Возвращение Кими Райкконена в Ferrari – одна из главных тем для обсуждения на этой неделе. Многие эксперты сомневаются в том, что в Маранелло сделали верный выбор, пригласив финна в напарники Фернандо Алонсо. Четырехкратный чемпион мира Ален Прост уверен, что команда пошла на риск...
Вопрос: В 2014 году Кими Райкконен вернется в хорошо известную ему Ferrari, вместе с которой он выиграл титул в 2007 году. Складывается впечатление, что Lotus не понравился его уход. Нет ли у вас ощущения, что команда рискует, собираясь работать с Алонсо и Райкконеном?
Ален Прост: Это рискованный шаг, и в этом не может быть никаких сомнений. Почему? Причин несколько. В Ferrari подписали контракт с Райкконеном из-за некоторого напряжения в отношениях с Алонсо. Все это видели и знали: Фернандо и его менеджер вели переговоры с другими командами. Одно это создало напряженную обстановку. Кроме того, после появления Кими Алонсо уже не сможет быть лидером Ferrari – с самого начала сезона в команде появится два «первых номера».
Вторая причина в том, что Ferrari не хватает изобретательности. Это уже не эпоха Жана Тодта, Росса Брауна и Рори Бёрна – гения, о котором мало говорят. Рори не столь популярен, но именно он конструировал машины, выигравшие столько гонок. Сегодня он практически на пенсии, и это чувствуется. Кроме того, в Ferrari нет столь волевого руководителя, как Жан Тодт или Росс Браун, чтобы работать с двумя очень опытными пилотами, которые уже выигрывали чемпионаты. Существует проблема эго, так что команде придется как-то контролировать двух этих гонщиков.
Итак, всё это рискованно. Но вы знаете, иногда дух соперничества помогает добиться успеха. У меня был великолепный сезон с Айртоном Сенной в 1988 году, хотя борьба была очень острой. Однако тогда у нас были отличные отношения, и мы старались превзойти друг друга. Мне кажется, что в случае с Ferrari это будет немного сложнее.
Вопрос: Можно пригласить лучших гонщиков, но не добиться успеха, если машина окажется неконкурентоспособной, разве нет?
Ален Прост: В Формуле 1 за долгие годы кое-что изменилось. Например, ни в одной команде я не был лидером. Во всяком случае, это никогда не было оговорено в моем контракте. Однако иметь настоящих «гонщика №1» и «гонщика №2» – это дополнительное оружие всех ведущих команд. По крайней мере, команда концентрируется на одном гонщике, а напарники не отбирают друг у друга очки. Ferrari добивалась успеха в том числе и благодаря этому.
Вопрос: Значит, вы считаете, что лучше иметь «гонщика №1» и «гонщика №2»?
Ален Прост: В спортивном аспекте это помогает добиваться более высоких результатов и работать эффективнее. Как и все, я стал болельщиком. Я считаю, что приход Райкконена в Ferrari сопряжен с риском. С другой стороны, если говорить от лица болельщика, здорово иметь двух столь конкурентоспособных пилотов в команде, тем более в Ferrari. Однако справиться с этой задачей будет нелегко. Если делать ставку на эффективность, то надо, чтобы у гонщиков были разные статусы. Кроме того, нельзя недооценивать и итальянских журналистов – они тоже оказывают прессинг. Очевидно, что в тот или иной момент может произойти какой-то конфликт.
Вопрос: В Ferrari снова пригласили гонщика, которого уволили несколько лет назад в обмен на чек в 35 миллионов евро. Нет ли у вас ощущения, что это создает хаос, особенно учитывая тот факт, что руководство командой не изменилось?
Ален Прост: Вот именно. Но мне кажется, в этом привлекательность Формулы 1. Это закрытый и ограниченный мир. В тот или иной момент у каждого из нас возникают проблемы. Тогда вы стараетесь подавить злобу, забываете о произошедшем и стремитесь как можно лучше выполнять свою работу. Не думаю, что у конфликта между Ferrari и Райкконеном были какие-либо последствия.
Вопрос: Фернандо Алонсо выиграл оба титула с Renault, а теперь ему предстоит выступать с гонщиком, который принес титул в Ferrari. Это логично, или ошибочно, или недостаточно хорошо спланировано?
Ален Прост: Логично? И да, и нет. Однако все три определения в той или иной степени подойдут, поскольку последние несколько недель Фернандо был недостаточно лоялен к команде, а в результате Ferrari подписала контракт с Кими. В конце концов, я не хочу никого судить. Если проанализировать ситуацию, у Ferrari не было другого выбора. Снова подписать контракт с Фелипе Массой – это не очень хорошая идея. Надо было взять либо молодого пилота, например, Нико Хюлкенберга, который фигурировал в списке кандидатов и стал бы хорошим напарником Алонсо, либо Кими Райкконена, который очень давно доказал, что не похож на остальных гонщиков. Возможно, он один из немногих, кто сумеет адаптироваться к Фернандо и будет мириться с тем, чтобы время от времени оказываться «вторым номером». Кроме того, у Кими не будет политических или иных разногласий с командой. Возможно, это не такой плохой выбор.
Вопрос: На данный момент кто вам кажется более успешным: Алонсо или Райкконен?
Ален Прост: Если говорить о сезоне в целом, то есть соблазн назвать Алонсо. Он всегда был стойким гонщиком, т.е. максимально использующим все доступные средства. Однако многое будет зависеть от психологического настроя каждого из них в межсезонье и в начале следующего года. Нельзя забывать, что вступает в силу новый регламент. Будет ли Райкконен активно участвовать в работе команды? Это не самая сильная его сторона, так что в инженерном плане ему будет нелегко. Теоретически, на данный момент Алонсо превосходит Райкконена.