В интервью швейцарской Blick Себастьян Феттель подвёл итоги своего первого сезона в Ferrari…
Вопрос: Три победы, 13 подиумов, третье место в личном зачёте – сезон можно считать успешным?
Себастьян Феттель: Да, отличный год. Обидно было за несколько гонок до конца сезона потерять шансы на титул, но не стоит забывать о том, на что мы нацеливались десять месяцев назад и чего в итоге добились.
Вопрос: Какой же была ваша цель?
Себастьян Феттель: Я пришел в новую для себя команду, так что конкретной цели не было. В этом плане гораздо проще, когда у вас уже есть год позади и вы понимаете, на что можно рассчитывать, а тогда для меня это был шаг в неизвестность.
Я знал, что в 2014-м Ferrari было непросто, что в команде произошли серьёзные перемены. Но когда в первой гонке я поднялся на подиум, а вторую выиграл, это очень помогло. Мы поняли, чего можем добиться и полностью сосредоточились на работе. Весь сезон в команде было отличное настроение, и это очень поможет при подготовке к 2016-му.
Вопрос: Ваш переход в Ferrari после четырёх титулов в Red Bull поначалу критиковали, но сейчас пресса и болельщики на вашей стороне…
Себастьян Феттель: Это очень приятно. Для гонщика важно, чтобы он сам был доволен своими выступлениями, а в этом году это так. В 2014-м побед не было, но сезон я провёл вовсе не так плохо, как многие считали, а в этом году выступал в красном комбинезоне и теперь от меня вновь ждут успехов.
Вопрос: Было неприятно, когда в Red Bull вас порой освистывали на подиуме?
Себастьян Феттель: Худшим с этой точки зрения был этап в Сингапуре в 2013-м. Это был один из дней, когда я чувствовал, что полностью выложился, и слышать свист на подиуме было очень неприятно. Это не нравится спортсменам, но случалось не раз – болельщики не очень любят тех, кто часто выигрывает.
Вопрос: Вы помните свой первый визит в Маранелло?
Себастьян Феттель: Да, но за ворота я тогда не попал – для нас они были закрыты. Зимой мы с родителями приехали в Италию, где я участвовал в соревнованиях по картингу, и однажды остановились в Маранелло. Это было в 1997-м, когда Михаэль Шумахер выступал за Ferrari. И вдруг я услышал звук мотора Формулы 1 – и перелез через забор, чтобы увидеть машину. Впрочем, я был не единственным.
Вопрос: Когда у вас появились первые контакты с Ferrari?
Себастьян Феттель: После гонки 2008 года в Монце, которую я выиграл за рулём Toro Rosso. Тогда я встретился с руководителем команды Стефано Доменикали, но у меня был контракт с Red Bull. Более серьёзные переговоры начались через несколько лет – в 2012 и 2013-м.
Вопрос: Где вы подписали трёхлетний контракт с Ferrari? Вы же сделали это сами, без менеджера…
Себастьян Феттель: Это было кафе в Болонье!
Вопрос: После гонки вы благодарите команду на итальянском, недавно спели песенку в день рождения вашего инженера. Вы уже хорошо знаете язык?
Себастьян Феттель: Моё знание итальянского пока оставляет желать лучшего, так что зимой нужно позаниматься с преподавателем.
Вопрос: У вас уже есть дорожная Ferrari?
Себастьян Феттель: Да, есть одна. Но я не каждый день на ней выезжаю – только в хорошую погоду.
Вопрос: Модель и цвет?
Себастьян Феттель: Черная Ferrari 458.
Вопрос: Сложно немцу завоевать популярность в Италии? Все ещё помнят успехи Михаэля Шумахера…
Себастьян Феттель: Да, Михаэля помнят, и мне это нравится. Как и других гонщиков, выступавших за Скудерию – это отличает Ferrari. Они не забывают свою историю.
Вопрос: Выиграв четыре титула и 42 гонки, вы отстаёте от Шумахера на 49 побед и три титула. Реально ли повторить его достижения?
Себастьян Феттель: Пока я не одержал и половины тех побед, что есть у Михаэля. У меня нет цели побить его рекорды. Если разница будет в пять побед, тогда есть смысл об этом подумать, но статистика меня не мотивирует.
Вопрос: Сколько раз вы посещали Михаэля после инцидента на горнолыжном склоне, произошедшего почти два года назад?
Себастьян Феттель: Это очень личный вопрос. Как и миллионы его болельщиков по всему миру, я желаю ему скорейшего выздоровления.
Вопрос: Но у вас есть информация о его состоянии? Информацию об этом охраняют так же строго, как вы свою личную жизнь. Ходят слухи даже о том, сколько у вас детей…
Себастьян Феттель: Моя личная жизнь – это только моё. Должен ли я говорить о своих детях людям, которых совершенно не знаю? Конечно, нет.
Вопрос: Но вы женаты?
Себастьян Феттель: (показывает руки, на которых нет кольца) Я свободен. Детей двое.
Вопрос: У бразильских чемпионов Эмерсона Фиттипальди и Нельсона Пике по семь детей. Не хотите с ними посоревноваться?
Себастьян Феттель: Это происходит не так быстро! Я не думал об этом. Но у них было несколько жен.
Вопрос: Швейцарский Эллигхаузен остаётся для вас любимым местом для отдыха? Вы катаетесь на велосипеде, ходите в горы?
Себастьян Феттель: Катаюсь на велосипеде, совершаю пробежки на свежем воздухе, а зимой, когда холодно, охотно хожу на лыжах.
Вопрос: Что последним вы купили в местном супермаркете?
Себастьян Феттель: Напиток Ovo. Но это уже реклама…
Вопрос: Старый девиз Энцо Феррари: «Лучшая машина, которая есть у Ferrari – следующая» должен вселять оптимизм?
Себастьян Феттель: У него множество замечательных высказываний. Жаль, что я не был с ним знаком.
Вопрос: После столь успешного сезона ваша цель на следующий год – титул?
Себастьян Феттель: Конечно, это должно быть нашей целью. Есть одна команда, которая пока находится впереди. Мы хотим их опередить, сохранив преимущество над остальными командами.
Вопрос: В следующем году Red Bull Racing вновь будет использовать моторы Renault, но под другим названием. Вероятно, в прошлом году вы выбрали оптимальный момент для ухода из семьи Red Bull?
Себастьян Феттель: Сейчас можно сказать и так, но в тот момент для меня это был шаг в неизвестность, ведь Red Bull Racing оставалась очень сильной командой – второй в чемпионате. В этом году сезон для них сложился неудачно, а я могу быть доволен своим решением.
Вопрос: Сейчас активно обсуждается вопрос изменения правил, в частности – увеличения числа обгонов. Это зависит от особенностей трассы?
Себастьян Феттель: Да, все хотят видеть обгоны, но важно, чтобы они происходили в борьбе, а не просто один проезжал мимо другого. На самом деле, сегодня в гонках гораздо больше борьбы, чем было 10 или 20 лет назад, но я надеюсь, что новые правила не сделают обгоны более искусственными.
Многое зависит от обстоятельств. Если ваша машина быстрее лишь на одну-две десятых, обогнать почти невозможно, если соперник не допускает ошибок. Но так было и тридцать лет назад.
Вопрос: Постоянно переезжая с трассы на трассу, вы следите за тем, что происходит в мире? Недавно в Париже произошли террористические акты…
Себастьян Феттель: С этой точки зрения гонщики – обычные люди. Все мы были шокированы, обсуждали произошедшее с семьёй и друзьями. Мы находились в Бразилии, когда это случилось, и были очень огорчены.
Вопрос: Вы не опасаетесь, что однажды это может коснуться и Формулы 1?
Себастьян Феттель: Нет. Хотя это сложный вопрос. Жизнь продолжается, и не все факторы в ней мы можем контролировать. Случай, судьба, неудача – каждый может назвать это по-своему.