В 1988-м Чарли Уайтинг, долгое время работавший инженером в команде Brabham, некогда принадлежавшей Берни Экклстоуну, перешел в технический департамент FIA. Девять лет спустя он получил должность гоночного директора, которую занимает и по сей день. В интервью голландскому GPUpdate Уайтинг рассказал о своей работе в ходе гоночных уик-эндов...
Вопрос: Вы можете рассказать о вашем подходе к работе в дни гоночного уик-энда? Что вы делаете с четверга по воскресенье?
Чарли Уайтинг: Это зависит от трассы. На таких автодромах, как Сильверстоун, Спа или Монца, где гонки проходят уже на протяжении многих лет, у вас есть определенный уровень доверия, тогда как на новых трассах вам нужно проводить больше проверок и делать некоторые другие вещи, поскольку то, что уже отработано на одних трассах, необязательно есть на других. Обычно мы приезжаем на трассу в среду и проводим встречи с высшими должностными лицами автодрома, чтобы убедиться, что со своей стороны они сделали все необходимое. Затем мы проводим ряд проверок, чтобы удостовериться, что все готово.
В четверг встречаемся с командами и проводим заключительную инспекцию трассы. В основном мы действуем стандартно, но на одних трассах сложностей бывает больше, чем на других. Например, у меня есть список примерно из 50 пунктов, которые я проверяю вместе с представителем автодрома. Поскольку я работаю уже на протяжении 20 лет, есть определенные вещи, на которые приходится тратить не очень много времени.
В пятницу, прежде всего, мы вновь проводим инспекцию трассы, проверяем, что все маршалы на своих местах, все эвакуаторы, все спасательные и медицинские машины готовы к первой сессии свободных заездов. Я уже не говорю о таких вещах, как огни стартового светофора, светофор на выезде с пит-лейн, системы хронометража и контроля скорости на пит-лейн. Все должно быть на своих местах.
То же самое мы делаем в субботу. Проводим проверку, перед началом каждой сессии проезжаем инспекционный круг, чтобы убедиться, что все маршалы на своих постах или, например, не появились ли новые рекламные вывески. Остальное, как говорится, довольно просто.
Вопрос: Брифинги с гонщиками, которые проходят по пятницам – ключевая часть каждого уик-энда. Вы можете рассказать подробнее о том, как они проходят?
Чарли Уайтинг: В наши дни начались разговоры, так ли необходимы официальные брифинги пилотов. В четверг я присылаю пилотам документ на трёх-четырёх страницах и обсуждаю его с менеджерами команд. Таким образом, нет никакой необходимости проводить брифинг с гонщиками.
Как правило, мы встречаемся в пятницу просто для того, чтобы у гонщиков была возможность поделиться своими впечатлениями о трассе и выслушать комментарии. Обычно на таком брифинге, хотя мы предпочитаем называть это встречей, обсуждаются проблемы, которые возникли в предыдущей гонке. После этого пилоты могут рассказать о том, что они заметили на трассе за первые две сессии. Затем подводятся итоги, которые могут отличаться от прошлого года. В общем, всё происходит как-то так.
Вопрос: Есть гонщики, которые, возможно, выступают более откровенно, чем другие?
Чарли Уайтинг: Всегда есть небольшая группа гонщиков, которые что-то говорят. Некоторые пилоты никогда ничего не говорят. Знаете, если Кими Райкконен, что-то сказал, это всегда важно, поскольку обычно он молчит. Но если он чувствует, что должен что-то сообщить, он это скажет, и его нужно слушать, поскольку он говорит то, что действительно думает. Мне нравится Кими. Он – настоящая звезда.
Вопрос: Для многих старт – самая захватывающая часть гонки. Вы можете объяснить саму процедуру?
Чарли Уайтинг: У нас есть панель, на которой мы программируем время включения зеленого сигнала на выезде из пит-лейн. Например, зеленые огни загораются в 13.30, а в 13.45 они сменяются красными. Красные огни светофора гаснут в автоматическом режиме, затем следует 15-секундый сигнал, и загораются зеленые огни, дающие старт прогревочного круга.
В конце прогревочного круга я смотрю за тем, все ли заняли свои позиции. После того, как все пилоты выстроились на решетке, я включаю красные огни светофора, которые загораются по одному. Когда они все включились, я смотрю нет ли проблем, и если все кажется в порядке, я нажимаю кнопку, и огни гаснут. Все это происходит в ручном режиме.
Если есть проблема, я прерываю процедуру старта, загораются огни, информирующие об этом, и пилоты уходят на дополнительный прогревочный круг. Фальстарты фиксируются датчиками на трассе, установленными на каждой стартовой позиции. Транспондер, передающий информацию о хронометраже, фиксирует пересечение определенной черты.
Вопрос: Можете рассказать, что вы видите перед собой во время сессий гоночного уик-энда, и что за люди с вами работают?
Чарли Уайтинг: В помещении дирекции гонки у нас 30 или 40 экранов, на которых идёт трансляция со всех участков трассы, зон вылета и так далее. И всё это записывается. Также у нас есть система, позволяющая сразу воспроизводить изображение, полученное с любой из камер, находящихся рядом с точкой, где произошло происшествие.
Ещё одна система даёт информацию о расположении на трассе всех машин, через неё мы также управляем световой сигнализацией и получаем информацию о том, что кто-то из гонщиков, например, превысил скорость, двигаясь за автомобилем безопасности, или совершил обгон, когда автомобиль безопасности был на трассе. В общем, передо мной могут быть любые мониторы, какие только захочу.
Кроме экранов я могу видеть информацию о хронометраже, о работе системы маршальских сигналов, об автомобиле безопасности, о режиме виртуального сейфти-кара – у меня доступ ко всему этому в любой момент времени. Кроме того, у нас есть голосовая связь со всеми командами, и мы можем слышать переговоры со всеми гонщиками – конечно, говорить с ними не можем, но прослушиваем весь радиообмен.
Вопрос: Как должна действовать команда, если необходимо связаться с вами?
Чарли Уайтинг: Они нажимают кнопку Race Control, в наушниках я слышу сигнал, что на связи какая-то из команд, смотрю на пульт и вижу, какая именно. В самых горячих ситуациях, например, когда на трассе автомобиль безопасности, все эти сигнальные огни могут загореться одновременно, тогда я нажимаю замечательную кнопочку Mute, которая выключает все каналы голосовой связи, и в моих наушниках уже никто не кричит «Команда! Команда! Команда!»
Вопрос: В какой мере с годами изменилась работа гоночного директора?
Чарли Уайтинг: Сейчас нам доступно больше информации. Трассы стали намного лучше. Дирекция гонки оснащена намного лучше. Трассы оборудованы камерами высокого разрешения, у нас в распоряжении все записи в цифровом формате… 20 лет назад в Бразилии на трассе Интерлагос вообще не было камер, мы просто сидели на верхнем этаже башни дирекции гонки, смотрели в бинокли и слушали, что нам докладывают маршалы. С тех пор многое изменилось.
Вопрос: Если говорить о технологиях, что ещё вы бы хотели получить в своё распоряжение?
Чарли Уайтинг: Мы продолжаем совершенствовать нашу технику, улучшаем систему маршальской сигнализации, алгоритмы фиксации аварий – это помогает выявлять происшествия, когда машины вылетают с трассы. Модернизация идёт постоянно.
Вопрос: Мы видели специальные сигнальные панели на машинах IndyCar и WEC. Может ли что-то подобное появиться в Формуле 1?
Чарли Уайтинг: Я не убеждён в их эффективности. Но мы постоянно имеем дело с жидкокристаллическими световыми панелями, вы наверное видели их вокруг трасс. Установить что-то подобное на машинах намного сложнее. Впрочем, к нам уже обращались с подобным предложением, и мы даже что-то тестировали. Но если честно, видно было плохо, разработка была не лучшего качества.
Мне бы очень хотелось увидеть в Формуле 1 что-то такое, что уже применяется в гонках на выносливость (WEC). По-моему, всё это неплохо смотрится, когда на табло высвечивается сокращённая фамилия гонщика, флаг страны, которую он представляет и другая информация такого рода. Но пока с этим есть сложности. И прогресса я пока не вижу. Вещи такого рода невозможно форсировать, но в итоге, наверное, они появятся и в Формуле 1.
Вопрос: Напоследок, что вам больше всего нравится в вашей работе?
Чарли Уайтинг: Мне нравится каждый день принимать новый вызов, ведь ни один день не похож на предыдущий. Всегда происходит что-то новое, и мне очень повезло с работой, она мне нравится. Всегда хорошо, когда хобби становится твоей работой.
Подозреваю, не так много людей могут сказать про свои занятия, что каждый день несёт что-то новое. Именно этот элемент мне нравится больше всего. К счастью, мне по-прежнему нравится путешествовать! Я люблю работать с разными людьми разных национальностей. У меня сотни друзей по всему миру, с которыми я рад видеться и сотрудничать. Больше всего мне нравятся старты, в такие моменты я чувствую воодушевление. Конечно, они очень напряжённые, это неизбежно. Необходимо быть очень собранным, ведь на старте может произойти всё, что угодно. В разные годы в момент стартов происходили очень странные вещи, и это тоже по своему интересно.