Впервые за 25 лет FIA может спокойно планировать будущее Формулы 1, ведь в 2008-м истекает срок действия Договора Согласия...
Вопрос: Ваша позиция по поводу будущего Формулы 1 несколько лет остается неизменной, но дорога к поставленной цели оказалась извилистой. В чем причина этих проблем?
Макс Мосли: Теоретически все эти решения можно принять за неделю. Формула 1 - это ведь очень небольшая компания, которой не хватает гибкости. Немногие остались от тех, кто 25 лет назад подписал первый Договор Согласия, тогда наша компания была еще меньше, у нас было намного меньше денег и гораздо меньше адвокатов, чем сейчас.Когда я начинал вместе с March у нас было в сто раз меньше денег - бюджет команды составлял 113 тысяч фунтов, включая зарплату гонщиков. Сегодня, учитывая инфляцию эта сумма составляла бы около полутора миллионов, но тогда мы финишировали на третьем месте в чемпионате, выиграв гонку. А сейчас приличный бюджет - это 150 миллионов и я знаю команды, которые потратили гораздо больше, закончив этот сезон ниже третьего места.
Вопрос: Но дело ведь не только в снижении расходов?
Макс Мосли: Конечно. Есть еще одна проблема - Договор Согласия, предусматривающий многоуровневую систему внесения изменений в регламент. Она работала, когда нас было меньше, а сейчас стало невероятно сложно. Для поправки к техническому регламенту требуется согласие как минимум восьми команд из десяти, через их технических представителей. Потом нужно получить одобрение комиссии Формулы 1, т.е. набрать 18 голосов из 26-ти, а потом - решение всемирного совета FIA. Бесконечные обсуждения и неизбежные компромиссы, а в результате страдают зрители и Формула 1.Встречи с боссами команд намного менее эффективны, чем брифинги Чарли Уайтинга с техническими директорами. Иногда кажется, что обсуждать спортивный регламент с руководством команд попросту невозможно - они стоят во главе коллективов из 800 или даже тысячи человек, им некогда заниматься регламентом и они предлагают первое, что приходит в голову, не задумываясь о последствиях.
Вопрос: И все кончается очередной сменой регламента на квалификацию?
Макс Мосли: Вроде того (улыбается)! Мне кажется, что для Формулы 1 важна стабильность в таких вопросах, при обсуждении подобных предложений мы обычно обращаемся к экспертам, которые могут исследовать все возможные последствия.
Вопрос: Новый регламент на квалификацию кажется чрезмерно сложным...
Макс Мосли: Очень сложным, но по крайней мере на экране будут цифры и зрители поймут, кто сегодня самый быстрый гонщик. Я искренне полагаю, что наблюдая за происходящим зрители будут примерно в том же положении, в каком оказываюсь я, наблюдая за игрой в американский футбол. Я вижу, что это игра, но понятия не имею о том, что происходит.
Вопрос: Это ведь утомительно...
Макс Мосли: Об этом я и беспокоюсь. Квалификация с единственным быстрым кругом была не так интересна для собравшихся на трибунах и организаторы Гран При потеряли в продаже билетов, но по ТВ все выглядело очень неплохо. Даже с плохой режиссурой все понимали, что происходит на трассе.
Вопрос: Как президент FIA и авторитет в автоспорте вы не можете настоять на регламенте, который кажется вам оптимальным?
Макс Мосли: Идеальной была бы система, при которой федерация советуется со всеми участниками чемпионата, а потом под свою ответственность принимает решение. К сожалению все устроено иначе, существующая схема парализует любые реформы.
Вопрос: В таком случае зачем вам подписание нового Договора Согласия с пятью командами - Ferrari, Williams, Red Bull, Toro Rosso и Midland?
Макс Мосли: Есть желание двигаться вперед и сейчас мы обсуждаем с командами возможность упрощения принятия перемен к регламенту. Многие из них считают, что нужно 70% голосов, хотя мне кажется, что и достаточно и 51% - простого большинства! Эти пять команд заявили о своем желании выступать в чемпионате мира 2008 года. Они согласны с тем, что в определенный момент нам нужно будет утвердить новый Договор Согласия и я хочу, чтобы мы убрали ненужные процедуры.
Вопрос: Какие гарантии получают эти команды?
Макс Мосли: У них до 2012 года будут те же права, что и сейчас.
Вопрос: Какие именно?
Макс Мосли: К примеру - право участвовать в принятии решений.
Вопрос: Но чтобы упростить Договор Согласия вам придется получить согласие всех команд?
Макс Мосли: Да, но сейчас все складывается удачно, с нами Ferrari, Williams, Midland, две команды Red Bull и мы очень хотим добиться прогресса.Молодой менеджер Red Bull (Кристиан Хорнер) очень хорош. Жан Тодт абсолютно рационален, среди боссов команд Формулы 1 он - единственный, кто всегда поддерживал реформы в Формуле 1, даже если они были не в интересах его команды. Теперь с нами Фрэнк Уильямс которому больше не надо оглядываться на BMW, кроме того есть трое или четверо желающих выставить собственную команду, так что мы можем говорить о сложившемся чемпионате и предложить автопроизводителям из GPDA присоединиться к нему или создать собственный чемпионат. Я не вижу проблем, впервые с 1980-го года мы, вместе с командами, получили полную свободу в разработке регламента.
Вопрос: Кого вы имеете ввиду, говоря о трех или четырех желающих?
Макс Мосли: Их имена широко известны, вы и сами можете их назвать (вероятно речь идет о Дэвиде Ричардсе и Роджере Пенске). Они хотят выставить собственную команду в Формуле 1, но неспособны сделать это прямо сейчас из-за огромных затрат. Если мы сумеем сократить стоимость участия в чемпионате до 100-120 миллионов долларов в год, то они присоединятся к нам. Это независимые команды, которые хотели бы заработать в Формуле 1, а не потерять.
Вопрос: Это известные имена в мире гонок или инвесторы?
Макс Мосли: Это гоночные команды у которых есть деньги или доступ к ним. Если говорить о всех предложениях, то чемпионат может пополниться шестью командами, но серьезно настроены три или четыре команды. У них есть два года, чтобы подготовиться к дебюту, но для того, чтобы выйти на старт сезона 2008 года уже в начале 2006-го нужно принять решение.
Вопрос: Вы критикуете автопроизводителей из-за непомерного роста затрат?
Макс Мосли: Да. Жаль, что приходится снова об этом говорить, но это отправная точка. Сейчас некоторые команды тратят по 300-400 миллионов Евро за сезон и готовы ради победы тратить еще больше, ведь это важно для имиджа.Я хочу сказать им: "Если Вы хотите продолжать, то придется играть по нашим правилам, потому что этот чемпионат принадлежит FIA". Автопроизводители приходят и уходят, наша задача - следить за тем, чтобы чемпионат проводился и дальше, с ними или без них.
Вопрос: Но господин Матешиц, владелец брэнда Red Bull и двух команд (Red Bull и Toro Rosso) тоже может покинуть Формулу 1, если поймет, что чемпионат не отвечает его интересам?
Макс Мосли: Конечно, но это ничего не меняет. В нормальной рыночной ситуации нам не нужны громадные финансовые ресурсы Матешица, потому что всегда найдется замена, если только затраты будут не слишком велики. Современная Формула 1 - слишком дорогое удовольствие. Представители крупной частной американской компании недавно заявили Экклстоуну о своем желании участвовать в чемпионате, если годовой бюджет не будет превышать 80 миллионов долларов, только при этой сумме можно рассчитывать на прибыль. Фрэнк Уильямс и Ferrari настроены аналогично.
Вопрос: Но Ferrari - одна из команд, которые тратят огромные средства...
Макс Мосли: По моему мнению многое могло бы измениться, если бы Жан Тодт руководил всей компанией Ferrari, не только Scuderia. Даже бюджет в 100 миллионов Евро - это 25 тысяч с каждой проданной дорожной машины. Независимые, частные команды могут существовать только с прибыли или, по крайней мере, при нулевых убытках, на это настроены в Ferrari и Williams. Что касается Red Bull, я говорил с Дитером Матешицом и он заверил меня в том, что хотел бы контролировать затраты даже при солидном бюджете. Он знает цену своим деньгам и даже для него разумный бюджет - это 100-120 миллионов долларов.
Вопрос: С пятью командами и несколькими кандидатами на участие в Формуле 1 вы уже можете что-то противопоставить автопроизводителям...
Макс Мосли: Они всегда говорят о деньгах Берни, желая добиться иного распределения доходов в Формуле 1. Я понимаю, их раздражают капиталы Берни, но ведь именно он все построил, создав современную Формулу 1. Заявив о своем участии в чемпионате автопроизводители знали о существующей схеме, так что все эти разговоры о справедливости лишены смысла.Представьте, что в результате всех этих споров они будут получать от Берни на пять миллионов больше, но это ничтожная сумма по сравнению с затратами. Многие тратят 300-400 миллионов, так что согласившись на наши условия и ограничив бюджет до сотни миллионов они сэкономят гораздо больше. Я могу рассказать вам об одном производителе, не называя имен, который располагает суммой в 400 миллионов Евро, если говорить о прибыли акционеров и при этом тратит больше 200 миллионов только на моторы для команды Формулы 1!
Вопрос: Но как вы сможете помешать конструкторам тратиться на исследования?
Макс Мосли: Это непросто. Единственный способ как-то справиться с ситуацией - уменьшить соотношение между результатами и финансовыми затратами. Нужно сократить стоимость разработки мотора, аэродинамики, резины через спортивный и технический регламент. Если аэродинамический полигон одной команды работает 24 часа в сутки, а другая побеждает, используя полигон 70% времени, но пригласив лучшего гонщика, то в определенный момент станет понятно - эти деньги потрачены впустую.
Вопрос: Но ведь не все команды настолько экстравагантны...
Макс Мосли: Среди пяти, уже подписавших договор, две готовы всерьез потратиться ради победы, босс двух других подумает, если это будет разумно с финансовой точки зрения, остальные - колеблются.
Вопрос: Вы не хотите сделать Формулу 1 удовольствием исключительно для гонщиков и инженеров?
Макс Мосли: Сейчас это рай для инженеров. В некоторых коробках передач используются уникальные технологии, если конечно вы о них знаете. Увы, интересуются этим дюжина человек, а не миллионы поклонников. Но прямо или косвенно это те миллионы, которые платят за Формулу 1.Приведу еще один небольшой пример - аэрокосмическая промышленность Великобритании поставляет узлы для команд чемпионата, речь идет о мизерных объемах, которые, тем не менее, приносят огромную прибыль - команды готовы платить за качество. В сезоне 2003 года крупный автопроизводитель трижды менял блок мотора по ходу сезона! Разумеется в 2006-м мы вынуждены ограничивать поле деятельности инженеров... в Honda и BMW остались недовольны, им хотелось большей свободы, но большая свобода - это большие расходы.
Вопрос: Тем не менее Формула 1 должна остаться витриной для высоких технологий...
Макс Мосли: Так и будет, мы хотим сделать этот прогресс понятнее для болельщиков. Они часто говорят нам, что технологии очень важны, но не будем забывать о том, что 99% этих технологий неизвестны публике.