В Монце исполнительный директор компании Cosworth Тим Рутсис говорил о работе компании в этом году и новом регламенте на моторы, который сейчас разрабатывается на сезон 2013 года…
Вопрос: Как вы оцениваете этот сезон?
Тим Рутсис: Перед началом чемпионата мы говорили о конкурентоспособном и надёжном моторе, причём второй аспект вызывал наибольшие опасения. У нас было от шести до девяти месяцев на постройку моторов, но наши прежние двигатели имели ресурс чуть более 300 км, так что предстояло решить непростую задачу. Я горжусь тем, что мы смогли сделать, сейчас наступила новая фаза – мы учимся максимально использовать потенциал мотора.
Вопрос: До сих пор вы использовали более консервативный подход?
Тим Рутсис: Сейчас моторы более тесно интегрированы в конструкцию машины, команды используют «выдувной» диффузор, в котором поток выхлопных газов позволяет добиться большей прижимной силы. Это весьма необычный подход, в некоторых ситуация двигатель работает в режимах, которые могут вызвать преждевременный отказ, и поиск решений, позволяющих добиться преимущества, избежав поломок, стал серьёзным вызовом.
Вопрос: Вы готовите о поддержании стабильного давления выхлопных газов при отпущенной педали газа?
Тим Рутсис: В прошлом подобных решений не было, так что нам пришлось серьёзно задуматься об этом.
Вопрос: Вы можете объяснить простыми словами принцип этого решения?
Тим Рутсис: Есть вещи, которые я не могу комментировать, ведь в паддоке немало тех, кто ищет такое решение, но суть проста – нужно поддерживать стабильность потока, проходящего через диффузор, при различных положениях педали газа. Есть несколько вариантов решения этой проблемы, но нужно тщательно контролировать все процессы, иначе пострадает мощность и другие параметры.
Вопрос: Насколько серьёзные инвестиции потребуются при разработке двигателя, соответствующего новому регламенту на сезон 2013 года?
Тим Рутсис: Инвестиции зависят от регламента, но судя по той информации, что у нас есть сегодня, речь идёт о цифре с восемью нулями. Такой бюджет позволит разработать новый мотор, точнее – новую силовую установку.
Многое решит выбор технологий. Если регламент будет написан таким образом, что в результате получатся моторы, которые нельзя использовать вне Формулы 1, тогда нам нужно честно сказать – мы не будем этим заниматься, если команды не смогут оплатить исследования.
Если двигатели можно будет использовать где-то ещё, тогда можно шире подходить к вопросам финансирования. Большинство производителей хотели бы видеть в числе своих клиентов три команды – это позволяет сохранять стабильность. При меньшем числе клиентов нужно искать другую модель бизнеса.
Вопрос: Регламент на сезон 2013 года ещё не утверждён, но общие принципы уже определены. Вы ими довольны?
Тим Рутсис: Регламент разрабатывается под руководством FIA, скоро они объявят итоги этого процесса, который продолжается уже больше девяти месяцев. Судя по всему, это будет действительно интересный регламент, но очень важно не допустить новой финансовой гонки. После обсуждений в рабочей группе производителей стало ясно, что даже крупные компании не могут позволить себе чрезмерных расходов. Думаю, здесь нас ещё ждёт определённая работа.
Необходимо ограничить затраты в областях, требующих серьёзного финансирования, но не приносящих пропорционального эффекта, инвестировав в направления, которые имеют хорошие перспективы в будущем. Нужно проанализировать количество средств, которые вкладывает каждый из нас, и сейчас такая работа идёт.
Вопрос: Вы говорите о фиксировании определённых затрат, новом «замораживании» регламента?
Тим Рутсис: Думаю, стоит признать, что двигатель внутреннего сгорания, который в более-менее схожей конфигурации используется уже сотню лет, очень сложно улучшить. К примеру, если предоставить свободу выбора соотношения диаметра цилиндра к ходу поршня при заданном рабочем объёме, то мы затратим колоссальные средства в поиске оптимального соотношения. Выиграем ли мы от этого? Нет.
Подобных факторов множество, но перед нами поставлена другая цель – добиться более эффективного использования топлива, и мы ищем возможности контроля расходов при работе в этом направлении.
Вопрос: У Cosworth достаточный потенциал, чтобы конкурировать с крупными автопроизводителями?
Тим Рутсис: В этом году исполнилось сорок лет с тех пор, как мы работаем в Формуле 1. За эти годы у нас никогда не было большого бюджета, но обычно мы добивались отличных результатов.
Вопрос: В прошлом уже использовались турбированные двигатели небольшого объёма, в чём разница?
Тим Рутсис: В количестве топлива, которое можно израсходовать во время гонки. Оно будет серьёзно ограничено. В нашем музее есть моторы, развивавшие мощность в полторы тысячи сил, но по современным меркам они невероятно прожорливы.
Сейчас мы обсуждаем ограничение в 35-50% от сегодняшнего потребления топлива. При этом машины будут проезжать ту же дистанцию с прежней скоростью. Перемены достаточно серьёзные.
Вопрос: Как будут звучать такие моторы?
Тим Рутсис: Иначе, чем сегодня, но в истории Формулы 1 использовалось множество конфигураций моторов, и все они звучали по-разному. Мотор с турбонаддувом будет тише сегодняшних атмосферных двигателей без глушителя, но не думаю, что тихий двигатель – это плохой двигатель. Они по-прежнему будут работать на относительно высоких оборотах.
Вопрос: Речь идёт об ограничении объёма топливных баков или подачи топлива?
Тим Рутсис: Оба ограничения имеют смысл, если мы хотим избежать использования режима с большим потреблением для квалификации. Если нормировать подачу топлива, команды не смогут добиться прибавки в мощности на коротком отрезке времени. Кроме того, я думаю, что в будущем более важную роль будут играть системы рекуперации.
Вопрос: Многие автопроизводители покинули чемпионат. Как вы считаете, они скоро вернутся, или потребуется долгое время?
Тим Рутсис: Интерес автопроизводителей цикличен, если Формула 1 будет прогрессировать, мы вновь увидим рост заинтересованности с их стороны. Вероятно, Ferrari будет выступать всегда, а интерес других компаний зависит от поставленной цели, но важно избежать одновременного прихода или ухода большого числа крупных компаний, чтобы не дестабилизировать спорт.
Вопрос: В сезоне 2013 года нас могут ждать сюрпризы – одни производители моторов выиграют при смене регламента, другие проиграют…
Тим Рутсис: Этот вопрос обсуждается на заседаниях нашей рабочей группы. В спорте должна быть непредсказуемость, которая и рождает интерес, но в идеале должна получиться ситуация, близкая к сегодняшней, когда на машину, способную побеждать, можно поставить любой двигатель, и она финиширует на тех же позициях.
Вопрос: Регламент на двигатели составить сложнее, чем на шасси?
Тим Рутсис: Если проанализировать качество инженерных решений в Формуле 1, умение команд быстро находить оптимальные варианты, то я не вижу причин, по которым ситуация изменится в 2013-м. Возможно, кто-то на короткий отрезок получит преимущество, но не думаю, что оно будет долговременным.
Вопрос: Сейчас регламент на двигатели заморожен. На какие сроки он будет фиксирован после принятия нового регламента?
Тим Рутсис: Идея в том, чтобы утвердить регламент в течение года и зафиксировать основную архитектуру двигателя на период в пять лет.