензии" Райкконену. И я не думаю, что система выдачи лицензии нуждается в пересмотре. Там все очень прозрачно. Для того, чтобы быть допущенным к чемпионату нужно выиграть чемпионат Формулы 3 или хорошо проявить себя в Формуле 3000. Затем вступают в силу исключения - Комиссия может дать лицензию кому-то, не удовлетворяющему этим требованиям. Если, к примеру, Михаэль Шумахер покинет чемпионат на год, а потом снова вернется, конечно мы дадим ему лицензию. Подобное исключение было сделано для Алана Проста. И еще одно исключение мы сделали в случае с Райкконеном. Нет никаких сомнений в том, что он хороший гонщик. Надо отдать ему должное, Кими накатал на предсезонных тестах около 4000 километров перед гонкой в Мельбурне. В добавок ко всему у него будет испытательный срок на первые... думаю три или четыре гонки. Но мне всегда казалось, что если у вас есть определенные критерии, то им нужно следовать. Несмотря на все вышесказанное я надеюсь, что он будет плодотворно работать на трассе и не причинит никаких проблем другим пилотам. Если сравнивать Райкконена с Дженсоном Баттоном, то между ними есть большая разница - Дженсон очень успешно выступал в Формуле 3 и стартовал в большом количестве гонок, а Райкконен провел, не считая картинга, всего 23 гонки в Формуле Renault - сопутствующем чемпионате, в котором не всегда участвуют действительно хорошие гонщики. Тем не менее хочу пожелать ему удачи и продуктивного сезона.
Вопрос: Соперники Кими по чемпионату могут себя чувствовать в безопасности после этих слов?
Макс Мосли: Думаю, да. Не забудьте, он почти каждый день участвует вместе с ними в тестах, накручивая тысячи километров, так что к началу чемпионата Кими будет хорошо знаком с машиной, это совсем не тоже самое, как было бы, если бы мы с вами сели в машину чемпионата Формулы 1. Но и в чемпионате Формулы 3000 происходит много аварий, хотя эти гонщики прошли через младшие "формулы". Формула 3000 завершает воспитание пилотов, но в любом правиле бывают исключения, и это одно из них. Я еще раз говорю, что голосовал против его кандидатуры, но большинство поддержало.
Вопрос: Если говорить о времени на круге, то оно кажется всех удовлетворяет. Он конечно не похож на водителя автобуса, не было речи о каких-то других его недостатках?
Макс Мосли: Нет, пока все отзываются о нем очень хорошо.
Вопрос: Команды Sauber и Prost показывают неплохие результаты на тестах, после того, как получили мотор Ferrari. Хорошо ли для Формулы 1, что три команды и шесть гонщиков будут использовать одинаковые моторы?
Макс Мосли: Во-первых подобная ситуация недавно была - с моторами Renault и его производной - Supertec, была она и раньше - с Cosworth. Из 20 машин... нет, даже из 30 машин и на 24-х или 25-и стоял мотор Cosworth. Это хорошо, дополнительный аргумент в споре. Имея одинаковый мотор лучше видно, у кого лучший мотор, или лучший гонщик. Пока это не влияет на гонки, как соревнование, я не вижу каких-то проблем, то есть пока команды, использующие один мотор не стали сотрудничать с целью захватить лидерство в чемпионате, нас это мало волнует. Но я знаю, что этого не произойдет.
Вопрос: Календарь чемпионата находится под постоянных прессингом. В Москве строят трассу, в Китае уже построили. Трасс гораздо больше. чем этапов в чемпионате. Вы не думаете о расширении сезона, или он останется прежним?
Макс Мосли: Это не так просто сделать. Мы бы хотели видеть больше этапов в календаре, но команды говорят, что это совершенно невозможно, механики и весь персонал очень устают за сезон. Мы приняли за основу цифру 16-ть, и как исключение позволили добавить одну гонку. Так что я вижу единственный способ попасть в чемпионат - за счет отмены каких-то старых этапов.
Вопрос: Говорили еще о трассе в Бейруте. Берни Экклстоун одобрительно высказывался о возможности проведения там этапа...
Макс Мосли: Думаю, что это хорошее место, удачно расположено, часовой пояс подходящий. Но там постоянные политические проблемы.
Вопрос: Вы охарактеризовали чемпионаты Формулы 3000 и Формулы 3, как базовые для Формулы 1. Они выполняют свою задачу? Разве мы видим молодых пилотов, пришедших их этих чемпионатов? Вы упомянули Райкконена, он пришел из Формулы Renault, в конце девяностых многие пришли из японских чемпионатов...
Макс Мосли: Японская F3000 практически идентичная международной F3000, она поставляет классных гонщиков и нам, и в американские чемпионаты. Конечно многие удивлены появлением Райкконена, но еще раз говорю, это - исключение. Из Формулы 3000 пилоты разъезжаются по всему миру, кто-то попадает в CART, кто-то - в Indy, а затем возвращается в Формулу 1, как к примеру Хуан-Пабло Монтойя.
Вопрос: Теперь перейдем к недавней продаже команды Minardi. Вы проводили какие-нибудь финансовые проверки компании Пола Стоддарта?
Макс Мосли: Нет, не проводили. У команд есть определенные обязательства и любой, кто покупает команду, знает о их существовании. Мы очень хорошо знаем покупателя Minardi по чемпионату Формулы 3000, он отлично зарекомендовал себя и достаточно хорошо знает автогонки, чтобы осознавать ответственность и серьезность стоящей перед ним задачи.
Вопрос: В обсуждаемом переделе коммерческих прав на Формулу 1 вы остаетесь вне игры, особенно много говорил об этом Рон Деннис, с которым у вас была словесная пикировка в прошлом году...
Макс Мосли: Я думаю всегда с одной или другой командой будут трудности. Это часть жизни. Если есть управляющий орган, то всегда найдутся люди, этим органом недовольные. Мы согласились с Европейским союзом, что будем исполнять обязанности исключительно регулирующего органа, без коммерческих интересов в любом чемпионате.
Вопрос: Это касается и Формулы 1? Пару лет назад говорили, что FIA может получить 10%. Вы говорите о том, что и этих 10% не будет?
Макс Мосли: Да. Мы никогда не говорили о какой-либо сумме, это было бы не в духе нашего соглашения с комиссией ЕС. Их волнует вопрос конкуренции, то есть мы, имея коммерческий интерес к одному из чемпионатов могли бы потенциально препятствовать тем, кто собирается учредить новый чемпионат. Если мы хотим быть единственным управляющим органом, то не должны иметь никакой финансовой заинтересованности.
Вопрос: После стольких лет обсуждений вас устраивает такой вариант?
Макс Мосли: Да, думаю мы нашли вариант, который всех устраивает. Жаль, что на переговоры было потрачено столько сил и времени, но закончив их я остался доволен, потому что подтверждена руководящая роль FIA. И никто не может сказать, что эта роль используется для чего-нибудь, кроме регламентирования спортивных вопросов и обеспечения безопасности и справедливости. Она будет защищать нас по всему миру, ведь ЕС - не единственная территория для проведения гонок. Нужно иметь ясную и открытую позицию для защиты, в случае, если спор возникнет на другой территории.
Вопрос: Разъясните ситуацию с "трекшн-контролем". Если вы договоритесь с командами, когда они смогут смонтировать такие системы?
Макс Мосли: В Барселоне, на Гран При Испании, в конце апреля.
Вопрос: Машины наверняка станут еще быстрее, вы хотели бы замедлить их очередными поправками к регламенту по аэродинамике?
Макс Мосли: Да.
Вопрос: Насколько они станут быстрее?
Макс Мосли: Я думаю, что "трекшн-контроль" не даст прямого увеличения скорости, просто команды смогут эффективнее решать задачи, которые уже решены. Это немного сократит разницу между лучшими гонщиками и остальными. Существенный прогресс может быть достигнут на мокрой трассе, там эта разница станет еще меньше, но бороться с настройками и тормозами все равно придется гонщикам. Значительная прибавка скорости может произойти из-за "шинной войны" и будем принимать какие-то меры, в случае, если сочтем этот прогресс чрезмерным. Скорее всего они будут направлены на уменьшение сцепления с трассой.
Вопрос: В прошлом году господину Экклстоуну исполнилось 70 лет и печать обсуждала возможность передачи управления пяти автомобильным концернам, выразившим желание приобрести долю акций его компании. Берни заявил, что не намерен уступать свои обязанности. Как вы смотрите на этот вопрос? Берни все тот же?
Макс Мосли: Думаю он будет продолжать до тех пор, пока сможет. Я не вижу никакой разницы между тем, что он делал 10 - 15 лет назад, и делает сейчас. Так что если не случится ничего экстраординарного, он останется на месте. Да и автомобильные компании тоже будут не против. Они просто еще больше стабилизируют чемпионат. Уверен, что Экклстоун пробудет на своем посту дольше, чем я на своем.
Вопрос: Ваш прогноз на Кубок Конструкторов и личное первенство...
Макс Мосли: Думаю Ferrari и Шумахер будут сильны в этом году, но к счастью предсказать исход чемпионата довольно трудно. Многое может произойти, по крайней мере сейчас они мои фавориты, но к июлю все может измениться.
Вопрос: Мы благодарим всех, кто участвовал в пресс-конференции, особенно Макса Мосли в Лондоне. Спасибо, что уделили нам часть своего времени.
Макс Мосли: Спасибо вам. Я ценю возможность пообщаться с вами и благодарю за предоставленный мне шанс донести свои мысли до широкой аудитории.