Архитектор Герман Тильке разработал большинство современных автодромов, его часто критикуют за то, что трассы не позволяют обгонять, и очень похожи, но 56-летнему немцу приходится учитывать значительно большее число факторов, чем гоночным архитекторам прошлого…
Вопрос: Герман, какую трассу вы считаете любимой?
Герман Тильке: Северную петлю Нюрбургринга, к которой не имею никакого отношения – она была построена в 1927-м и действительно уникальна. Сейчас невозможно создать что-то подобное, такие расходы никто не оплатит, да и столь огромный участок земли под автодром выделить невозможно.
Вопрос: Вы ведь тоже участвовали в гонках?
Герман Тильке: Да, я завершил карьеру в конце 2009-го, теперь гоняется мой сын – в серии ADAC GT Masters. В последние годы я участвовал только в гонках на выносливость – 24-часовых, шести и четырёхчасовых, в том числе и на Нюрбургринге.
Вопрос: Этот опыт помогает при разработке трасс?
Герман Тильке: Да, хотя мой опыт нельзя сравнивать с мастерством гонщиков Формулы 1, поэтому, когда пилоты мне что-то советуют, я всегда прислушиваюсь к их замечаниям. Важно, что мы говорим на одном языке – это действительно помогает. Я не смогу пилотировать машину Формулы 1, но опыт выступлений в гонках позволяет понять требования пилотов.
Вопрос: Для разработки новых трасс у вас есть какой-то заветный блокнот, куда вы записываете разные идеи? С чего начинается новый проект?
Герман Тильке: С визита на место будущего строительства. Рядом с крупными городами земля всегда стоит дорого, поэтому нужно найти компромисс. Мы оцениваем топографию участка, розу ветров, пути подъезда, внешнюю инфраструктуру. Факторов множество.
После этого я сажусь со своими сотрудниками в офисе, и мы рисуем первые эскизы, начиная с прямой старт-финиш – она должна максимально использовать схему отведённого участка, быть доступной для подъезда извне. Потом начинается работа над конфигурацией кольца.
Заветный блокнот? Конечно, идей множество, в их числе и предложения гонщиков. Мы пытаемся оптимально расположить трассу на выделенном участке – порой ограничения достаточно серьёзные, не все идеи удаётся реализовать.
Вопрос: В этом блокноте есть идеи, которые вам хотелось бы реализовать больше всего?
Герман Тильке: Идей множество, многие я держу в голове, но рассказ о них займёт слишком много времени. К тому же, идея перестанет быть оригинальной, если о ней рассказать!
Вопрос: Всегда ли трассы, рассчитанные на Формулу 1, подходят гонщикам других серий?
Герман Тильке: Нет. Гоночных категорий очень много, а когда нужно сочетать требования для проведения гонок Формулы 1 и MotoGP, всегда приходится искать компромисс. При этом, как правило, организаторы стремятся получить максимально универсальный автодром, позволяющий принимать соревнования разных серий.
Вопрос: Отвечая на критику со стороны участников и болельщиков, вы часто говорите об ограничениях, которые приходится учитывать…
Герман Тильке: Ограничений действительно много – они касаются требований безопасности, расположения и характеристик зон вылета, желаемой телевизионной картинки. Сегодняшние трассы разрабатываются по совсем другим правилам, чем в прошлые годы.
Если трасса, как автодром в Южной Корее, разработана специально для Формулы 1, на ней невозможно проводить соревнования Moto GP, зато гонки на четырёх колёсах отлично смотрятся по телевизору – асфальтовые зоны безопасности, не подходящие мотоциклистам, позволяют сделать компоновку более плотной.
Вопрос: В этом году, благодаря переходу на резину Pirelli и использованию системы DRS, число обгонов возросло. Велико ли влияние конфигурации трассы на борьбу за позиции?
Герман Тильке: Одни трассы больше способствуют обгонам, другие – меньше, но гонщик может опередить соперника только в том случае, если имеет преимущество в скорости.
Если машины расставлены на стартовом поле по чистой скорости, не стоит ждать обгонов – об этом нельзя забывать. Обгонять всегда было непросто, точки обгона закладываются в конфигурацию, но многое зависит от мелочей, которые мы пытаемся учитывать. К примеру – всегда мы стараемся создать участок, где гонщик может совершить ошибку, которой может воспользоваться атакующий.
В Формуле 1 этот подход не работает, здесь выступают гонщики высочайшего уровня, которые почти не допускают ошибок, и это тоже проблема.
Вопрос: В Абу-Даби ваш расчёт не оправдался, в точке торможения после длинной прямой обгонять почти невозможно. Вы уже нашли решение?
Герман Тильке: Есть несколько идей, которые должны увеличить число обгонов в Абу-Даби. Там проблема в слишком медленном предшествующем повороте – интервалы между машинами сокращаются, а траектория только одна, что не позволяет гонщикам получить преимущество при разгоне.
Вопрос: В этом году в календаре дебютирует индийская трасса…
Герман Тильке: Да, сейчас идут работы на трёх трассах, которые скоро дебютируют в календаре. В этом году – автодром в Индии, достаточно скоростной и интересный – надеюсь, он понравится зрителям. В США строится любопытная «трёхмерная» трасса с переменным рельефом, в Сочи – городской автодром в Олимпийском парке – трасса проложена вокруг спортивных объектов, рядом море, пальмы – должно получиться очень красиво.