В обстоятельном интервью Der Tagesspiegel Себастьян Феттель рассказал о том, почему не любит электронику в машинах, какие моменты в Формуле 1 ему особенно нравятся и что он делает, когда Райкконен обыгрывает его в бадминтон.
Вопрос: Себастьян, вы привыкли, что в машине Формулы 1 много кнопок и электроники. Когда вы берёте напрокат дорожную машину, вам требуется время, чтобы понять, как работает весь этот компьютер на колёсах?
Себастьян Феттель: Да, пожалуй. Часто там так много кнопок, что поначалу ты не понимаешь, зачем они нужны. В некотором смысле, меня это не очень радует, хотя, конечно, есть и много полезных вещей, таких как система навигации, сопряжение с телефоном и тому подобное.
Вопрос: Что вам не нравится в электронике?
Себастьян Феттель: Из-за неё управление машиной отходит на второй план. Кроме того, когда вы поднимаете капот современной машины, то кроме двигателя под большой крышкой ничего больше не видно. Если вы едете в сервис, то приходит человек и подключает кабель [к бортовому компьютеру], чтобы увидеть, в чём проблема. Раньше можно было просто заглянуть внутрь и понять, что не так.
Вопрос: Вы знаете, как работает машина Формулы 1, в деталях, особенно по части электроники?
Себастьян Феттель: Откровенно говоря, нет. Забавно, но я только сегодня утром думал о том, что раньше гонщики всё делали сами. Я думаю, что, с одной стороны, современный график и жизнь в Формуле 1 такого больше не позволяет. С другой - машины стали слишком сложны. Вы сами видите, сколько людей сегодня работают с машиной. Раньше их было лишь несколько, и гонщик всегда входил в это число. Сегодня мы не можем этим заниматься, ведь в каждой области требуется свой специалист.
Вопрос: Вы бы предпочли чуть более простую технику?
Себастьян Феттель: И да, и нет, ведь современные машины позволяют нам проходить скоростные повороты гораздо быстрее, чем раньше. В следующем году машины станут немного медленнее из-за меньшей прижимной силы и несколько меньшей мощности. Но добровольно никто ничего не отдаст и не сделает шаг назад. Такое развитие совершенно нормально, как и в любом другом виде спорта. В горных лыжах скорости в поворотах тоже высоки как никогда. Конечно, есть ещё вопрос физической подготовки самих спортсменов, даже для нас, в машинах. Но потом вы привыкаете к этим ощущениям, и скорость снова растёт дальше.
Вопрос: Вы как-то сравнили пилотирование машины Формулы 1 с полётом. Другие говорят, что ощущения похожи на опьянение. Для вас такое происходит скорее на квалификационном круге или во время поединков в гонке?
Себастьян Феттель: И там, и там, но это немного разные вещи. Круг в квалификации длится очень недолго, и вы проезжаете его на пределе, а в гонке нужно найти оптимальный темп, подходящий конкретной трассе, следить за шинами. Тем не менее, ощущения по-прежнему фантастические.
Вопрос: Вы можете вспомнить какие-то гонки, где впечатления от пилотажа были особенно сильными?
Себастьян Феттель: В последнем Гран При. Гонку на Нюрбургринге я провёл на пределе, так как у нас совершенно не было права на ошибку, я всю дистанцию пытался сохранить лидерство. Но есть и другие гонки, которые стоит вспомнить. Моя первая победа в Монце в 2008 году - это было нечто особенное. Я просто старался вести собственную гонку. И даже сейчас, оглядываясь назад, я удивляюсь, что этого оказалось достаточно.
Вопрос: Сколько времени требуется, чтобы вернуться из этой экстремальной среды в нормальный мир?
Себастьян Феттель: Я знаю, что происходит вокруг, так что сравнительно быстро. Но это великолепное ощущение, когда вы отдали всё, что могли, и всё сделали правильно, по крайней мере в этот день.
Вопрос: В Формуле 1 идёт битва за тысячные доли секунды. За её пределами у вас другое ощущение времени?
Себастьян Феттель: Вне уик-эндов Формулы 1 у меня нормальное чувство времени, как и у любого другого человека.
Вопрос: Но разве вы не чувствуете, что время вне машины идёт медленнее?
Себастьян Феттель: Нет, но многое зависит от конкретной ситуации. Если вы чувствуете, что времени не хватает, то испытываете стресс, должны что-то делать. Всегда лучше знать, что у вас есть запас времени, и тогда можно освободить свою голову для более важных вещей.
Вопрос: Насколько для вас важен отдых?
Себастьян Феттель: Очень важен. Я думаю, нужно всегда находить правильный баланс, не только в Формуле 1, но и в жизни в целом. Если в вашей жизни много шума и суеты, то обязательно нужно найти время для более спокойной обстановки.
Вопрос: На вашей новой родине, в Швейцарии, на улицах довольно спокойно. Получаете ли вы удовольствие от управления дорожной машиной, несмотря на строгие ограничения скорости?
Себастьян Феттель: У большинства людей, вероятно, неправильные представления о нас, и они думают, что если ты гонщик Формулы 1, то и по обычным дорогам ездишь как сумасшедший. Но самое замечательное в моей работе как раз то, что я имею возможность выпустить пар за рулём лучшей машины в мире. Даже хороший спортивный дорожный автомобиль не может с ней сравниться.
Не могу сказать, что никогда не превышаю допустимую скорость - думаю, такое вряд ли может сказать о себе любой человек, который честен перед собой. Но я бы назвал себя скорее спокойным водителем. К тому же, думаю, с возрастом я стал немного мудрее. Две-три минуты, которые вы в конечном счёте выигрываете, обычно не играют роли.
Вопрос: Гонки Формулы 1 проходят в девятнадцати странах. Есть ли у вас время, чтобы познакомиться с этими странами по ходу уик-энда?
Себастьян Феттель: Конечно, меня ведь никто не запирает. И если я появляюсь на трассе вовремя, то всё в порядке. Здорово увидеть разные страны, я стараюсь каждый год посмотреть что-то новое. Конечно, постепенно в каждом городе, в каждом районе появляются места, которые вам больше всего нравятся. Есть рестораны, которые вы регулярно посещаете, или какие-то вещи, которые снова и снова делаете. К примеру, в Канаде мы всегда забираемся на небольшой холм, Мон-Руаяль, и смотрим оттуда на город. С другой стороны, когда вы так много путешествуете, всегда приятно вернуться домой.
Вопрос: Если вы так много ездите, то что для вас типично немецкое?
Себастьян Феттель: Настоящий немецкий хлеб, я его большой поклонник. Типично по-немецки также разглядывать место происшествия и в пятницу мыть машину, чтобы оставить её на выходные в гараже. Но это не мой случай.
Вопрос: Случались ли у вас вне Формулы 1 какие-то поражения, которые вас сильно расстраивали?
Себастьян Феттель: Я постоянно проигрываю Кими в бадминтон.
Вопрос: Вы имеете в виду вашего соперника Райкконена, который, возможно, станет вашим напарником в следующем году. В бадминтон он вас обыгрывает?
Себастьян Феттель: Сейчас мы играем не так часто, и я не пытался специально тренироваться, чтобы изменить ситуацию, а разница не столь велика. Но в тот момент это меня дико заводило, я даже собирался начать тренировки, чтобы прибавить.
Вопрос: Играя с Райкконеном, вы когда-нибудь ломали в ярости ракетку?
Себастьян Феттель: Бывало и такое, но после этого игру не продолжишь. Разочарование быстро проходит, и если потом вместе выпить по бокалу, всё останется позади.
Вопрос: Вы как-то сказали, что порой поражения только увеличивают желание победить. Какое поражение в Формуле 1 особенно сильно разожгло в вас страсть к победам?
Себастьян Феттель: У каждого пилота в карьере есть гонки, которые прошли хорошо, и другие, в которых всё сложилось не так здорово. Это нормально, когда у вас случаются трудные времена, такие моменты формируют ваш характер. На них многому можно научиться, чтобы не провалиться в следующий раз и смело смотреть в будущее. Человек не должен говорить, что у него всё плохо, нужно всегда искать возможность добиться лучшего.