В межсезонье гонщик Force India Адриан Сутил не только отдыхает, но и, разумеется, готовится к следующему сезону. В частности, ведет переговоры со спонсорами, и ради этого он приехал в Вену, где дал интервью австрийскому автомобильному сайту Motorline…
Вопрос: Было ощущение, что после этого сезона вы сможете перейти в топ-команду, однако в итоге оказалось, что вариантов не слишком много, поэтому вы приняли логичное решение и остались в Force India…
Адриан Сутил: Да, в Формуле 1 сложная ситуация, поскольку некоторые команды покинули чемпионат. Но в Force India сейчас отлично налажена работа, в прошлом году наша машина стала намного лучше, и я верю, что мы на верном пути, и в следующем году вновь это докажем.
Так что мне было просто принять это решение, ведь сейчас мы опережаем даже некоторые заводские команды. Я очень доволен, и готов провести в Force India еще пару лет.
Вопрос: Какие цели у вас и у команды в следующем сезоне, и чего вы планируете добиться?
Адриан Сутил: Я верю в то, что с первой гонки мы сможем войти в первую десятку. Разумеется, надеюсь, что Force India продолжит прогрессировать, но главная задача – быть в десятке лучших.
Вопрос: В 2010-м году изменяются правила: вводится запрет на дозаправки, и передние шины будут более узкими…
Адриан Сутил: Да, изменения заметные. Из-за отмены дозаправок, машина на старте гонки станет намного тяжелее, а из-за более узких передних шин возрастет склонность к недостаточной поворачиваемости. Придется приспосабливаться… Думаю, сначала поведение машин будет у многих вызывать удивление.
Вопрос: Вы предпочитаете, чтобы машина обнаруживала склонность к избыточной, или недостаточной поворачиваемости?
Адриан Сутил: Мне больше нравится избыточная поворачиваемость. Но, конечно, будем добиваться правильного баланса шасси. Есть разные методы, например, поиск оптимальной развесовки, и эта работа уже идет.
В следующем сезоне будет очень важно аккуратно обращаться с резиной, поскольку на старте гонки машины станут очень тяжелыми. Для всех это новая ситуация, ведь гонку уже нельзя делить на три спринтерских отрезка, и тактику придется продумывать очень тщательно.
Вопрос: Нет ли риска, что все будут придерживаться одной и той же тактики, и гонки превратятся в скучные процессии?
Адриан Сутил: Да, это вполне возможно. Как я уже говорил, в начале Гран При придется ехать достаточно осторожно, чтобы предотвратить повышенный износ шин, – в противном случае вам придется лишний раз ехать в боксы на замену резины.
В баках всех машин будет равное количество топлива, поэтому обгонять станет еще сложнее. Но я верю, что мы все-таки приспособимся, ведь Формула 1 никогда не бывает скучной.
Вопрос: Есть специальная рабочая группа, которая занимается проблемами обгонов: именно по ее инициативе в технический регламент были внесены радикальные изменения, которые мы увидели в 2009-м году. Упростилась ли задача гонщика, который вплотную преследует соперника?
Адриан Сутил: Должен признать, что не намного. Можно все 20 кругов преследовать другую машину, но возможность совершить обгон у вас все равно не будет. Например, в прошлом году был практически невозможно атаковать машины с KERS.
Так что ехать позади соперника очень сложно. Возможно, на каких-то трассах делать это чуть проще, но в целом картина осталась прежней. На высоких скоростях машины развивают очень большую прижимную силу, а когда попадают в зону турбулентности, она резко ослабевает. Это физика, и тут ничего нельзя изменить.
Вопрос: Очевидно, двойные или даже тройные диффузоры только усугубили ситуацию?
Адриан Сутил: Разумеется. Из-за них усилилась турбулентность, но инженеры всегда находят лазейку в правилах: надеюсь, они что-нибудь придумают и на этот раз.
Вопрос: Может, стоит запретить двойные диффузоры в 2010-м году?
Адриан Сутил: Да, это можно было бы сделать. Однако надо помнить, что в прошлом сезоне машины лишились 50-ти процентов прижимной силы, а к концу года скорость прохождения круга возросла примерно на две десятых, хотя в это трудно поверить. Команды очень напряженно работают над доводкой шасси, а в правилах всегда есть какие-нибудь лазейки.
Вопрос: Из-за запрета на тесты до февраля вы не сможете сесть за руль машины Формулы 1. Очевидно, когда у гонщика нет возможности тренироваться, это не идет ему на пользу…
Адриан Сутил: Согласен. Но мы все равно должны поддерживать форму, заниматься физической подготовкой. Несмотря на запрет на тесты, у меня очень плотный график. В любом случае, тестовых дней немного – всего 12, хотя все команды в одинаковой ситуации…
Вопрос: В Формуле 1 стало на одного немецкого гонщика больше: в следующем году дебютирует Нико Хюлкенберг…
Адриан Сутил: Не знаю, почему, но в Германии всегда много хороших гонщиков. Каждый год появляется кто-то новый, – конечно, это здорово! Думаю, когда в Формуле 1 выступал Михаэль Шумахер, автоспорт стал развиваться еще активнее, но что-то подобное может произойти в любой стране…
Вопрос: Кто станет чемпионом мира в 2010-м году?
Адриан Сутил: Сложно сказать. Скорее всего, Ferrari будет сильнее, чем в минувшем сезоне. Фернандо Алонсо – отличный гонщик, и, возможно, он вновь добьется высоких результатов. Не хочу делать прогнозов, но, думаю, что у Ferrari неплохие шансы…