В 26 лет Себастьян Феттель может стать самым молодым четырёхкратным чемпионом мира. Вспоминая предыдущие успехи в групповом интервью перед Гран При Индии, пилот Red Bull Racing объяснил, почему он больше радуется победам в гонках, чем в чемпионате, рассказал об ощущениях от пилотирования Формулы 1 и отношении к критике.
Вопрос: В прошлый уик-энд вы сказали, что больше радуетесь победе в гонке, чем титулу. Вами движет желание выигрывать гонки, вы не думаете о титуле?
Себастьян Феттель: На стартовой решетке вы думаете только о победе в предстоящей гонке, но, конечно, у меня есть цель на сезон. Можно довольно быстро понять, сможете ли вы бороться за титул или нет. Разумеется, победа в чемпионате важнее победы в гонке.
Гонка – это другое, ведь вы празднуете победу в тот же день. Невозможно выиграть чемпионат за одну гонку. Конечно, в конце сезона всегда будет Гран При, в котором решится судьба титула. Можно занять седьмую позицию на финише и все равно выиграть титул, так что вариантов много, но в конце концов, вы стремитесь к победе в чемпионате.
Вопрос: Она не столь важна, как победа в гонке?
Себастьян Феттель: Бывает по-разному. Возможно, в прошлый уик-энд речь шла об эмоциях в день победы в чемпионате. Её сложно осознать. В воскресенье вы видите клетчатый флаг и понимаете, что выиграли гонку. Но ради победы в чемпионате вы работаете целый год, поэтому этот успех сложнее осознать.
Вопрос: В 2010-м вы выиграли титул, одержав победу в гонке. Это идеальный вариант…
Себастьян Феттель: В этом плане тот сезон был очень сложным. Я подумал: «Хорошо, я выиграл титул». Одержав победу в Гран При, вы концентрируетесь на следующем уик-энде, а когда выигрываете титул в конце сезона, вы словно врезаетесь в стену.
В 2009 году я проиграл титул в Бразилии. До этого многие говорили: борьба проиграна, чемпионом станет Баттон, но я не терял надежды. У вас есть мечта, и вы продолжаете в неё верить. Когда всё позади, и больше ничего нельзя сделать, вы испытываете те же ощущения, что в момент аварии, поскольку были сильно напряжены и сконцентрированы, а теперь должны расслабиться. Это потрясающее чувство. Нужно время, чтобы понять это.
Вопрос: Вы недавно признались, что испытали сильный страх на первых тестах за рулём Формулы 1. Когда вы испытывали это чувство последний раз?
Себастьян Феттель: Я бы не назвал это страхом. Первые впечатления от тестов ни с чем не сравнятся – сейчас я знаю, чего ждать, когда сажусь за руль Формулы 1. Я знаю ее мощность, представляю, на какой скорости можно проходить повороты. Впервые оказавшись за рулем машины Формулы 1 и почувствовав ее мощность, я испытал страх, поскольку она существенно превзошла мои ожидания. Сейчас всё иначе, поскольку я всё это знаю, у меня есть определенные ожидания.
Садясь за руль обычной машины, вы не знаете пределов ее мощности, а внезапно достигнув его, вы удивляетесь: «Что это было?» У профессиональных гонщиков всё иначе, поскольку мы постоянно максимально выкладываемся. Если бы вы постоянно раскрывали потенциал машины на трассе, вы бы чувствовали себя по-другому.
Тем не менее, всё равно есть моменты, когда я должен убеждать себя, что всё хорошо и можно прибавить в скорости, особенно в столь быстрых поворотах, как на первом секторе Сузуки. Приходится рисковать, и плохо, если что-то идёт не так. Но если всё складывается верно, вы испытываете потрясающие ощущения, чувствуете огромное удовлетворение.
Вопрос: Что приносит вам наибольшее удовлетворение за рулем Формулы 1?
Себастьян Феттель: Мне кажется, наибольшее удовлетворение приносит полный контроль над машиной на столь быстрой трассе, как Сузука, поскольку в скоростных поворотах вы можете по-настоящему почувствовать её потенциал. В шпильке можно поздно затормозить, иметь потрясающий разгон, но это не сравнится с прохождением скоростного поворота, когда вы проезжаете его на скорости 250–260 км/ч. Вы чувствуете перегрузку и чистую мощность, невероятное сцепление с трассой.
Кроме того, мне нравится стремиться к совершенству. Например, проехать идеальный круг в квалификации, идеально пройти все повороты, начиная с первого. Это потрясающее чувство. В гонке хочется проехать в стабильном темпе много кругов, не допустить ошибок. Наконец, я радуюсь, если удается обогнать кого-то из соперников.
Вопрос: Вам помогает эта целеустремленность не в работе, а дома?
Себастьян Феттель: Мне кажется, в некотором смысле вы живете спортом. Вместе с тем, вы должны быть обычным человеком, решать повседневные проблемы. Вне трассы график всё равно особенный – надо готовиться, тренироваться, оставаться в хорошей форме. Мне кажется, можно постоянно работать над собой. Конечно, большинство гонщиков в хорошей форме, но все равно должны быть сконцентрированы и конкурентоспособны.
Вопрос: Эта целеустремленность может создать проблемы с семьей или с подругой?
Себастьян Феттель: Конечно, но важно найти баланс, окружить себя правильными людьми, которые понимают тебя и с радостью идут на компромисс. Семья и девушка понимают, что я не могу постоянно быть с ними, я часто бываю в разъездах, но даже если я рядом, то могу быть занят и должен тренироваться. Я могу быть полностью погружен в свои мысли и не участвовать в происходящем. Сложно быть обычным человеком, вести стандартный образ жизни обычной семьи. Это сложно для вас и нелегко для них.
Вопрос: Во время интервью немецким журналистам вы сказали, что вам нравится история Формулы 1. Вы интересуетесь другими аспектами, не связанными непосредственно с происходящим на трассе: Договором Согласия, распределением финансов?
Себастьян Феттель: Честно говоря, меня больше интересуют герои Формулы 1: гонщики и их достижения. Кроме того, я интересуюсь машинами, а не тем, на что пошли деньги. Возможно, я слишком молод и старомоден. Я восхищаюсь тем, как тот или иной пилот провел гонку, что он сделал, чтобы добиться невероятного результата, как работал с резиной в дождевой гонке в Монако.
Вопрос: Вы когда-нибудь задумывались, что уже добились таких результатов, хотя вам всего 26!
Себастьян Феттель: Нет. Конечно, иногда приходится оглядываться назад – порой посещает мысль, что это просто невозможно, поэтому лучше сконцентрироваться на будущем. Меня часто спрашивают, какой день я считаю самым лучшим в моей жизни. Я всегда отвечаю, что он ещё впереди, даже если я завершу карьеру в Формуле 1. Очевидно, что после этого наступит совершенно другая жизнь. Грустно, если придется признать, что лучший день в моей жизни был три года назад, если мне всего 26. Впереди еще много времени, поэтому я считаю, что надо всегда концентрироваться на будущем.
Вопрос: Сейчас слышно много критики в ваш адрес, в частности, многие недовольны тем, что вы постоянно показываете палец. Как вы к этому относитесь?
Себастьян Феттель: Да, это неприятно. Все хотят, чтобы их любили, но я выезжаю на трассу не для того, чтобы завоевать расположение окружающих, хотя мне приятно получать положительные отзывы. Мне кажется, надо воспринимать вещи в контексте.
Когда начинают свистеть, это не значит, что свистят все – многие радуются. Возможно, из сотни людей свистят всего десять. Все говорят об этих десяти, но никто не говорит об остальных. Нужно отдавать себе отчёт в том, что вы сделали правильно, а что – нет, а свист или недовольство болельщиков – не проблема.
Возьмем классический пример. Вы приходите на каталонский стадион на матч Барселоны с мадридским Реалом. Криштиану Рональду забивает лучший гол в сезоне, Реал лидирует со счетом 1:0. Люди должны встать и приветствовать Рональду за потрясающий гол, но этого не произойдёт - они болеют за Барселону. Некоторые будут свистеть, когда игрок Реала забивает гол. Я не думаю, что болельщики Барселоны ненормальные – они не считают неправильным то, что их команде забили гол. Во всяком случае, я так не думаю. Однако в тот момент они эмоциональны и желают победы своей команде. Конечно, им не нравится, что Реал забил гол.
Я это вижу так: когда люди приходят в футболке Ferrari или McLaren, а выигрывает гонщик Red Bull Racing, они этим недовольны, поскольку болеют за другую команду.
Вопрос: В начале сезона вы активно вели борьбу с Фернандо Алонсо. Вы когда-либо сомневались в своем успехе?
Себастьян Феттель: На самом деле нет, поскольку иметь подобную проблему – большая роскошь. Мне кажется, людям не нравится, когда постоянно выигрывает один и тот же гонщик. Я не скажу, что постоянно побеждаю в гонках, но последние три года получились весьма успешными, я одержал много побед. В 2010-м и 2012-м годах мы вели плотную борьбу с Ferrari, и оба раза итальянская команда проиграла. Очевидно, что если вы болельщик Ferrari, то вам не нравится, когда этот парень снова выигрывает.
Я хотел сказать, что болельщики Red Bull Racing не свистят, и мне кажется, это правильно. В конце концов, вы должны уважать соперников, даже если вам это не нравится. Если Фернандо выиграет 30 гонок из 40, к сожалению, парням в майках Red Bull Racing это не понравится.
Вопрос: Вы добились отличных результатов во второй половине сезона. Вы стали лучше пилотировать?
Себастьян Феттель: Я не знаю – возможно, этот вопрос надо задать остальным. Думаю, не всё так просто. Для борьбы за победу в Формуле 1 нужна подходящая машина. Но ещё важнее иметь правильное сочетание факторов: верный настрой команды, идеальную работу гонщика на трассе... Я здесь не для того, чтобы пожать плечами и сказать: «Я отличный гонщик, я добился того и этого». Я никогда этого не делал. Я внес свой вклад в общее дело, команда сделала то, что должна... Важно всё собрать воедино.
В нескольких последних гонках мы сосредоточенно работали. Честно говоря, у нас была отличная первая половина сезона: команда разобралась с машиной, научилась правильно реагировать и находить подходящие настройки после пятничной тренировки. В нескольких предыдущих Гран При мы очень четко работали по субботам и смогли настроить машину так, что она прибавляла в скорости по сравнению с пятницей. Подобные мелочи играют решающую роль.