Накануне первой гонки сезона президент FIA Жан Тодт поделился впечатлением о новых машинах, рассказал об отношениях с новыми владельцами Формулы 1 и поделился мнением о будущем чемпионата.
Вопрос: В Liberty Media планируют реформировать Формулу 1. Какая роль отводится FIA?
Жан Тодт: Я рад, что люди из Liberty беспокоятся о будущем Формулы 1 и обсуждают эту тему с нами. Я тоже готов высказать свое мнение о том, что нужно изменить. Я уважаю любое мнение, независимо от того, кто его высказывает, однако последнее слово всегда будет оставаться за FIA. Мы разрабатываем правила и следим за их соблюдением. В Liberty никогда не будут самостоятельно разрабатывать регламент.
Вопрос: Как бы вы описали свои отношения с новым боссом Формулы 1?
Жан Тодт: Можно сказать, что сейчас у нас медовый месяц. Например, вчера я прекрасно поужинал с Чейзом Кэри, Шоном Братчесом и Россом Брауном.
Вопрос: Каким вы видите будущее Формулы 1?
Жан Тодт: Формула 1 – вершина автоспорта и прекрасное шоу, но она слишком дорогая. В настоящий момент в чемпионате выступают 10 команд, хотя могут участвовать 12. Мы сможем заполнить оставшиеся вакансии, только если распределение призовых будет более справедливым, и участие в чемпионате станет экономически выгодным. Эти вопросы не находятся в компетенции FIA. Мы лишь можем таким образом написать регламент, чтобы затраты оставались в разумных рамках. Я считаю, что сейчас машины слишком сложные, что у нас слишком много современных технологий, которые ничего не приносят спорту.
Вопрос: Что вы имеете в виду?
Жан Тодт: В первый день тестов в Барселоне с абсолютно новыми машинами команды проезжали по 70-80 кругов. В мои времена мы были рады, когда в первый день удавалось проехать 5 кругов. Причина такой невероятной надежности и предсказуемости очевидна – на базах команд есть лаборатории, в которых они могут работать над повышением надежности до исключительно высокого уровня. Это приводит к тому, что в Формуле 1 практически нет сходов, хотя сходы пошли бы на пользу спорту.
Есть и другая проблема: в первой тренировке сезона в первые 20 минут почти ни одной машины не было на трассе. Почему? Потому что все прекрасно подготовились, и можно было вообще не ездить. Каждую ночь команды отправляют на свои базы огромный массив данных, которые изучает целая армия инженеров, чтобы усовершенствовать машину. Это может быть увлекательным, но разве Формула 1 нуждается в этом? Формуле 1 нужны действия и эмоции, которые мы потеряли с приходом всех этих технологий.
Вопрос: Команды инвестировали огромные средства в аэродинамические трубы, симуляторы, испытательные стенды. Как вы собираетесь изменить ситуацию?
Жан Тодт: Мы представим им своё видение того, какой Формула 1 должна быть через пять лет. У команд будет достаточно времени, чтобы приспособиться.
Вопрос: Первая гонка по новым правилам ещё даже не состоялась, а мы уже говорим об очередных грядущих переменах. Это последняя попытка произвести впечатление на болельщиков?
Жан Тодт: Это не последняя попытка. По вашему вопросу можно понять, что мы говорим о чемпионате, который катится к закату, однако в Мельбурне за уик-энд было продано 300 тысяч билетов, хотя в прошлом году только 220 тысяч. Пресс-центр полон журналистов. Как в такой ситуации можно говорить о кризисе? Почему мы видим только негатив? Пусть пройдет несколько гонок, а уже после этого будем делать выводы.
Вопрос: Производители инвестируют значительные средства в электромобили. Формула 1 тоже пойдет по этому пути?
Жан Тодт: Автоспорт несет социальную ответственность, и на нашем ведущем чемпионате, на Формуле 1, лежит ещё большая ответственность. Я не думаю, что в будущем весь автоспорт перейдет на электромобили, ведь Формула E уже существует. Ф1 не вернется к двигателям, которые были 10 лет назад, но мы продолжим работать с традиционными источниками энергии.
Главная проблема электромоторов – ограниченная автономность хода и длительное время зарядки. Мы говорим о том, что для преодоления дистанции в 200 километров батарею нужно заряжать 6-8- часов. Я могу представить, что в будущем мы увидим другие технологии в автоспорте. Например, топливные элементы, зарядка которых займет 3 минуты, и на них можно будет проехать 600-1000 километров.
Вопрос: Формула 1 когда-нибудь придёт к автопилотам?
Жан Тодт: За рулём машин всегда будут гонщики. Они – герои спорта, но я бы не стал возражать, если бы перед гонкой зрители видели сражение беспилотных машин в качестве дополнительного развлечения.
Вопрос: В Формуле 1 слишком дорогие двигатели?
Жан Тодт: Бюджеты команд от 150 до 400 миллионов, тогда как стоимость клиентских моторов составляет около 20 миллионов. При бюджете в 150 миллионов – это 12%, при бюджете в 400 миллионов – 5%. Я считаю, что это приемлемо. Тем не менее, мы должны сделать так, чтобы двигатели стоили от 12 до 15 миллионов.
Вопрос: Какой вы видите новую Формулу 1?
Жан Тодт: Машины фантастические, они стали быстрее, но я всегда нервничаю перед первым стартом. Может показаться, что обгонять стало сложнее, а отрывы между командами слишком большие. Было бы здорово, если бы Ferrari и Mercedes боролись друг с другом, но меня беспокоит отставание команд средней группы от лидеров – две секунды, это слишком много.
Нам обещали, что скорости вырастут на пять секунд, но время поула по сравнению с прошлым годом улучшилось всего на 1,7 секунды – меня это удивило. Может быть, это связано с типом трассы.