Незадолго до окончания сезона стало понятно, что для HRT он окажется последним. Официального заявления так и не было сделано, а гонщики – единственные, кто комментировал ситуацию. Недавно журналисты испанской газеты Marca обратились за новостями к Педро де ла Росе…
Вопрос: Вы выглядите довольно уставшим…
Педро де ла Роса: Да, но это объясняется тем, что я не прекращаю заниматься разными вещами и как всегда тренируюсь. Нужно уметь переворачивать очередную страницу и смотреть в будущее, но надо признать, что я сохраняю реальный взгляд на вещи. Для сотрудников HRT всё сложилось неприятно.
Вопрос: В HRT, как и во многих других испанских компаниях, полным ходом идут сокращения?
Педро де ла Роса: Это так. Я видел, как на это реагируют мои друзья, но руководители HRT делают всё, что в их силах, поскольку ситуация сложна для всех.
Вопрос: Проект уже закрыт?
Педро де ла Роса: Я не знаю, я всего лишь гонщик, а никаких официальных заявлений не было. Тем не менее, все испытывают одно и то же чувство – проект заканчивается, поэтому я ищу другие варианты продолжения карьеры в следующем году.
Вопрос: Что говорят об этом ваши дочери?
Педро де ла Роса: Ничего. В моей гоночной карьере редко бывало так, что я участвовал в каком-либо проекте, зная наперед, что его ждет в следующем году. Ситуация сложная, но не хуже, чем у многих других людей. Я отдал все силы HRT. Если бы я знал, что не выложился на 100%, то испытывал бы терзания совести и плохо спал, а это не тот случай.
Вопрос: Вы были лицом HRT, делились с командой своим опытом и настойчиво двигались к цели. Вы не чувствуете себя обманутым?
Педро де ла Роса: Нет. Это был амбициозный и сложный проект, и мы старались чего-то добиться. В конце концов, мы вложили в него душу, и в какой-то мере все ответственны за его неудачу.
Вопрос: Испания упустила свой шанс в Формуле 1?
Педро де ла Роса: Это еще одно разочарование для страны, ведь другой испанской команды больше не будет. HRT – уникальный проект, но мы не ожидали, что не сможем развиваться. Сомневаюсь, что увижу еще одну испанскую команду, поскольку благодаря Фернандо Алонсо в стране есть интерес к Формуле 1, а значит, у нас была подходящая среда для развития. Не думаю, что в среднесрочной или долгосрочной перспективе вновь сложатся все необходимые факторы.
Вопрос: Вы говорили, что удивлены продажей команды...
Педро де ла Роса: Проблема не в этом, а в том, что ее так и не купили. Все команды, кроме двух или трех, периодически выставляются на продажу – это в порядке вещей.
Вопрос: Вы считаете, что имидж команды подходил для привлечения инвестиций?
Педро де ла Роса: Больше всего мы пострадали из-за национального и европейского кризиса – он не обошел и Формулу 1, но, прежде всего, затронул испанские предприятия. Мы не в силах на это повлиять. Никто не прогнозировал, что кризис станет столь серьезным и продолжительным. Он разорил нас, и нам не хватало поддержки испанской промышленности.
Вопрос: Дело в потере поддержки или веры?
Педро де ла Роса: Нет, дело не в вере, но учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, это нормально. Когда в вашей стране или в вашей компании столь сложная ситуация, попасть в Формулу 1, поддерживая испанскую команду, становится проблематично. Кроме того, нам помешало то, что мы не смогли перенести команду за пределы Испании.
Вопрос: По крайней мере, вы можете вернуться в McLaren, или работать на телевидении, или в Santander, ведь вы консультируете привилегированных клиентов этого банка...
Педро де ла Роса: Нет, это не так. Я выбрал свой путь: я два раза покидал McLaren, и эта команда больше не собирается открывать передо мной двери. Да, я не был ей верен, решил всё начать с нуля – все это так. Тем не менее, я верю, что останусь в Формуле 1 в качестве тест-пилота или резервного гонщика и продолжу пилотировать машины, хотя никаких гарантий нет.
Вопрос: Многие гонщики с хорошей финансовой поддержкой ищут место в командах. Вы знаете, сколько вам потребуется денег?
Педро де ла Роса: Нет. Полагаю, что это большие суммы, но нужно каждый день следить за событиями на рынке, чтобы понять, как обстоят дела.
Вопрос: Михаэль Шумахер завершил карьеру, а спустя три года вернулся, поскольку его ничего не держало дома…
Педро де ла Роса: Понимаете, я скучаю по семье, у меня есть другие заботы, но я знаю, что в жизни должен быть один проект, которым я буду заниматься, что бы ни произошло. Я не собираюсь сидеть дома перед телевизором и проводить время исключительно в заботах о близких – не думаю, что они этого хотели бы.
Вопрос: Я знаю, что вам нравятся прямолинейные люди, так ли это?
Педро де ла Роса: Думаю, да. Я всегда боролся за любимое дело, и мне, как и многим другим, повезло заниматься тем, что мне нравится. Работая в HRT, я осознал это гораздо лучше, чем когда-либо.
Вопрос: Вы работали в самых крупных и самых маленьких командах в Формуле 1...
Педро де ла Роса: Да, это так. Я работал в разных командах и с разными людьми. Этот год многому меня научил, я увидел, как люди борются за выживание, хотя располагают лишь десятой частью того бюджета, который есть у большинства. И всё же, это было здорово.
Вопрос: По крайней мере, гонщиком, которого чаще всего обгоняли, оказались не вы, а Шарль Пик из Marussia – более 70 раз.
Педро де ла Роса: Я несколько раз обогнал Шарля в последней гонке. Если абстрагироваться от различных проблем и историй, мы неплохо провели сезон. Машина серьезно уступала в скорости, но мне удавалось несколько раз опередить пилотов Marussia и даже Caterham, например, в Хоккенхайме мы смогли финишировать впереди Тимо Глока. В целом, сезон складывался довольно успешно, но я понимаю, что в это сложно поверить, когда видите наши результаты. Нам просто не хватило времени.
Вопрос: Что вы думаете о победах Себастьяна Феттеля в трех последних сезонах?
Педро де ла Роса: Мне кажется, в этом году Фернандо Алонсо больше заслуживал титула, поскольку он добивался стабильных результатов, хотя машина была недостаточно конкурентоспособна. В 2011-м Феттель явно доминировал, но можно согласиться, что он один из самых быстрых гонщиков, который умеет добиваться успеха и является очень серьезным соперником. С лучшей машиной или нет, но он будет бороться до последнего.
Вопрос: Считаете ли вы Red Bull Racing фаворитом в следующем году?
Педро де ла Роса: Конечно, могут быть варианты. Поскольку сохранился прежний регламент, три самых крупных команды, Red Bull Racing, Ferrari и McLaren останутся в лидерах, но у соперников достаточно времени, чтобы создать более конкурентоспособную машину. На самом деле, в этом году преимущество Red Bull Racing было не столь очевидным, а в первой половине сезона ни одной из команд не удалось доминировать. Кроме того, лучшая машина по ходу сезона была у McLaren, и они должны были выиграть Кубок конструкторов, если бы не проблемы с надежностью.