Вопрос: На какие результаты вы рассчитываете с TF109?
Паскаль Васселон: Трудно делать прогнозы до того, как мы сможем на трассе сравнить показатели нашей машины с результатами соперников. Однако, цель очевидна – борьба за первую для Toyota победу в Гран При. Попробуем сделать это в 2009-м, кроме того, мы хотим как можно чаще финишировать на подиуме и войти в тройку лидеров чемпионата.
Это будет непросто, в Формуле 1 не бывает простых задач, но нам нравится ставить перед собой высокие цели, и я уверен - у команды есть потенциал для их достижения. В прошлом году мы вернулись на подиум, стартовали с первого ряда, а сейчас обязаны воспользоваться шансом, который появится после столь серьезных перемен в регламенте.
Вопрос: Не могли бы вы рассказать, какой объем работы был проделан при создании TF109?
Паскаль Васселон: Мы, как обычно, работали на пределе возможностей, но в этот раз ситуация была особенной, поскольку изменения в правилах требовали пересмотра буквально всего. Данная программа оказалась требовательнее любого предыдущего проекта, в котором я участвовал.
Она началась раньше обычного: как только в октябре 2007 года был утвержден новый регламент, мы немедленно приступили к работе над TF109. По сравнению с предыдущим сезоном на создание новой машины было направлено намного больше ресурсов, и по ходу чемпионата мы работали с ней одновременно с TF108.
Вопрос: Как вы добились баланса между доработкой TF108 и разработкой TF109?
Паскаль Васселон: Собственно, на протяжении всего года это было определенным вызовом, но, как мне кажется, мы неплохо справились и смогли добиться серьезного прогресса с TF108 без ущерба для TF109. График работы был определен еще зимой, и, благодаря усилиям каждого сотрудника, нам удавалось его придерживаться. На создание TF109 ушло немало ресурсов – надеюсь, мы увидим результат этого труда.
Вопрос: Чего вы ждете от TF109?
Паскаль Васселон: Скорости! Разумеется, это главное. Чтобы быть конкурентоспособными, мы продолжим работу над стабильным поведением машины в широком диапазоне настроек. С TF108 мы ориентировались именно на стабильность – анализ недостатков TF107 выявил проблемы с управляемостью, и все усилия были направлены именно на эту область. В 2009-м мы намерены уделять ей не меньше внимания, но уже по другим причинам. Как нам кажется, в нынешнем сезоне максимальные скорости будут точно такими, если не выше, однако прижимная сила уменьшится, и в таком случае стабильность становится исключительно важной. Свои корректировки внесет и разница в сцеплении между передними и задними сликами, поэтому стабильное поведение ТF109 – одна из основных целей.
Вопрос: Насколько трудно адаптироваться к новым правилам?
Паскаль Васселон: Это стало настоящим вызовом, ведь мы видим наиболее масштабную смену правил с 1998 года. Впрочем, должен сказать, это было весьма интересно, особенно если учесть ситуацию с нашей командой, которая по меркам Формулы 1 все ещё является достаточно молодой.
Мы долго пытались угнаться за другими участниками чемпионата, имевшими больший опыт работы в условиях старого регламента, однако с новыми правилами всем предстоит начать с нуля. Наши сотрудники получили полную свободу творчества, и результаты оказались очень достойными.
Вопрос: Насколько меньшей прижимной силой обладают машины этого года по сравнению с прошлогодними?
Паскаль Васселон: Основной задачей нового регламента было снижение прижимной силы на 50% по сравнению с уровнем 2006 года, однако с тех пор все стремились к ее увеличению, ведь в этом и заключается работа инженера! Нам удалось частично компенсировать потери и добиться серьезного прогресса. Разумеется, как только новые машины окажутся на трассе, команды попробуют отыграть еще больше. Трудно сказать, чем все это закончится, но, определенно, сейчас у нас гораздо меньше прижимной силы, чем в 2008-м.
Вопрос: Означает ли это, что машины поедут медленнее? Если да, то насколько?
Паскаль Васселон: Непростой вопрос, ведь налицо сочетание нескольких неизвестных факторов. Тем не менее, можно полагать, что машины 2009 года будут не намного медленнее своих предшественниц. Да, мы потеряли в прижимной силе, но далеко не те обозначенные 50%, и все по одной простой причине – в командах работают очень талантливые люди, способные отыгрывать эти потери.
Помимо новых правил для аэродинамики нужно учитывать и слики, которые, за счет лучшего сцепления с асфальтом, позволяют быстрее проходить медленные и среднескоростные повороты. Проще говоря, мы потеряли в скорости из-за аэродинамики, но немного отыгрались за счет сликов, поэтому в итоге машины нового сезона не будут серьезно уступать прошлогодней технике.
Вопрос: Учитывая все изменения в правилах, подобрать идеальные настройки будет труднее?
Паскаль Васселон: Из-за новой аэродинамики и перехода на слики диапазон настроек расширился. В период относительно стабильного регламента на любой трассе можно было легко нащупать «узкое окно» регулировок, а сейчас необходимо работать в более широком интервале, ведь есть множество элементов, поведение которых до конца не изучено.
Одной из главных задач на предсезонные тесты будет сбор информации, необходимой для сужения этого диапазона, но можно не сомневаться, что в этом году работа во время свободных заездов будет более напряженной.