В четверг в Абу-Даби Виталию Петрову пришлось потрудиться: журналисты буквально выстроились в очередь, и интервью следовали одно за другим – это не считая того, что он принимал участие и в официальной пресс-конференции FIA. Кстати, чувствовалось, что российский гонщик заметно прибавил в английском: разговор F1News.Ru с российским пилотом Lotus Renault GP начался именно с этого…
Вопрос: Виталий, прогресс в английском очень заметен: это тоже важное достижение!
Виталий Петров: (смеется) Но еще есть куда стремиться!
Вопрос: Безусловно! А теперь поговорим о прогрессе другого рода. Сезон близится к завершению, вы занимаете 9-ю строчку в личном зачете: в какой мере вы довольны достигнутым?
Виталий Петров: По сравнению с прошлым годом, я доволен собственным прогрессом. Это проявляется в том, что я уже намного лучше понимаю эту работу, совершаю меньше ошибок в квалификациях, меньше вылетаю с трассы, и так далее. Но, разумеется, сезоном в целом я не совсем доволен.
Мы очень сильно начали чемпионат, машина у нас была очень хорошая. Хотя мы не были готовы бороться с Ferrari и McLaren, но отставали от них не так уж сильно. Например, в первой фазе сезона на каких-то трассах могли навязать борьбу той же Скудерии, а иногда даже и McLaren. Могли бороться с Mercedes GP, хотя они тоже были быстрее нас.
Но я был очень разочарован, что мы не смогли развить первые успехи, не смогли закрепиться на позициях, занятых в начале сезона. Начался спад, и до сих пор технические новинки, которые мы привозим на те или иные трассы, дают совсем небольшую прибавку в скорости, например, 0,1 секунды на круге. Я хочу, чтобы читатели понимали: когда на вашей машине нет эффективных новинок, она в течение всего сезона остается такой же, как была, но соперники при этом делают большой шаг вперед. Например, Toro Rosso, Sauber и другие команды.
И мне сейчас, чтобы попасть в финал квалификации, надо выжимать из машины не 80%, как это было в начале сезона: сейчас надо выкладываться на 120%. Приходится идти на риск, и в этой ситуации малейшее неточное движение, малейшая ошибка приводит к потерям времени. Стало намного тяжелее пробиваться в первую десятку, пробиваться в очки…
Вопрос: Но, все-таки, в чем дело? Ведь команда работает с прежним напряжением, все очень хотят добиться результатов…
Виталий Петров: Лишь во второй половине сезона мы обнаружили, насколько наша машина чувствительна, и речь не только о настройках. Могу привести такой пример: когда идет сборка машины, очень важно не перетянуть крепления боковых понтонов, потому что это влияет и на общую структуру машины, и на эффективность аэродинамического обвеса. Он начинает по-другому работать, и понять, в чем причины проблем, было очень тяжело. И буквально шесть гонок назад мы выяснили, насколько сильно это влияло на настройки и на прижимную силу машины.
В Абу-Даби мы привезли крыло, которое должно было появиться на машине еще 6-7 гонок назад. Представляете, прошло три-четыре месяца, и только сейчас мы добились, чтобы оно давало хотя бы небольшое преимущество.
Вопрос: В прошлом году сказывался не только недостаток опыта, но и недостаток взаимопонимания с командой: сейчас эта ситуация тоже изменилась к лучшему?
Виталий Петров: В этом сезоне я работаю с новым инженером, с Айо Комацу, и это огромный плюс. Проще стало и мне, и всей команде: мы сразу нашли общий язык и сделали большой шаг вперед. Мы очень хорошо понимаем друг друга, правильно настраиваем машину. Кроме Сингапура, где мы действительно плохо выглядели, и несмотря на все усилия, ничего не могли сделать, в целом ситуация была нормальной, я очень доволен.
Конечно, с другими членами команды пока еще есть некоторое недопонимание. Но мы продолжаем работать, чтобы достичь нужных результатов в этой области, потому что это очень важно.
Вопрос: Вы не раз говорили, что слабое место R31 – разгоны на выходе из медленных поворотов, поскольку ведущим колесам не хватает сцепления с трассой. В Сингапуре это здорово подвело команду, но на трассе в Абу-Даби таких поворотов тоже хватает: какие ожидания от уик-энда?
Виталий Петров: В Сингапуре была грязная трасса и много кочек. Здесь трасса должна быть более-менее чистая и ровная. Пока тяжело сказать, что и как будет, поскольку многое зависит от того, как будут работать шины Pirelli на этом покрытии. В Корее и Индии характеристики асфальта были примерно одинаковые, и мы знали, что там наша машина могла неплохо себя показать. В принципе, здесь асфальт выглядит так же, но температуры гораздо выше, поэтому гадать не хочется…
Вопрос: Сильно ли вы себя ругали за ошибки, допущенные в Индии? Это сказался прессинг, или причины были иные?
Виталий Петров: Как я и говорил, в квалификации мне пришлось выкладываться на 120%, и время, показанное в первой сессии, когда я опередил всех, тоже о чем-то говорит. И, конечно, я себя ругал, ведь достаточно было проехать так же, и я попал бы в финал. Но ты всегда стараешься превзойти предыдущий результат, едешь на грани, и риск ошибки возрастает.
Если говорить о гонке, то из-за моей ошибки на пит-стопе мы потеряли три-четыре секунды, и это было критично, ведь, по идее, я должен был выехать впереди Переса и ди Ресты, и тогда многое могло бы сложиться по-другому. И дело тут не в прессинге: я был абсолютно спокоен. Это просто… Словом, такое иногда бывает. Я бы понял, если бы я ошибся на старте, тогда можно было бы списывать на прессинг. А то, что произошло уже в ходе гонки, можно просто объяснить стечением обстоятельств.
Вопрос: В 2012-м году будет больше гонок, работать придется еще интенсивнее, и задачи придется решать более сложные: как вы собираетесь к этому готовиться?
Виталий Петров: Я хочу провести с командой некую беседу по следующему году, поскольку я не согласен со многим, что мы делали в этом сезоне, ведь ошибок было много. Поэтому я хочу собрать большую часть коллектива в каком-нибудь конференц-зале, встать перед ними и посовещаться, как всем вместе улучшить работу. Я готов выслушать замечания к моей работе в этом году, и хочу высказаться о том, что не понравилось мне. Все это поможет подготовиться к следующему чемпионату. Поднять эффективность работы внутри команды можно только при помощи такого разговора, только за счет улучшения наших отношений.
В прошлом году мы допускали одни ошибки, в этом году – другие. Поэтому я тоже не в восторге от того, что не все технические новинки оказались эффективными, тактические решения не всегда были удачными, и так далее. Поэтому нам есть о чем поговорить.