Среди гостей и участников прошедшего на этой неделе в Москве Motor Sport Business Forum было немало известных людей из мира автоспорта, в том числе, разумеется, имеющих непосредственное отношение к Формуле 1. Один из них, немецкий архитектор Герман Тильке, авторству которого принадлежит большинство современных автодромов, где проходят Гран При, ведет сразу несколько проектов на территории России. В эксклюзивном интервью F1News.Ru он рассказал о самых важных из них и ответил на другие вопросы…
Вопрос: Насколько успешно продвигаются ваши проекты в России?
Герман Тильке: Прежде всего, надо сказать о трассе Moscow Raceway: мы очень довольны тем, как идут дела, все очень хорошо. Проект входит в завершающую фазу, и нет никаких сомнений, что в следующем году автодром будет достроен. Нам уже хочется поскорее увидеть старт первой гонки.
Вопрос: Судя по вашей улыбке, вы действительно удовлетворены тем, как все складывается!
Герман Тильке: Да, нас действительно очень устраивают и темпы прогресса, и конечный результат. Он просто отличный: это будет великолепное автоспортивное сооружение.
Вопрос: Формула 1 у всех ассоциируется со стремлением к идеалу, немецкой культуре тоже свойственно особое отношение к порядку, но так исторически сложилось, что для России это не всегда характерно. Вам пришлось столкнуться с какими-то сложностями?
Герман Тильке: Нет, подобных проблем у нас не было. Я бы сказал, что во всем, что связано с Moscow Raceway, качество было идеальным. Строительные компании, занимающиеся сооружением автодрома, очень хорошие. Наши заказчики – люди крайне требовательные, настоящие энтузиасты, поэтому качество отвечает самым высоким европейским стандартам. Хотел бы особо отметить, что руководитель проекта Екатерина Бельцевич блестяще справляется со своей работой.
Вопрос: Ваш второй крупный проект – это трасса в Сочи, где в 2014-м году планируется провести Гран При России. Как здесь обстоят дела?
Герман Тильке: Ситуация такая: в Сочи уже идет сооружение объектов инфраструктуры, связанных с Олимпиадой, которые относятся и к нашему проекту, и он продвигается по графику. Работы по строительству трассы начинаются в эти дни. Не думаю, что нам что-то помешает сдать ее в срок…
Вопрос: Работы только начнутся или уже начались?
Герман Тильке: Они начнутся в ближайшее время. Но что-то уже делается, потому что некоторые объекты будут использоваться и для Олимпиады, поэтому трудно разделить, работы стартуют или уже стартовали.
Вопрос: Раз вы говорите о начале строительства, значит, сам проект, разработкой которого занималось ваше бюро, полностью завершен и согласован?
Герман Тильке: Да, проект готов, все идет нормально. У нас хорошие деловые отношения как с заказчиками, так и с представителями Олимпийских структур.
Вопрос: Конечно, мы видели различные трассы, созданные вашей фирмой, и хочется верить, что сочинская будет не просто на уровне других автодромов мира, но и будет их в чем-то превосходить. В чем уникальность именно этого проекта?
Герман Тильке: Этот автодром будет абсолютно соответствовать стандартам высшего уровня, и его можно сравнивать с любыми трассами, построенными в последние годы. Конечно, пришлось идти на какие-то компромиссы, связанные с тем, что частично автодром и его объекты будут использоваться для проведения Олимпиады.
Но мы хорошо взаимодействуем с «Олимпстроем», каждая из сторон прилагает максимум усилий, и результаты этой работы уже видны. Когда все будет готово, никто не почувствует, что в проект был заложен какой-то компромисс. Были найдены такие решения, которые позволят построить настоящую гоночную трассу.
Если говорить об уникальных особенностях конфигурации, то я бы выделил очень длинный поворот, который хорошо видно на макете автодрома. По-моему, такого нет ни на одной трассе. Двухкилометровый участок, который начинается после этого поворота, тоже очень сложный, поскольку состоит из быстрых и среднескоростных поворотов. По-моему, трасса должна получиться очень хорошей.
Вопрос: Такое ощущение, что ваша фирма утрачивает монополию на строительство и, прежде всего, на реконструкцию трасс чемпионата мира: как известно, проектом модернизации Сильверстоуна занимались английские компании. Такая конкуренция идет на пользу Формуле 1?
Герман Тильке: Конечно, это хорошо. Однако наша компания делает меньше ошибок, чем другие, потому что у нас очень большой опыт строительства автодромов разного уровня и масштаба, как крупных, так и поменьше. Мы ведь много занимаемся и маленькими трассами, сооружение которых требует вполне скромных бюджетов.
Но дело в том, что Формула 1 – это особый мир, и мы отлично знаем, как он устроен, какие требования предъявляются к трассам, и наша цель – всегда добиваться максимального качества. Впрочем, конечно, иногда и мы допускаем ошибки, но не столь серьезные, и не так часто! (смеется)
Вопрос: Тогда вот вам вопрос, связанный с последней гонкой, с Гран При Кореи: многим гонщикам не нравится, как на корейской трассе организован въезд на пит-лейн и выезд с пит-лейна. В чем здесь была проблема?
Герман Тильке: По-моему, выезд – не такая уж большая проблема, а вот въезд, – да, тут есть сложности. Но это связано только с дефицитом места: мы не могли спроектировать его по-другому. Скажем так, решение, которое нам пришлось применить, – не лучшее, но более-менее нормальное. Увы, там просто мало места.
Вопрос: Напоследок, буквально пару слов о строительстве трассы в Остине, штат Техас. Что там в реальности происходит? Ведь из-за океана приходят разные сообщения, в том числе о срыве сроков, о замедлении темпов работ, и так далее…
Герман Тильке: В Остине нормальная ситуация, работы идут по графику. Не знаю, видели ли вы видеоролик, снятый Red Bull, как Дэвид Култхард проехал почти целый круг по будущей трассе, хотя пока там нет асфальта, только грунт. Уникальные кадры! Так что все в порядке, дело движется.