Вопрос: До Гран При Испании вы не участвовали в чемпионате, а перед первой гонкой сезона в Австралии были тест-пилотом. Каково было наблюдать за коллегами по ТВ?
Педро де ла Роса: Было очень трудно, я считал, что у меня нет шансов вернуться в чемпионат. Но когда такой шанс появился, адреналин пошел в кровь. Ничто не могло быть лучше возвращения в чемпионат на домашней трассе. Оценивая итоги сезона хочу сказать, что мне повезло, если бы я остался в Arrows, то мы бы закончили его позади Minardi. Jaguar гораздо сильнее, я дважды зарабатывал очки и смог реализовать свой потенциал.
Вопрос: Через неделю после Гран При Австралии вы опробовали Jaguar в Сильверстоуне. Какое впечатление оставили у вас эти тесты?
Педро де ла Роса: Это невероятно! Я был вне игры и вдруг вернулся к гонкам. Гонщикам свойственно думать о том, что карьера будет вечной, за одним этапом будет другой. Вернувшись я понял, что место в команде потерять очень просто.
Вопрос: В Австралии произошла серьезная авария с участием Жака Вильнева и Ральфа Шумахера, погиб маршал. Потом в Бразилии Монтойя и Ферстаппен попали в подобную аварию. Вы не считаете, что в этих инцидентах виновата разница в торможении между Michelin и Bridgestone?
Педро де ла Роса: Нет, хотя многие так считали, ведь в обоих случаях врезались в пилотов, выступающих на Michelin. Я попробовал оба типа резины, между ними не такая уж большая разница.
Вопрос: Вы считаете, что важнее увеличивать меры безопасности на трассах, а не в машинах?
Педро де ла Роса: Не надо ничего делать с машинами. Конечно можно укрепить кокпит, ужесточить требования креш-тестов, но мы уже достигли того уровня безопасности, когда гонщик остается цел при любой аварии. Я имею ввиду целостность кокпита, а не тела пилота. Теперь нужно заботится о мерах безопасности на трассах.
Вопрос: Стоп-сигналы могли бы предотвратить подобные аварии?
Педро де ла Роса: Я никогда не выступал с ними в гонках, и хотя в Ferrari настаивают на необходимости применения стоп-сигналов. Не думаю, что что-то изменится.
Вопрос: Гонки подразумевают риск?
Педро де ла Роса: Только на старте. Вы пробуете предугадать развитие ситуации и постараться избежать аварии на входе в первый поворот, но никогда не перестанете думать: "А если бы это случилось со мной?" После тех аварий, в которых я побывал, я действительно доверяю своей машине. Я никогда не думаю, что могу попасть в аварию. Конечно жизнь может измениться в одну секунду, но это невозможно предвидеть. Это - часть игры, игры в Формулу 1.
Вопрос: Чемпионский титул, кажется, сам искал Ferrari с начала сезона. Михаэль Шумахер начал побеждать в Австралии и выиграл четыре последних гонки подряд. У Ferrari действительно столь серьезное преимущество перед соперниками?
Педро де ла Роса: Разница видна в очках. У Ferrari столь же конкурентоспособная машина, как и у McLaren, но она надежнее и за рулем сидит Михаэль Шумахер.
Вопрос: Что бы вы хотели изменить в Формуле 1?
Педро де ла Роса: В этом спорте не бывает дружбы. Формула 1 отлично организована, команды очень профессиональны. Вряд ли что-либо изменится в ближайшее время, так что любая критика не имеет смысла. Формула 1 все дальше отдаляется от остального мира.
Вопрос: Говоря о переменах необходимо упомянуть и о последствиях трагедии 11 сентября, вероятно она скажется на бюджетах команд?
Педро де ла Роса: Формула 1 должна приспособится к действительности. Если экономика идет на спад, то совершенно логично желание спонсоров сократить финансирование. Это всегда неприятно и главное, чтобы не пострадала безопасность. Лучше ограничить число тестов, чем увидеть чью-либо смерть на трассе.
Вопрос: Автопроизводители используют вас, чтобы совершенствовать свои машины?
Педро де ла Роса: Мы работаем с новыми моторами, шасси, различными узлами, резиной. Именно поэтому в Формулу 1 вложено столько денег. Мы говорим о высоких технологиях, о том, как использовать более дешевые, но не менее стойкие и надежные материалы. Многие думают, что Формула 1 не имеет никакого отношения к тем машинам, что встречаются на улице, но опыт сокращения затрат очень важен.
Вопрос: Вы не видите никаких национальных проблем в чемпионате?
Педро де ла Роса: Сейчас у британцев практически монополия в чемпионате. Хорошо, что есть Ferrari с большим количеством итальянских специалистов. Если бы Prost был так же конкурентоспособен, как Ferrari, то баланс между нациями был бы оптимален. Но сейчас ситуация такова, если вы не работаете в Ferrari, то сотрудничаете с британскими командами, большинство производителей и поставщиков оборудования сосредоточена в Великобритании. Хотелось бы большего разнообразия. В ближайшем будущем ситуация может измениться, Toyota работает в Германии, Sauber - в Швейцарии, Prost - во Франции, Minardi и Ferrari - в Италии... есть тенденция расширения географии, но преимущество все равно у англичан.
Вопрос: Вы видите какую-нибудь разницу между менталитетом англичан и американцев в Jaguar?
Педро де ла Роса: В команде много американских инженеров, постоянно придумывающих что-то новое, но 90% команды - английские специалисты. Никаких проблем у них нет, здесь собрались профессионалы.
Вопрос: Что вы думаете о перспективах создания испанской команды?
Педро де ла Роса: Я всегда об этом мечтал. С Джоан Виладелпрат и Telefonica мы были близки к этому. Вопрос непростой. Испания не так технологически продвинута, как другие европейские страны. Для того, чтобы заставить людей поверить в перспективы нужны результаты, без них трудно.
Вопрос: Как по вашему, Берни Экклстоун много сделал для этого спорта?
Педро де ла Роса: Он - гений. Благодаря ему Формула 1"стала профессиональным и популярным видом спорта... мне очень нравится то, что он делает. Такая энергия в его возрасте! Мне кажется, что мы еще долго будем работать под руководством Берни!
Вопрос: Какова роль менеджмента в Формуле 1?
Педро де ла Роса: Сейчас всем нужны менеджеры. Гонщикам нужен кто-то, способный защитить их коммерческие интересы, договориться со спонсорами, придумать распорядок мероприятий, сделать сайт и.т.д... Все стало гораздо профессиональнее, чем 10 лет назад. Те, кто считает иначе, никогда не работали с настоящими профессионалами.
Вопрос: Вы часто говорили, что Формула 1 очень эгоистичный спорт...
Педро де ла Роса: Вы должны быть эгоистом, чтобы на 100% посвятить себя гонкам. Вы должны сосредоточится на спорте. Если посвятите хотя бы часть себя чему-либо другому, то это отрицательно скажется на вашей работе. В конце концов вас будут оценивать по тому, насколько вы хороший гонщик, а не насколько хороший человек. Я хочу войти в историю Формулы 1, в справочники... думаю это касается любого спорта.
Вопрос: Как же вы собираетесь работать со спонсорами?
Педро де ла Роса: Нужно уметь комбинировать работу на трассе и вне ее, не забывая о приоритетах. Вы должны быть абсолютно готовы, и мысленно, и физически, к полноценной работе в команде. Общение со средствами массовой информации очень важно, если я полностью готов к участию в гонках, то я могу уделить время чему-то постороннему, если нет - я забываю обо всем, кроме гонок.
Вопрос: Испанская пресс обычно считает, что чем успешнее гонщик выступает в чемпионате, тем чаще он должен давать интервью...
Педро де ла Роса: Я работал с Такаги, Ферстаппеном и Ирвайном. Я могу ручаться, что они не уделили прессе и десятой части того внимания, которое я посвятил журналистам. Если люди говорят обо мне что-то плохое, то они совершенно не понимают этого спорта. Я с удовольствием даю интервью, но не принимаю никакой критики.
Вопрос: Вы женились, будете отцом. Это изменит вашу жизнь в Формуле 1?
Педро де ла Роса: Я говорил с гонщиками, которые имеют детей, с Физикеллой, Ферстаппеном, Баррикелло. Они все сходятся во мнении, что дом и семья - наилучший способ отвлечься от гонок и тестов. Но люди все разные и я не знаю, что произойдет со мной. Я женился, а о детях пока говорить слишком рано. Большая семья, это здорово!
Вопрос: Что вы думаете по поводу Мики Хаккинена?
Педро де ла Роса: Ему нужен был перерыв, есть у него ребенок, или нет.
Вопрос: Что вы думаете о Ники Лауде, как о бывшем гонщике?
Педро де ла Роса: Он не был моим героям, просто я тогда был слишком молод. Я из поколения поклонников Сенны и Проста. Но я очень уважаю Лауду лично и восхищен его работой на посту босса команды.
Вопрос: Уход Жана Алези означает конец "старой школы" гонщиков?
Педро де ла Роса: Все огорчены его уходом. Он отличается от гонщиков следующих поколений, сегодняшние пилоты бессердечнее. Посмотрите на Райкконена, ему 20 лет, а он говорит, как будто ему 80! Хорошо, что такие разные люди гоняются друг против друга в Формуле 1.
Вопрос: каким вы видите себя через 10 лет?
Педро де ла Роса: Сезон закончился и я жду, не дождусь того момента, когда снова сяду за руль. Пока я конкурентоспособен, не могу думать об уходе. Может быть в будущем что-то изменится, но сейчас я полон сил.
Вопрос: Если бы вы снова начинали карьеру пилота Формулы 1, как бы продали себя спонсорам?
Педро де ла Роса: Я знаю, чего хочу в жизни и верю, что достаточно хорош для этого спорта. Я не люблю говорить о себе, это должны делать другие люди. Я здорово прибавил в последнее время, может быть вырос. Правда вместе с опытом возросла и нагрузка. Мне нравится, как себя ведет Ники Лауда, он всегда делает то, что говорит... я ненавижу тех, кто только говорит о том, что собирается сделать, а поступает совершенно иначе.
Вопрос: Сезон закончился, впереди 2002 год. Что вы можете сказать о Бобби Рейхоле?
Педро де ла Роса: Я не думаю, что отношения между Лаудой и Бобби как то воздействовали на команду. Бобби ушел быстро, потому что был достаточно умен, он понял, что разным людям трудно одновременно делать одну работу. Ситуация могла отрицательно повлиять на команду, но к счастью этого не случилось.
Вопрос: Все жалуются о столь длинном перерыве перед началом нового сезона...
Педро де ла Роса: Я думаю, что мы слишком много отдыхали в этом году. Ограничение на тесты поможет лишь большим командам. Остальные могут на что-то рассчитывать только после тестов, у них нет денег на продолжительную работу в аэродинамической трубе. После медового месяца я буду серьезно тренироваться, покатаюсь на картах, чтобы быть полностью готовым к январю. Нужно снова почувствовать машину.
Вопрос: Вы что-то можете рассказать нам о новом Jaguar R3?
Педро де ла Роса: Я? У меня есть некоторые сведения от инженеров по поводу распределения веса, работы в аэродинамической трубе. Остальное пока в процессе проектирования. Я не могу сказать своего мнения, пока сам не увижу, в начале сезона все машины могут рассчитывать на победу в чемпионате, наверняка они сделают хорошую работу. Нужны хорошие комплектующие и хорошие инженеры. Все, что мне нужно - быстрая машину, этот год показал, насколько трудно пытаться дорабатывать медленную машину по ходу сезона.
Вопрос: Будут ли серьезные изменения в структуре команды перед началом сезона?
Педро де ла Роса: Ники упорно работает над укреплением команды, но я ничего не знаю.
Вопрос: Вы не вините английскую прессу в противопоставлении вас Ирвайну?
Педро де ла Роса: Я хорошо знаю англичан, им свойственно восхвалять то, что им принадлежит. Я стараюсь не выступать в британской команде, имея коллегу британца... ничего больше.
Вопрос: С кем у вас хорошие отношения?
Педро де ла Роса: Я часто болтаю по телефону с Ферстаппеном и даже пригласил его на свадьбу.
Вопрос: Вы ради приходу Toyota?
Педро де ла Роса: Это интересно. Добавится еще один соперник, первый сезон для них будет очень сложным, потому что чемпионат просто экстремально конкурентоспособен. Алана Макниша ждет новая работа, хотя он хороший гонщик и быстро освоится. По поводу таланта Мики Сало у меня нет никаких сомнений. Toyota провела массу тестов и хотя они говорят, что рассчитывают на последнее место, я думаю результат окажется выше их ожиданий. Так что следите за этими парнями, это очень большая и отлично организованная команда, они должны здорово прибавить по ходу сезона.
Вопрос: Сможет ли популярность Формулы 1 в Америке сравниться с популярностью в Европе?
Педро де ла Роса: Постепенно. Прошлогодний Гран При США прошел хорошо, в этом году зрители пришли, несмотря на трагедию за неделю до гонки. Нужно быть последовательными и проводить американский этап каждый год.
Вопрос: Что вы думаете о проведении Гран При в других странах, например в Китае?
Педро де ла Роса: Это естественный путь развития, чемпионат мира должен расширяться. Не могут все этапы проходить в Европе и лишь некоторые в странах остального мира.