Гонщик «КАМАЗ-мастер» Эдуард Николаев отправляется на ралли-рейд «Дакар» в статусе действующего победителя – именно он выиграл прошлогоднюю гонку. Это была уже третья победа Николаева на «Дакаре». Буквально через пару дней Эдуард отправится в поход за четвёртой, марафон стартует 6 января, а перед этим в интервью F1News.Ru рассказал о том, как прошла подготовка к «Дакару-2018»…
Вопрос: Эдуард, на этот раз на «Дакар» не приедет ваш самый принципиальный соперник – Жерар де Рой. Кто, на ваш взгляд, будет главным конкурентом в его отсутствие: его команда Iveco, или, может быть, Renault, или кто-то ещё?
Эдуард Николаев: Конкурентов очень много, хоть и без Жерара – да, конечно, хотелось бы посоперничать с ним, потому что он, наверное, главный наш конкурент. Но так или иначе, он воспитал очень хорошую команду: на его грузовике поедет Федерико Виллагра, аргентинец, очень опытный спортсмен – много лет выступал в классическом ралли, два «Дакара» проехал… Уже в прошлом году был виден его уровень, что он сдаваться не собирается. Я думаю, в этом году он будет ещё агрессивнее – так что это очень сильный соперник.
За эту же команду едет Тон ван Генугтен – тоже быстрый пилот, на раллийных участках за ним очень сложно угнаться, да и в бездорожье тоже уже быстро вкатывается… Затем, команда Renault – это ван ден Бринк и Паскаль де Бар, два сильных пилота… Наши браться-славяне, МАЗ, уже тоже тут на пятки наступают, поэтому их теперь нельзя сбрасывать со счетов. Это очень сильный соперник, который набирается опыта с каждой гонкой, и что радует – ребята не стесняются очень активно подглядывать за нашими грузовиками, за нами, и повторять. Им это было разрешено изначально ещё нашим прежним руководителем Семёном Семёновичем Якубовым: чтобы ребята меньше времени тратили на подготовку техники, им дали такую возможность – смотрите, это вам упростит жизнь, и вы быстрее придёте к успехам – и они прогрессируют на глазах. В принципе, у них очень похожая на нашу машина, которая, конечно, позволяет держать хороший темп.
Алеш Лопрайс, тоже очень агрессивный спортсмен, со спортивным характером, боец до самого конца – если у него хорошая машина, то это тоже очень сильный соперник… Ну и Артур Ардавичус, который ездил несколько лет в нашей команде, то есть видел, как мы работаем, научился этому, и сейчас он едет на быстрой машине – на грузовике команды Iveco, то есть на бывшей машине Жерара де Роя, и тоже составит нам серьёзную конкуренцию…
Да и остальных никогда нельзя забывать – мы не знаем, кто станет «тёмной лошадкой», потому что всегда внезапно появляется какой-то новичок и начинает прессинговать лидеров… К тому же, конечно, на Tatra едет Мартин Коломы, который на «Шёлковом пути» до последних дней боролся и был в лидерах – тоже очень быстрый пилот… Ну и, пожалуй, уже неплохо себя показывает команда LIAZ – в первую очередь, Мартин Масик. Это молодые ребята, которые тоже уже борются за лидирующие позиции.
Вопрос: Насколько сильно изменился ваш грузовик по сравнению с «Шёлковым путём»?
Эдуард Николаев: Мой грузовик значительно отличается от того, что мы использовали на «Шёлковом пути». Самое главное – другая подвеска.
Вопрос: На пружинах?
Эдуард Николаев: Да. Пружинная подвеска – это очень серьёзный шаг вперёд. Затем, развесовка – мы ещё немножко поработали над ней, постарались снизить вес, что позволяет быстрее ехать на извилистых дорогах… Так же у нас много незначительных модификаций. Кроме того, я испытываю другие покрышки. К сожалению, я не могу называть их производителя, но, тем не менее, мы в этом направлении тоже работаем.
Вопрос: Речь идёт именно о шинах?
Эдуард Николаев: Да, о шинах – о шинах другого диаметра. То есть, если обычно мы едем на радиусе 20, то здесь мы установили покрышки радиусом 22,5, что позволяет меньше нагружать тормоза, они быстрее остывают, и держать более высокий темп на горных участках, и так далее. Конечно же, мы будем изучать сцепные свойства таких шин, смотреть, как они едут по песку. Потому, что всегда нужно что-то искать, нельзя останавливаться на достигнутом.
Мы с Michelin проработали больше 20 лет, и я не хочу сказать, что у них плохие шины, но мы, возможно, немножко засиделись, не смотрели, что есть в мире вокруг. А тут появились новые идеи – мы попробовали и поняли, что даже покрышки сейчас уже оказывают большое влияние на результат. Если раньше были глобальные, большие шаги – поменяли мотор, поменяли коробку передач, и за счёт этого достигали прогресса, – то сейчас уже уровень у всех настолько близкий, что даже замена покрышек, изменение каких-то мелочей уже влияет на результат. Поэтому мелочей для нас нет.
Вопрос: Этот Дакар отличается от прошлогоднего, в частности, тем, что гонка сразу начинается с песков. Вы вырабатывали какую-то специальную стратегию в связи с этим?
Эдуард Николаев: В общем-то, ничего нового в этом нет, в прошлом уже так Дакар начинался. С нашей точки зрения, пески в первый день это даже хорошо – потому что если это был пыльный этап, то очень сложно выиграть, если ты стартуешь первым или вторым. Бывало, что ты с первой-второй позиции скатываешься на десятую, потому что ты упираешься в последние джипы, которые пылят. А те грузовики, которые ехали за тобой, тебя опережают по времени, и на следующий день стартуют впереди тебя. И всё, ты стартуешь десятым, опять упираешься в чью-то пыль, и вот пошёл, пошёл откат.
В этом году, как мы считаем, должно быть проще. Всё-таки песок не создаёт такой пыли, и местность более открытая, что позволит нам уже с первых дней встать на те позиции, на которые рассчитываем, которые должны занимать с первых этапов. Потому, что каждый год получается, что КАМАЗы с первых дней отстают, возникает интрига, все начинают переживать… Конечно, к концу гонки мы выгрызаем позиции – те, которые должны быть, но может не хватить дней. Например, в этом году мы переживали – этапы сокращают, отменяют, и ты не знаешь, что тебя ждёт завтра – может просто не хватить времени. Так что лучше с первых дней, конечно же, быть впереди, среди лидеров.
Вопрос: Есть ли конкуренция внутри команды? Да, Антон Шибалов начинает «Дакар» как «боевая техничка», а у Дмитрия Сотникова другой мотор, но у Айрата точно такая же машина. Будет ли между вами конкуренция с самых первых этапов, или вы уже потом, в процессе, уже планируете решить, есть смысл конкурировать друг с другом?
Эдуард Николаев: Конкуренция будет как раз с первых этапов, так всегда было. Это уже в последние дни мы начинаем придерживаться стратегии и командной тактики. Но с первых дней нам дают возможность посоперничать, этого никто не запрещает. Конечно, в пределах разумного, какой-то грубой езды, некрасивых приёмов быть не должно, но соперничаем мы с первых дней гонки. И несмотря на то, что Антон Шибалов начинает ралли-рейд «быстрой техничкой», это только на первый этап. По сути, у нас в команде сейчас нет «быстрой технички», «техничкой» может стать любой из нас – тот, кто потеряет время, тот возлагает на себя эту роль, эти запасные детали, с которыми стартует Антон…
Вопрос: Это правило действует уже со второго этапа?
Эдуард Николаев: Да. Кто стартует с блоком запчастей на первом этапе, определяет руководитель команды. Но все видели, что тот же Антон стартовал с этим же багажом на последнем ралли-рейде «Шёлковый путь», а потом до последнего дня никто не знал, кто выиграет – Дима (Сотников) или Антон… И очень хорошо, что это так, что нет в команде обузы с этой «быстрой техничкой»… Такое было в прежние времена, когда основными пилотами считались Чагин и Кабиров, а роль «технички» всегда исполнял Ильгизар Мардеев. Но сейчас времена изменились – тактика поменялась, стратегия поменялась, и стать «техничкой» может любой из нас.
Вопрос: Есть такое поверье на «Дакаре», что очень сложно выиграть с «нулевым» номером, то есть второй раз подряд, потому что после победы экипаж обычно преследуют неудачи. Вас это как-то смущает?
Эдуард Николаев: Меня это не смущает нисколечко. У меня перед глазами есть пример – Владимир Геннадиевич Чагин, который не раз после выигрыша «Дакара» побеждал там снова. Есть Стефан Петрансель, многоопытный чемпион, который тоже подтверждает, что это поверье не действует. Да, на «Шёлковом пути» он разбил машину, но «Дакар» за «Дакаром» выигрывает. Поэтому, я считаю, значение имеют три фактора: чтобы экипаж был подготовлен, машина была надёжной, ну и, конечно же, это удача и везение. Если всё сходится, то вот он, результат. Конечно, если что-то идёт не так, то нужно бороться, в первую очередь, искать выход, а если не получается – с чем-то мириться. Если ты понимаешь, что всё – ты в лучшем случае второй или третий, нужно успокоиться и в этот раз дать выиграть кому-то из соперников... Но пусть лучше это будут ребята из нашей команды! (смеётся)