В середине февраля было официально подтверждено, что недавно созданная автономная некоммерческая организация (АНО) «Росгонки» получила права на проведение Гран При России, и уже идёт работа по передаче ей в собственность Сочи Автодрома.
Логика перемен понятна: если раньше трасса в Олимпийском парке была на балансе крупной многопрофильной компании «Центр Омега», то теперь её круглогодичной эксплуатацией и проведением Гран При в том числе займётся специализированная структура. В «Росгонки» практически в полном составе переходит опытный коллектив автодрома, прекрасно справлявшийся со всеми сложнейшими задачами по организации российского этапа чемпионата мира начиная с дебютной гонки 2014 года, так что эта работа просто продолжится, но уже под другой вывеской.
О задачах, которые предстоит решать «Росгонкам», об отношении к реформам, происходящим в Формуле 1, и о многом другом мы поговорили с Алексеем Титовым, генеральным директором АНО.
Вопрос: Год назад в Формуле 1 сменилось руководство, а многие помнят, что российский этап появился в календаре чемпионата в том числе и потому, что это была давняя мечта Берни Экклстоуна, который теперь вышел в отставку. Как у вас складываются отношения с Liberty Media?
Алексей Титов: Цели и задачи, которые решают новые владельцы чемпионата, и те вопросы, которыми предстоит заниматься нам, стратегически и политически очень похожи. «Росгонки» – тоже новая компания, но работающая в сложившейся старой структуре, и мы тоже хотим всё делать лучше, интереснее, качественнее и современнее. Фактически мы контактировали с Liberty Media на протяжении всего прошлого года, и у нас сложилось полное взаимопонимание.
Вопрос: Как вы оцениваете их последние инициативы – отказ от грид-гёрлз, вызвавший столь противоречивую реакцию, и идею заменить традиционных девушек на стартовом поле юными гонщиками? Вы говорите, что уже давно работаете в контакте с Liberty – у вас есть ощущение, что в их действиях есть определённая логика, это совпадает с вашим пониманием того, как должна развиваться Формула 1 в наше время?
Алексей Титов: Чтобы не выдавать какие-то секреты зарубежных коллег, не буду приводить конкретные примеры, но могу совершенно точно сказать, что они нацелены на серьезное поступательное реформирование Формулы 1.
Их стратегическая цель в том, чтобы показать всему миру то, чего болельщики, даже самые заядлые поклонники автоспорта, не могли видеть раньше. Это очень правильная цель, и те несколько рабочих встреч, которые у нас были не только с руководителями серии, но и с менеджерами среднего звена, показали, что идеи, которые они обсуждают, просто завораживают.
Если хотя бы 50% того, о чём шла речь на рабочих встречах, воплотится в жизнь в течение двух-трёх лет, я искренне считаю, что Формула 1 выйдет на новый уровень – и как мероприятие, и как спорт. Если же говорить о происходящих переменах, то пока остаётся главное – состязание людей и машин на пределе возможностей – традиционная, сложившаяся аудитория всё это примет, настоящих болельщиков ничто и никогда не оттолкнёт от Формулы 1, даже если у нас будут какие-то маркетинговые нововведения, переделанные логотипы и скорректированный формат мероприятия.
Если говорить о новых, молодых болельщиках, то им нужно понять, для чего они смотрят Формулу 1. Если ради спортивной составляющей, то в скором времени они начнут неплохо во всём разбираться и почувствуют настоящий интерес. А людей приходящих, которые просто не прочь посмотреть шоу, как раз надо привлекать всякими инновациями. Я уверен, что даже те из них, кто не очень хорошо знаком с Формулой 1, но услышали, что теперь на стартовое поле будут выходить дети, захотят на это посмотреть.
Очень у многих сразу появились вопросы, как это всё будет работать, как будет выглядеть, как дети будут отбираться, а может ли туда попасть мой ребёнок? Т.е. это отвечает коммерческим и маркетинговым целям и задачам: люди начинают говорить о Формуле 1, интересоваться ею! Я считаю, что это беспроигрышная стратегия.
Вопрос: В новостях о «Росгонках» всегда подчёркивается, что практика привлечения государственных ресурсов к финансированию Гран При России прекращается, потому что её заменит поддержка, которую будут оказывать и уже оказывают крупные отечественные компании, и одна из них уже стала титульным партнёром российского этапа чемпионата мира – это банковская группа ВТБ.
Как обстоят дела в этой сфере? В новостях речь идёт об уже достигнутом, и такие новые партнёры у Сочи Автодрома уже фактически есть, но мы о них просто не знаем, или вам ещё предстоит много работы на этом направлении?
Алексей Титов: Поскольку проект действительно становится более коммерческим, то заниматься поиском средств надо будет всегда. Это неизбежная составляющая любого подобного проекта, и мы должны отвечать по нашим обязательствам не только перед Формулой 1, но и перед нашими спонсорами.
Мне кажется, что коммерциализация нашего проекта станет той движущей силой, которая поможет ему выйти на новый уровень. Мы очень плотно сотрудничаем с банком ВТБ, с компанией «Лукойл», с рядом других спонсоров, которых я пока не могу назвать, и успешно интегрируем их в Ф1, помогая извлекать из этого коммерческую выгоду, в том числе в плане рекламы. Впрочем, будет правильнее, если об этом расскажут сами спонсоры. Но мы активно работаем в этом направлении.
Вопрос: В какой мере проект Гран При России в будущем может стать экономически выгодным? Или это не самая актуальная задача на настоящий момент, потому что самое главное – престиж страны, который не измеряется деньгами?
Алексей Титов: Важность этого мероприятия никуда не денется, тем более что гонка проходит на территории Олимпийского парка, а это наше национальное достояние, ведь Олимпиада 2014 года была праздником для всей страны и всего мира. Но наличие коммерческих спонсоров говорит о том, что Гран При России – не только имиджевый проект, а своего рода симбиоз, в котором усиливается экономическая составляющая.
Я думаю, что в течение последующих четырёх-пяти лет мы будем постепенно приближаться к эффективной коммерческой модели, и речь не только о Гран При, но и о ежедневной круглогодичной эксплуатации Сочи Автодрома, которая подвергнется серьезной перезагрузке. Мы хотим открывать новые коммерческие направления, не только интересные болельщикам, туристам и вообще гостям Сочи, но и выгодные для наших деловых партнёров.
Не считая тех спонсоров, с которыми мы уже работаем, есть весьма широкий круг компаний, проявляющих интерес к сотрудничеству с Сочи Автодромом – остаётся лишь их сюда привести и показать наши широкие возможности.
Вопрос: Ещё при Берни Экклстоуне высказывались идеи сделать российский Гран При ночным этапом, чтобы гонка проходила при искусственном освещении, что в какой-то мере могло бы повысить зрелищность. Это вообще рассматривается, пускай и в самой дальней перспективе, или вопрос окончательно снят с повестки дня?
Алексей Титов: Моё личное мнение: ночной Гран При с коммерческой точки зрения не принесёт никакой выгоды. В плане зрелищности он тоже ничего не даст, потому что Сочи как регион прекрасно выглядит именно при дневном свете – когда солнце, море и горы воспринимаются в сочетании. С учётом того, что дата проведения гонки перенесена на последний уик-энд сентября, я очень надеюсь, что в горах к этому времени уже выпадет снег, и это даст нам потрясающую картинку. Если проводить ночную гонку, то мы неизбежно что-то потеряем, так что в ней нет особого смысла.
Вопрос: Контракт с FOM предполагает проведение Гран При России до 2025 года. Как вы полагаете, будет ли у этого проекта продолжение? Или Формула 1 в этот период настолько прочно пропишется в Сочи, и настолько овладеет умами не только поклонников автоспорта, но и наших сограждан в целом, что продление контракта станет делом само собой разумеющимся? Как эти перспективы видятся лично вам?
Алексей Титов: Перспективы очень хорошие, и мы будем работать в этом направлении. Мне кажется, что такое мероприятие, как Гран При, приносит только радость, только счастье, причём не только гоночным болельщикам, но и самой широкой публике.
Вопрос: Значит, 2025 год – это лишь срок действия контракта, а стратегически вы настроены на продолжение?
Алексей Титов: Совершенно верно.