В предыдущем эксклюзивном интервью F1News.Ru участник программы SMP Racing, резервный гонщик Renault и McLaren Сергей Сироткин сказал, что хотел бы заняться развитием автоспорта в России. Во время Гран При России в Сочи мы попросили его поподробнее рассказать об этих планах, а также прокомментировать возможные нововведения в самой Формуле 1.
Вопрос: Сергей, что вы думаете по поводу озвученной Берни Экклстоуном идеи разделить Формулу 1 на категории, чтобы заводские команды сражались бы за Кубок конструкторов, а прочие коллективы боролись за первенство в своей отдельной группе?
Сергей Сироткин: Мне кажется, это особенность Формулы 1 – отсутствие деления на категории. Если от него отказаться, будет сложно объяснить болельщикам, что такое Формула 1, чем одна категория отличается от другой. Мне эта идея кажется лишней. За последний год я побывал на этапах разных гоночных серий, на многие вещи посмотрел и могу сказать, что у Формулы 1, конечно, есть непростые моменты, для которых не первый год пытаются найти решение, но в глобальном смысле она остается «королевой автоспорта», ни одна другая серия не способна составить ей конкуренцию. Потому не нужно создавать новые сложности и ими перечеркивать сильные стороны чемпионата.
Вопрос: А идея с квалификационными гонками – она жизнеспособна?
Сергей Сироткин: Аналогичный ответ. Есть система, за которой зритель привык наблюдать, и эта система работает. Да, есть моменты, которые можно сделать лучше, но если приводить в пример даже нынешний сезон, с мая и квалификации, и гонки были очень интересными.
Проблема в том, что люди постоянно обращают внимание на один далеко не лучший уик-энд и в течение нескольких месяцев его обсуждают. Более того – те, кто слабо разбирается в автоспорте, слышат лишь негативные комментарии отдельных специалистов, и вместо того, чтобы адекватно оценивать ситуацию, начинают за ними повторять.
Вопрос: Получается, нужно оставить гонщиков в покое, не изобретать никаких квалификационных гонок и рассчитывать лишь на то, что инженерам каким-то образом удастся добиться равной конкурентоспособности машин?
Сергей Сироткин: Здесь важен баланс. Если заставить лидеров стартовать позади, конкретная гонка, безусловно, будет интереснее, но взгляните на ситуацию с позиции крупного автопроизводителя. Вы работаете более эффективно и инвестируете больше средств, ваши конкуренты либо менее эффективны, либо просто желают сэкономить, так почему эти самые конкуренты должны стартовать впереди вас и выигрывать гонки?
Да, отдельная гонка будет зрелищной, Льюис Хэмилтон и Шарль Леклер станут прорываться через пелотон, проведут множество обгонов, но Формула 1 – это не шоу в отдельно взятый уик-энд, это сражение технологий. Крупные корпорации тратят невероятные суммы, чтобы сделать свою машину чуть быстрее, но какой смысл в таком подходе, если можно потратить намного меньше, работать менее эффективно и всё равно стартовать с поула? С новыми идеями к самой идеологии спорта появится много вопросов.
Вопрос: Есть ли основания полагать, что с новыми 18-дюймовыми шинами в 2021 году борьба будет острее, и что не будет тех проблем с прогревом резины, какие есть в этом сезоне у Haas?
Сергей Сироткин: Пока рано делать какие-либо прогнозы. В 2021 году в Формуле 1 многое изменится, но я смотрю на это с позитивной точки зрения. Мне кажется, что в плане преследования соперника и обгонов на трассе ситуация изменится к лучшему, но сводить всё это к одному шинному фактору было бы неправильно. Это будет целая группа факторов, каждый из которых приведет к небольшим изменениям.
Вопрос: Как обстоят дела с вашими планами на следующий год? В предыдущем интервью F1News.ru вы говорили, что вам было бы интересно помочь развитию отечественного автоспорта...
Сергей Сироткин: Мне очень хочется заняться развитием автоспорта в России. Сейчас мы обсуждаем цели и то, как должен выглядеть процесс, причем на итоговое решение влияет довольно много факторов. В России есть организации, которые профессионально занимаются карьерой гонщика – например, SMP Racing, но мне хотелось бы в дополнение к этому найти способ привлечь к автоспорту как можно больше любителей самых разных возрастов – и детей, и взрослых. Привлечь и дать возможность через серию тренировок и соревнований ближе прикоснуться к автоспорту, понять, как всё это работает.
Если говорить о детях, мы могли бы делиться с ними собственным опытом и помогать сделать первый шаг в построении гоночной карьеры. Если не вдаваться в подробности, примерно так я себе это представляю. Пока рано говорить о том, как всё будет выглядеть, но саму идею я вам обрисовал.
Вопрос: Смысл в том, чтобы в России появилась своя ступенька на пути к европейским соревнованиям?
Сергей Сироткин: Не совсем. Мы говорим не о конкретной ступеньке, не о конкретной гоночной серии, а о системе привлечения, образования и отбора. Одна из задач в том, чтобы у людей, которые сейчас далеки от автоспорта, появились и понимание, что такое гонки, и возможность дорасти до определенного профессионального уровня.
Вопрос: Какова ваша роль в этом проекте? Вы лидер, вдохновитель, эксперт?
Сергей Сироткин: Вдохновитель, правда, сейчас вся организационная работа замыкается на мне. Есть несколько друзей и просто знакомых, которые помогают мне прорабатывать идеи, но инициатива изначально моя. Я видел пример Фернандо Алонсо с его гоночной академией, видел пример программы SMP Racing с четким планом развития гонщика – хотелось бы дополнить всё это собственной инициативой и охватить ей регионы России, которые пока не вовлечены в автоспорт.
Построить ступеньку между любителями и профессионалами, чтобы в России появилось больше спортсменов, которых можно дальше продвигать в профессиональные гонки – здесь я говорю, прежде всего, о детях.
Вопрос: Есть ли у проекта временные рамки, сроки?
Сергей Сироткин: Я пытался ставить себе сроки, но на них, как оказалось, влияет слишком много факторов. Это не приоритетная задача в моей карьере, о ней нередко приходится забывать на пару-тройку недель, и я пришел к выводу, что в такой ситуации ставить временные рамки слишком сложно. Мы работаем уже несколько месяцев, постоянно открывая для себя новые нюансы и сложности, а у меня есть принцип: либо я делаю дело максимально хорошо, либо не делаю совсем. Я лучше подожду месяц, два, три, но сделаю всё максимально здорово и буду этим гордиться.
Сложно обещать какие-то конкретные сроки, но мне бы хотелось, чтобы эта инициатива начала работать в конце 2019 года, тогда первые детишки-выпускники с необходимыми навыками и опытом будут готовы к построению дальнейшей карьеры уже в 2020-м. Но это, опять же, идея – трудно сказать, как всё в итоге получится.