В интервью журналистам официального сайта чемпионата президент FOTA и руководитель команды McLaren Мартин Уитмарш рассуждал о будущем, повышении интереса автопроизводителей к спорту и роли новых СМИ в Формуле 1…
Вопрос: Пару последних месяцев ходили разговоры о будущем Формулы 1, интерес к покупке чемпионата проявили несколько новых сторон. Четыре топ-команды провели встречу, чтобы обсудить некоторые вопросы. К чему сводилась ваша дискуссия?
Мартин Уитмарш: Не думаю, что мы пришли к заключению, но стало ясно, что команды работают сообща. Это произошло впервые за 60 лет. Исторически команды боролись друг с другом, а также с FIA и FOM, поэтому все походило на поле битвы. Сейчас мы стремимся именно к сотрудничеству.
Действительно, появились новые заинтересованные лица, но мы думаем, что лучше продолжать работать с теми партнерами, которых давно знаем. Берни Экклстоун отлично знает Формулу 1, многое для нее сделал, а фонд CVC владеет правами на Формулу 1, за это мы должны уважать их. Однако это не означает, что мы должны и будем постоянно соглашаться с ними: мы должны найти путь конструктивного сотрудничества, а не говорить: «Вот новое и незнакомое нам лицо, давайте работать в этом направлении». Мне кажется, это было бы неправильно. У всех есть недостатки и слабости, но если мы будем взаимодействовать, это станет лучшим выходом.
Формула 1 – фантастический спорт. Существует только два глобальных вида спорта: футбол и Формула 1. Конечно, мы можем работать лучше, и всегда должны быть открыты новым технологиям, возможностям и задачам, но, возможно, лучше сотрудничать с теми, кого мы знаем, чем вдруг заявлять, что должны двигаться в другом направлении.
Вопрос: Одной из заинтересованных сторон был сын медиамагната Руперта Мердока Джеймс, который, как мы знаем, сейчас переживает сложный период. Дискредитируют ли его события, которые произошли с одной из его компаний?
Мартин Уитмарш: Существует несколько проблем, связанных с NewsCorp. Многие обеспокоены платным телевидением: Sky исторически использует эту модель, но она не подходит Формуле 1. Да, сейчас у них много проблем в Великобритании, но мы знаем, что News International и News Corporation продолжат работу и останутся влиятельными компаниями. Они продолжат развиваться, несмотря на жертвы: они закрыли газету, хотя еще две недели назад в это не поверил бы ни один из нас.
Ситуация быстро меняется. Оборот NewsCorp – около 20 миллиардов, и я уверен, они останутся серьезным игроком. Не думаю, что Формула 1 должна стремиться оказаться под их контролем. Мы должны оставаться открытыми и искать то, что больше всего отвечает интересам спорта в долгосрочной перспективе. Всегда будут противоречия как внутри чемпионата, так и вне его, поэтому мы должны найти баланс и думать о том, как мы можем продвигать, развивать и поддерживать спорт.
Вопрос: Чего вы опасаетесь больше всего? Проснуться утром и обнаружить, что Формулой 1 некому управлять?
Мартин Уитмарш: Ха, ну и страхи! Берни – чрезвычайно влиятельная и важная фигура в спорте, надеюсь, в ближайшие годы мы будем просыпаться, зная, что Берни по-прежнему здесь.
Впрочем, подобная угроза существует всегда, поэтому мы должны наладить более эффективное взаимодействие. Спорт должен измениться, ведь никого из нас не будет в Формуле 1 через 20 лет, по крайней мере, большинства из нас, поэтому, думаю, мы должны способствовать позитивному прогрессу спорта.
Сегодня ситуация со СМИ осложнилась. Если говорить о более молодом поколении, молодежь не смотрит телевизор, возможно, они его включают, но затем переключаются на что-то другое, на iPad или на мобильные устройства, или на ноутбук. Мы выросли вместе с телевидением и в определенный момент думали, что e-mail – это круто, но молодежь больше не пользуется электронной почтой. Она, несомненно, находится на более продвинутом уровне. Влияние новых СМИ огромно, но как его оценить?
Берни смог великолепно определить стоимость освещения Формулы 1, и мы должны быть благодарны за то, что он многое сделал для коммерческого процветания спорта, но сейчас, как я сказал, медиасреда стала более сложной. Благодаря четвертому поколению телекоммуникационных систем, вскоре всё телевидение перейдет на мобильные устройства, а мобильные устройства могут через Bluetooth подключаться к мониторам. Вопрос в том, как это оценить и контролировать?
Вопрос: 30 лет назад Формула 1 перешла от «присутствия болельщиков на трибунах» к телевизионным трансляциям. Сейчас мы снова находимся в подобной ситуации?
Мартин Уитмарш: Да, очень похоже. Это можно считать угрозой, но, как и в то время, мы получили новые возможности. Формула 1 – это глобальный спорт, генерирующий множество данных, гораздо больше, чем в теннисе, футболе или любом другом спорте, и они могут быть эффективно интерпретированы в наш цифровой век. Думаю, у нас огромные возможности.
Конечно, некоторые продолжат смотреть аналоговые каналы, но этот вариант не подходит для поколения моложе нас. Они требуют большего объема информации и взаимодействия между собой. Они хотят объединяться, и это вызов для нас: мы должны найти способы определить цену, так, как это сделал Берни с телевидением. Он гарантировал то, что доход от спорта был очень высоким. Нельзя сдерживать развитие, поэтому мы должны оценить то, что, возможно, не существует в Формуле 1.
Вопрос: С точки зрения McLaren, какие трудности могут возникнуть в стабильном будущем Формулы 1?
Мартин Уитмарш: Во-первых, с помощью FOTA McLaren многое делает для того, чтобы поддерживать спорт. Уверен, Ferrari и наша команда будут выступать в чемпионате и через пять лет, даже через 20 лет, в то время, как остальные команды, возможно, покинут его. С тех пор, как McLaren дебютировала, 107 команд ушли из Формулы 1, поэтому мы хорошо знаем, что команды должны выживать. Чемпионат должен оставаться жизнеспособным, потому что мы с Ferrari не можем бороться только друг с другом, нам нужны остальные команды, поэтому стабильность чемпионата – важная проблема.
У нас была эпоха табачных спонсоров, затем эпоха автопроизводителей, которые были естественными инвесторами, теперь их недостаточно. Есть Renault, есть Mercedes, есть Ferrari, но на самом деле мы должны гарантировать стабильность и развлечение, а также создать такую обстановку и регламент, которые убедят такие автомобильные компании, как Honda, Toyota, BMW, что покидать чемпионат – это ошибка. Я верю, что мы вернем их обратно и, возможно, привлечем Volkswagen/Audi или Hyundai. Мы должны сохранить шоу.
Раньше некоторые жаловались на то, что шоу было недостаточно хорошим, но я верю – за пару последних лет мы ответственно подошли к этой проблеме, и гонки стали невероятно интересными. Думаю, мы создали отличное шоу – здесь можно «поставить галочку».
Сейчас мы должны убедиться в том, что соответствуем этим требованиям, и, возможно, нам помогут новые двигатели V6. Команды должны действовать сообща, ведь существует реальная угроза нашей бизнес модели – сфера развлечений сильно изменилась, и мы должны этому соответствовать, а не ждать, пока наши традиционные ценности окончательно потускнеют. Мы должны принять этот мир и стать его частью. Я не знаю, как можно это сделать, но это наша новая задача.
Вопрос: Судя по тому, что вы только что сказали, кажется, что Формула 1 может развивать связи с автомобильной индустрией…
Мартин Уитмарш: Да, я так считаю. Если вспомнить историю Формулы 1, автомобильные компании приходили и уходили из чемпионата. Honda трижды возвращалась в Формулу 1, BMW несколько раз сворачивала свою программу. Поэтому в некотором отношении они считают, что Формула 1 – отличная платформа для представления марки и дифференциации бренда. Автомобильная индустрия пережила самый крупный период спада в своей истории и теперь медленно выходит из кризиса. Сейчас мы должны гарантировать то, что у нас есть стабильность в управлении, благодаря которой мы можем убедить ряд крупных компаний в том, что условия благоприятствуют их возвращению. Уверен, в следующие пять лет одна или две автомобильные компании захотят вернуться в чемпионат.
Вопрос: Каким окажется это возвращение? Станут ли они создавать заводские команды или ограничатся технологическим сотрудничеством?
Мартин Уитмарш: McLaren сделала выбор в пользу технологического сотрудничества, потому что, думаю, для нас, как и для Ferrari, Формула 1 остается главной деятельностью, и мы надолго останемся в чемпионате.
Надо признать, что Формула 1 не является основным бизнесом для автомобильных компаний, следовательно, мы должны понимать, что однажды недостаточный бюджет отдела маркетинга заставит их покинуть чемпионат, поэтому они будут приходить и уходить, и мы не должны критиковать их за это. Но мы должны сделать чемпионат привлекательным. Я думаю, что возможно участие четырех или пяти автопроизводителей.
Если эти компании захотят приобрести команду, то мы вновь получим нестабильную ситуацию – покидая чемпионат, они оставляют после себя проблемы. Так получилось с Honda, Toyota и BMW, которые решили приобрести команду, и спорту было сложно решить возникшие проблемы. Если они приходят в чемпионат в качестве технических партнеров, а затем решают его покинуть, с такой ситуацией легче справиться. Таким образом, я думаю, что идеальная модель – это создание ситуации, в которой мы сохраним прежнюю привлекательность, в том числе для участия автопроизводителей, ведь это вполне естественный союз.