В интервью ESPN F1 руководитель Pirelli Motorsport Пол Хембри говорил о проблемах, с которыми столкнулась компания, о недоверии между командами, сложностях в подготовке к новому сезону и необходимости перемен…
Вопрос: Последние несколько недель для вас и Pirelli оказались довольно сложными. Насколько тяжело было потушить разгоревшийся пожар?
Пол Хембри: Этот сезон – странный с разных точек зрения. Мы были вынуждены бороться с командами из-за пункта в регламенте, ведь если мы хотели поменять резину по причинам, не связанным с безопасностью, то должны заручиться поддержкой всех команд. В итоге мы оказались в ситуации, когда семь команд хотят одного, а четыре – другого, когда пытались решить проблемы с расслоением резины. Сначала мы думали, что расслоение связано с высокой температурой, но в итоге выяснили, что причина кроется в повреждениях шин. Как только мы это поняли, то смогли действовать в правильном направлении. Мы смогли воспроизвести проблему и считали, что все должно быть нормально, а затем получили Сильверстоун.
В Сильверстоуне мы недооценили, насколько машины прибавили в скорости – сразу на две-три секунды на круге, а это очень много. Мы позволили командам менять местами заднюю правую и левую шины, из-за чего нагрузка на них возросла. В Сильверстоуне резина подвергается самым высоким нагрузкам, и в этом году она оказалась еще больше. В результате это привело к проблемам, которые мы видели.
Сначала нужно было понять, что именно произошло. Уже в понедельник утром мы исследовали поврежденные шины в лаборатории. Мы знали, что скоро нас ждёт этап в Германии, что мы должны внести изменения в резину. С одной стороны мы вполне довольны шинами 2013 года, но здравый смысл подсказывал, что необходимо внести изменения, чтобы показать, что мы отреагировали на произошедшее. Именно так мы и поступили. Потребовалось настоящее чудо, чтобы изготовить новые шины в Турции и быстро доставить их на гонку – наша команда в Измире великолепно справилась со своей работой.
Второй шаг - возвращение к конструкции шин 2012 года, которую мы использовали без каких-либо проблем. Впереди гонки в Спа и в Сузуке, где резина тоже подвергается высоким нагрузкам. Ситуация постоянно меняется, поскольку мы не знаем, что еще команды могут придумать и как далеко зайти, поэтому мы решили, что будет правильно принять меры на ранней стадии, чтобы иметь запас прочности, когда мы доберемся до трасс с действительно высокими нагрузками.
Вопрос: Вы отметили, что быстро смогли подготовить новые шины, но насколько это было сложно сделать с точки зрения логистики и финансовых затрат?
Пол Хембри: Я вполне уверен, что затраты превысили один миллион евро. Однако я еще не делал подсчёты и не хочу их делать, но мне придется, поскольку предстоит подписать финансовый отчет. В любом случае, мы ориентируемся примерно на такую сумму.
Вопрос: Такой счет явно не обрадует руководство компании. Какой была их реакция? Они намерены настаивать на переменах в Формуле 1?
Пол Хембри: Нет, но в некоторых областях перемены действительно нужны, особенно в отношении к поставщику резины. Я говорю сейчас не только о нашей компании. Если другой поставщик придет в чемпионат, он столкнется с такими же сложностями. За последние три года у нас были только одни тесты с современной машиной – памятные тесты с Mercedes.
Вопрос: Вы говорите о необходимости перемен. На ваш взгляд, проблемы, с которыми Pirelli столкнулась в этом году, Формула 1 создала сама себе, или они стали результатом того, как FIA управляет спортом?
Пол Хембри: Я не собираюсь критиковать FIA, потому что не считаю, что проблемы обязательно связаны с ними. Мы должны лучше взаимодействовать с командами. В наш первый год в Формуле 1 команды сотрудничали с нами гораздо активнее, но в последние два с половиной года ситуация ухудшилась.
Я говорю не только о работе с нами, за кулисами много всего происходит, возникает все больше разногласий. Думаю, это связано с тем, что так и не подписан Договор согласия. По отдельности мы получаем невероятную поддержку со стороны каждой команды, но все меняется, когда дело доходит до совместной работы. Мы знаем, что необходимо многое изменить, чтобы не допустить повторения недавней ситуации.
У нас должна быть возможность проводить тесты в правильных условиях. Нам говорят: «Работайте на симуляторе». Но если мы начнем работать на симуляторе одной из команд, то окажется, что кто-то получит преимущество, так что это не так просто сделать. Кроме того, нельзя забывать про дождевые тесты и тесты на скоростных трассах, таких как Сильверстоун, где некоторые проблемы с поребриками оказали влияние на боковину шин. Мы видели проколы, но не знали, что именно стало причиной – поребрики или что-то еще – но проколы были, и они не имели ничего общего с главной проблемой, с которой мы столкнулись.
Мы также хотим убедиться, что будут проводиться все необходимые процедуры по контролю некоторых параметров использования резины. Это может быть уровень давления в шинах, когда машины едут за автомобилем безопасности перед рестартом, угол развала колес и другие небольшие детали, которые по отдельности могут показаться несущественными, но вместе очень важны. Именно это нам хотелось бы изменить.
Например, в данный момент мы понятия не имеем, как будут выглядеть машины 2014 года, хотя через несколько месяцев мы уже должны быть ко всему готовы. Полагаю, команды не сильно задумываются о наших проблемах и потребностях. В прошлом, когда в чемпионате было представлено несколько производителей резины, за неделю проходило больше тестов, чем за последние три года. Эти испытания позволяли получить больше информации, чем есть сейчас в нашем распоряжении. Я говорю о настоящих тестах шин, когда мы испытываем 14-15 спецификаций резины, проводим короткие и длинные серии кругов. За последние три года у нас были только одни такие тесты, но этого недостаточно.
Вопрос: Пока мы не слышали о подписании контракта с Pirelli на 2014-й. Остались какие-то разногласия?
Пол Хембри: Есть вещи, которые необходимо изменить. Мы не хотим рисковать и вновь оказаться в подобной ситуации. Нет никаких сомнений, перемены необходимы, но если Формула 1 не хочет перемен, ей лучше найти другого поставщика. Само собой, мы хотим остаться, но необходимы изменения, мы не можем просто говорить о них.
Можно посмотреть на ситуацию с другой стороны и спросить у гонщиков: «Вас не беспокоит, что перед 2014 годом у нас не будет дождевых тестов? Крутящий момент практически удвоится, а в Малайзии вас может ждать первая дождевая гонка. Это нормально? Что вы думаете на этот счет?».
Ситуация довольно странная. Машины станут другими, гонщикам придется менять стиль пилотирования. Никто из пилотов не захочет оказаться в ситуации, когда в середине гонки внезапно пойдет дождь и для него это станет первым опытом пилотирования новой машины в подобных условиях. Конечно, в сезоне будет несколько дождевых гонок, и пилоты приспособятся, но, на мой взгляд, с нашей стороны было бы неправильно не провести дождевые тесты.
Вопрос: Вы уже достигли соглашения по этому вопросу?
Пол Хембри: Нет, дискуссия продолжается. Я уже написал большое письмо Берни Экклстоуну и Жану Тодту!
Вопрос: Есть ли какой-то срок, по истечении которого вы откажетесь продлевать контракт?
Пол Хембри: Мы продолжаем подготовку к следующему сезону, но время уходит. Останемся мы в Формуле 1 или нет – от этого не зависит выживаемость нашего основного бизнеса – мы просто часть компании. В ноябре мы можем собрать вещи и переложить решение проблем на кого-то другого, но мы сами хотим их решить. Наша компания не ставит крайние сроки и продолжает работать. Возможно, это глупо, но мы должны настоять на решении всех проблем. Сейчас середина июля, и если кто-то захочет прийти на наше место, то это будет очень смелый шаг, ведь, откровенно говоря, компания столкнется с такими же проблемами, с которыми столкнулись мы.