Вопрос: Здесь, в Индианаполлисе, вы стоите перед окончанием вашего четвертого сезона в качестве владельца команды и третьего в качестве руководителя "БАР". Как бы вы оценили этот период?
Крейг Поллок: Самым сложным был первый год, 1998-й. Я принял команду, которая не хотела менять владельца, я чувствовал, что персонал Кена Тиррела был настроен против меня. Пришлось бороться по ходу сезона с собственной командой, чтобы заставить их что-либо делать.На следующий сезон мы сделали хорошую машину, но она все время ломалась. Трудный был сезон, менялся регламент, машина была конкурентоспособной, но никак не могла добраться до финиша. Потом мы решили построить надежную машину, которая сможет финишировать, попытавшись сохранить ее конкурентоспособность. Надежность действительно была, но конкурентоспособности не хватило и чемпионат мы закончили лишь на пятом месте.В этом году, я думаю, мы просто недооценили силу и прогресс соперников. В чемпионат пришли автопроизводители и большие деньги, мы не смогли предвидеть, насколько вперед уйдут сильные команды. У нас получилась надежная, но неконкурентоспособная машина.
Вопрос: Вы испытали на себе последствия спора с ФИА по поводу разной раскраски машин?
Крейг Поллок: Конечно. Идея была очень хорошая, в правилах не было никаких запретов по этому поводу, но мы поняли, что если правила нет, но оно будет выдумано. Произошедшее внесло разлад между командой и ФИА, но это положительно сказалось на характере команды, мы с самого начала привыкли бороться.
Вопрос: Теперь вы признанный всеми босс собственной команды, в противоположность тому, что было раньше...
Крейг Поллок: Я не думаю, что заслуживает уважения тот, кто покупает. Уважают того, кто показывает результаты. Мы очень самокритичная команда и сегодня (в субботу) мы занимаем лишь пятую строчку в чемпионате и недовольны этим.Я думаю, что многие владельцы команд поняли за последнее время смысл слова гонщик. Можно не быть буквально гонщиков, вы можете быть бывшим гонщиком, или механиков, который сделал себе карьеру в гонках, но для того, чтобы участвовать в "Формуле-1" вы должны быть гонщиком. Это не тот человек, который накручивает в машине круги по трассе, это тот, кто хочет победить и это единственная цель. Все владельцы команд знают, что я - гонщик, гонщик в своем сердце.Я совершенно не забочусь о себе, моя единственная забота - команда и я гарантирую, что каждый цент, который у нас есть, вложен в работу, я думаю, что именно этим заслужил уважение боссов остальных команд.
Вопрос: Интересно, что бывшие гонщики редко становятся владельцами преуспевающих команд. Команды Алана Проста и Джекки Стюарта находятся на самом дне, а впереди как раз те, кто никогда не участвовал в гонках - Жан Тодт и Рон Деннис. Исходя из этого вы тоже можете претендовать на титул...
Крейг Поллок: Я думаю, что идеальные условия для победы - явное заявление намерений и коллектив, который понимает вас и поддерживает в трудную минуту. Если они остались со мной после этих трудных лет, то останутся и дальше. Команду делают люди и ничто другое. Я просто маленький винтик в большом механизме. Я никогда не оценивал себя слишком высоко, но и не ожидал сопротивления со стороны собственной команды. Те, кто не хотел быть со мной, сейчас работают в других местах.
Вопрос: Это относится и к вашим акционерам?
Крейг Поллок: Я не могу говорить за них. Одна из особенностей "БАР" - три крупных акционера - "British American Tobacco", "Reynard Group" и я. Были некоторые затруднения, но сейчас они остались в прошлом. Причина очень проста - все хотели быть лидерами, а лидер может быть только один. .. Они думали, что это очень просто. Я могу ручаться, что сам не ожидал, насколько трудная это работа. Интересно. почему я не позволил кому-нибудь заняться этим?
Вопрос: Вы когда-нибудь жалели о том, что пришли в "Формулу-1"?
Крейг Поллок: Никогда, но если бы вы предложили мне сделать это еще раз, я бы подумал дважды. Теперь я знаю, насколько это трудный бизнес. Здесь одновременно работают 12 крупных компаний. И каждый старт становится публичной ревизией вашей деятельности. В других сферах деятельности ревизии бывают раз в квартал, два раза в год или ежегодно, но нигде не бывает 17 ревизий за год. И все это происходит публично, в газетах, на телевидении, в электронных средствах массовой информации. Каждый раз вас оценивают.
Вопрос: Вернемся к 12 командам... Крейг, вы знаете, что это искусственное число. Намного большее число команд могло бы бороться, одни бы приходили, а другие выбывали...
Крейг Поллок: Я не соглашусь. Размеры трасс ограничены, в конце концов размеры боксов определяют число участников. Требования к безопасности, средства обсужтивания тоже накладывают свои ограничения. Я думаю, что 24 машины из 12 команд - на сегодняшний день это максимум.
Вопрос: Тогда я задаю вам вопрос, как руководителю одной из этих 12-ти искусственно выбранных команд... Почему именно эти команды, а не другие?
Крейг Поллок: Это произошло еще перед моих приходом в "Формулу-1", так что у меня нет определенного мнения. Единственное, что я могу сказать - число команд выбрано верно. Искусственно произошло, или нет, трудно сказать. Но если вы хотите войти в чемпионат, то вам придется пройти соответствующие юридические процедуры.
Вопрос: Которые прошли и вы?
Крейг Поллок: Да, которые прошли и мы.
Вопрос: Вы делите поддержку "Хонды" на двоих, с "Джордан". Не боитесь, что они уйдут к сопернику?
Крейг Поллок: Если мы потеряем "Хонду", значит они не верят в "БАР", будущее команды и ее структуру. Если это произойдет, значит у нас бы плохой союз, но в настоящее время таких опасений у меня нет, мы работаем в правильном направлении, это знают и в "Хонде". Они знают обо всем, что мы делаем, о каждой мелочи, так и говорите с ними, они имеют опыт побед в "Формуле-1", мы - пока нет. Я не волнуюсь по поводу потери "Хонды", просто хочу убедиться, что мы вместе движемся в верном направлении.
Вопрос: Из этого автоматически вытекает следующий вопрос. Когда вы сказали, что недооценили прогресс соперников, то под словом "мы" имели ввиду и "Хонду"?
Крейг Поллок: Я говорил о "БАР", точнее о ключевом персонале команды. У "Хонды" по этому поводу другое мнение, но им тоже нужна победа и они прибавят. Они тоже должны доказать нам, что движутся вперед.
Вопрос: Какую резину вы будете использовать в следующем сезоне?
Крейг Поллок: Пока этот вопрос открыт, мы можем сотрудничать с любым поставщиком резины. Сейчас идет оценка их работы, как они прогрессировали, что сделали, потому что часто одна резина гораздо лучше другой. Мы примем решение в конце сезона, но его принятие будет непростым, обе компании действительно прогрессируют.
Вопрос: Наверное "Хонда" предпочла бы работать с японской компанией, с "Бриджстоун"?
Крейг Поллок: ... "Хонда" всегда предпочитала японские компании европейским. Успех складывается из качеств гонщиков, резины, команды и мотора. Если вы проигрываете хотя бы в одном компоненте, то не сможете выигрывать гонки. Они точно знают, что нужно сделать единственно правильный выбор. Это похоже на химическую формулу с пятью или шестью элементами. Все должно быть на своих местах и стоит только добавить катализатор, происходит реакция, вы выигрываете гонку.
Вопрос: Вы обновляете команду перед следующим сезоном, кого вы пригласите в компанию к Малькольму Оастлеру?
Крейг Поллок: Вы рассказываете мне о моих действиях... на самом деле мы с Малькольмом сели за стол и проанализировали ситуацию за последние полгода. Мы приглашаем людей не только в помощь Малькольму, мы оцениваем весь ключевой персонал и смотрим, где не хватает опыта. Туда приглашается опытный специалист.
Вопрос: Я слышал, вы приглашаете кого-то из высшего состава "Вильямс". Кого?
Крейг Поллок: Деда Мороза. Нет, серьезно, мы положили глаз на некоторых персоналий "Формулы-1", кто мог бы помочь команде. Но вы можете пригласить лучшего специалиста в мире, но если он окажет отрицательное влияние на мотивацию команды, то эффект будет отрицательным. Нужно оценивать не только способности человека, но и его характер и способность к работе в новом коллективе. Мы можем пригласить людей из "Феррари", "Макларен", "Вильямс"... Речь не идет только о "Вильямс"...
Вопрос: Жак Вильнев сказал недавно, что его лучшие годы позади. Вы, как его босс, менеджер и друг согласны с этим?
Крейг Поллок: Я никогда бы не сказал, что лучшие годы Жака позади. Просто мы пока не даем ему инструменты для того, чтобы он мог делать свою работу.
Вопрос: Но это он сказал, а не вы...
Крейг Поллок: И все равно я не думаю, что его лучшие годы позади. Если бы он выступал за "Феррари", то выиграл бы чемпионат. Но не на нашей машине. Да, мне как другу и его наставнику мне обидно, что он не может показать свой талант, но он тоже часть команды и должен помогать нам двигаться вперед, создавать новые машины. Окончательное решение за ним, он останется в "БАР" еще по крайней мере на год и мы должны помочь ему доказать, что лучшие годы Жака не остались позади.