Накануне Гран При Бразилии технический директор по работе с шасси Toyota F1 Паскаль Васселон готовил с журналистами об особенностях трассы, предстоящем дебюте Камуи Кобаяши и итогах сезона...
Вопрос: В чём особенности Интерлагоса?
Паскаль Васселон: Несколько лет назад перед этой гонкой мы говорили о неровностях трассы и по ходу уик-энда работали с подвеской, которая должна была поглотить эти удары, но за последние годы многое изменилось, сейчас асфальт в Интерлагосе не более ухабистый, чем на других автодромах.
Это интересная трасса, включающая длинную прямую, медленные, средние и скоростные повороты, здесь необходим традиционный компромисс между прижимной силой на медленном участке и скоростью на главной прямой.
Вопрос: Интерлагос удовлетворяет характеристикам вашей машины?
Паскаль Васселон: Мы всегда были быстры в Бразилии и должны быть конкурентоспособны в этот уик-энд. Настройки аэродинамики здесь близки к базовым, к тем, с которыми мы работаем в аэродинамической трубе. Характеристики Интерлагоса оптимальны для нашей машины.
В прошлом году мы имели хорошие шансы на подиум, когда Ярно квалифицировался вторым с большим количеством топлива, машина была быстра в гонке, но из-за дождя мы упустили место в первой тройке. Тимо был быстр на шинах для сухого асфальта в финале гонки, он отыграл позицию и финишировал шестым, хотя тоже мог подняться на подиум.
Вопрос: Вы предпримите какие-то особые меры, чтобы помочь Камуи Кобаяши?
Паскаль Васселон: В Сузуке мы ещё раз убедились в том, что Камуи – талантливый гонщик, мы уверены в том, что он справится с этим вызовом и, безусловно, поддержим его в дебютной гонке. Он знаком с машиной по тестам, на которых был быстр и стабилен, а в предстоящий уик-энд сосредоточимся на процедурах, которые прежде не являлись приоритетными – на старте, гоночных пит-стопах, квалификации с минимальным количеством топлива. Мы используем свободные заезды, чтобы познакомить его со всеми аспектами уик-энда Гран При и уверены в том, что он хорошо справится со своей работой.
Вопрос: Сезон заканчивается, как вы оцениваете TF109?
Паскаль Васселон: В этом году мы были конкурентоспособны на всех типах трасс, только в Монако произошел спад, но второе место в Сингапуре говорит о том, что проблема решена, и мы смогли повысить эффективность машины в медленных поворотах. Увы, не хватало стабильности – несколько раз мы отлично выступали в квалификации, но сталкивались со сложностями в гонке, или наоборот, были конкурентоспособны в гонке после трудной квалификации. Это сказалось на количестве очков.
Вопрос: В чём сильные стороны TF109?
Паскаль Васселон: У TF109 достаточно преимуществ, поэтому мы были конкурентоспособны на разных трассах. Если говорить об отдельных областях, то у этой машины эффективная аэродинамика в среднем диапазоне прижимной силы, она стабильна на торможении – гонщики уверены в ней на трассе, она достаточно легка в управлении.
Вопрос: Если ли слабые места?
Паскаль Васселон: Ещё на зимних тестах мы поняли, что у машины нет очевидных проблем, и сосредоточились на её доработке, на повышении общей аэродинамической эффективности. Единственные проблемы, с которыми пришлось разобраться, возникли в Монако – в медленных поворотах не хватало прижимной силы, но сейчас они решены.
Вопрос: Как вы оцениваете прогресс TF109 по ходу сезона?
Паскаль Васселон: Команда добилась серьёзного прогресса, несмотря на запрет тестов. Мы были конкурентоспособны в начале и быстры в финале чемпионата, от трассы к трассе ситуация менялась, но это зависело от характеристик конкретного автодрома, которые иногда приводили к серьёзным переменам в расстановке сил.
Вопрос: Насколько важным фактором стала эффективность резины?
Паскаль Васселон: С шинами в этом году оказалось сложнее, чем в прошлом. У сликов более узкий рабочий диапазон, такова их особенность, они более чувствительны к температуре асфальта и прогреву, поэтому гонщики часто были удивлены разнице в сцеплении с трассой. В этом году мы много сил потратили на оценку возможной эффективности каждого состава в конкретный гоночный уик-энд.
Вопрос: Управляемый элемент переднего антикрыла повлиял на эффективность машины?
Паскаль Васселон: Несмотря на некоторую прибавку в весе переднего антикрыла, этот узел важен по двум причинам. Во-первых, он помогает скорректировать баланс на круге, изменив его между медленным и скоростным отрезком, что особенно полезно в квалификации или в гонке, когда нужно компенсировать износ резины.
Кроме того, он ускоряет процесс настройки машины. В прошлом, если вы меняли жесткость подвески или развесовку, и аэродинамический баланс менялся не так, как было запланировано, для его коррекции приходилось заезжать в боксы. Сейчас гонщик может сделать это самостоятельно, что действительно ускоряет работу.