В эксклюзивном интервью официальному сайту чемпионата руководитель команды Toro Rosso Франц Тост рассказал о работе молодых пилотов Даниэля Риккардо и Жана-Эрика Верня. Несмотря на то, что австралиец с французом в сумме набрали только шесть очков, Тост очень доволен их работой...
Вопрос: Мы достигли практически середины сезона, и у вас было время, чтобы оценить молодых пилотов команды. Что вы думаете о Риккардо и Верне?
Франц Тост: Прежде всего, должен сказать, что они оба высококвалифицированные пилоты и хорошо справляются со своей работой. Даниэль заработал очки в первой гонке за нашу команду, финишировав девятым в Мельбурне. Жан-Эрик финишировал восьмым в Сепанге, и этот результат показал, что у него большой потенциал. Оба добились заметного прогресса, и я могу сказать, что доволен их результатами.
Вопрос: Оба пилота заработали очки только в начале сезона. Со стороны может показаться, что команда сделала шаг назад…
Франц Тост: У нас были шансы, но мы ими не воспользовались. Например, Даниэль стартовал шестым в Бахрейне, но не смог реализовать эту возможность. В Монако Жан-Эрик занимал седьмое место всего за десять кругов до клетчатого флага, но в итоге финишировал 12-м. В Валенсии Даниэль занимал многообещающую позицию на трассе и мог финишировать в первой десятке, но столкновение перечеркнуло эти планы. В прошлый уик-энд мы многого не ждали, хотя рассчитывали выступить сильнее на мокрой трассе, но в гонке дождь так и не пошел, ко всему прочему Жану-Эрику пришлось отбывать штраф.
В очередной раз мы остались без очков, однако обе машины финишировали, а очень важно, чтобы молодые гонщики проехали как можно большую дистанцию. Определенно мы не сделали шаг назад, просто соперники добились большего. Возможно, мы отыграли две или три десятых, в то время как остальные смогли поехать быстрее на четыре-пять десятых.
Вопрос: Почему это произошло?
Франц Тост: Возможно, им удалось найти лучшие решения, возможно, мы недостаточно быстро дорабатываем машину.
Вопрос: Вы говорили, что ищете среди молодых пилотов «новую сенсацию»…
Франц Тост: На самом деле я жду, что хотя бы один сможет «выстрелить». На мой взгляд, Даниэль сделал это в Бахрейне, Жан-Эрик в Монако. Седьмое место в Монако в первый раз за рулем машины Формулы 1 – удивительный результат!
Вопрос: Вы думаете, они оба продолжат прогрессировать во второй части сезона?
Франц Тост: Они наберутся опыта, узнают команду, освоятся с процедурами уик-энда. Думаю, они продолжат прогрессировать. Команда должна предоставить им более быструю машину – для этого у нас запланировано множество новинок. Я надеюсь, что вторая половина сезона окажется более успешной.
Вопрос: Другими словами, вы удовлетворены прогрессом гонщиков, но не STR7?
Франц Тост: Точно.
Вопрос: Один из ваших бывших гонщиков упомянул термин «жесткий», когда речь зашла о его опыте в Toro Rosso. Работа с новичками требует «сильной руки»?
Франц Тост: Вы уверены, что это слово на самом деле использовалось? Я что-то не припоминаю, когда я был таким! (смеется) Ладно, я вам так отвечу. Пилоту приходится тяжело со мной, когда я вижу, что он не сосредоточен и не может найти правую педаль. Все просто.
Мы напряженно работаем над тем, чтобы стать лучше остальных, а молодые гонщики иногда приходят в Формулу 1 с мыслью, что они уже всего добились. Это полная ерунда. Дебют в Формуле 1 - это лишь начало напряженной работы, ведь всё, что вы делали до этого – детский сад. (смеётся) Когда вы в Формуле 1, это означает, что вы должны думать о работе 365 дней в году и 24 часа в сутки. Если я чувствую, что один из гонщиков не делает этого, то у него начинаются проблемы. Я создаю им эти трудности, потому что вы либо становитесь профессионалом, либо выбываете. Все просто.
Вопрос: Вспоминая молодежь, которая прошла вашу школу, вы можете сказать, что не все соответствовали этим принципам?
Франц Тост: Да, иначе они бы остались бы с нами.
Вопрос: Перейдем к другой теме. Голосование по соглашению об ограничении ресурсов отложено на несколько недель. По сведениям, Red Bull и Toro Rosso выступают против, но если Red Bull можно понять, то что движет вами?
Франц Тост: Это некорректная постановка вопроса. Мы согласны с тем, что расходы необходимо сокращать. Toro Rosso уважает соглашение об ограничении ресурсов, фактически у нас меньше сотрудников, чем позволяет соглашение. Проблема, на мой взгляд, в том, что в данный момент речь идет только о снижении расходов на создание шасси. Никто не говорит о реальных расходах, с которыми мы сталкиваемся: новые двигатели, новые трансмиссии, новые системы аэродинамики и новые батареи. В 2014-м запланирован переход на новые моторы, однако в соглашении об этом нет ни слова, хотя это действительно большие расходы. Toro Rosso говорит о том, что подпишет это соглашение, когда в нем будут учтены все аспекты, в противном случае о нем можно забыть. Такова наша позиция.
Вопрос: Так вы считаете, что в соглашение стоит включить расходы на моторы?
Франц Тост: Двигатели станут намного дороже. Нам нужно перейти на новый регламент, мы должны обращать внимание на проблемы окружающей среды и соответствовать современному автопрому, чтобы вернуть в спорт производителей. Направление работы очевидно, но мы также должны думать и о том, как снизить расходы в этой области, чего не было сделано.
Производители тратят серьёзные средства на исследования и разработку, а платить за всё приходится потребителям. Нам приходится платить, но вопрос в том, сколько производителей будет в этом участвовать, и насколько снизится стоимость в течение пяти лет. Однако я считаю, что трансмиссия получится более дорогой, чем сегодня. На протяжении нескольких последних лет производители действительно поддерживают команды. Благодаря «замороженному» регламенту на моторы стоимость двигателей постоянно уменьшается, и мы должны поблагодарить за это производителей. Все это оставляет большие вопросы перед 2014 годом.
Вопрос: Как такая команда, как Toro Rosso сможет догнать лидеров?
Франц Тост: В идеальном мире Toro Rosso должна быть успешной, а если есть результаты, то и деньги сами плывут в карман. Такова наша цель. (смеется)
Вопрос: Довольно простое видение с точки зрения предпринимателя: если продукт хороший, его покупают…
Франц Тост: Да, все сводится к этому. Мы должны создать хороший продукт.
Вопрос: Каким вы хотите видеть свой продукт в конце года?
Франц Тост: Мы должны представить гонщикам машину, позволяющую им бороться в середине пелотона. Они должны квалифицироваться между девятым и двенадцатым местом, бороться в гонках за девятое-десятое место, и зарабатывать одно, два или три очка. Такова цель. Лидеры намного опережают нас, однако в средней группе очень плотная борьба: Sauber, Williams, Force India… Caterham сокращает отставание, так что все зависит от нас.