Мартин Уитмарш – прирожденный оптимист. Если в прошлом году Дженсон Баттон и Льюис Хэмилтон выиграли шесть гонок, то в новом сезоне он и его команда намерены добиться большего. Накануне презентации MP4-27, руководитель McLaren дал интервью официальному сайту чемпионата…
Вопрос: Год назад на зимних тестах МР4-26 не отличалась скоростью, и, вероятно, уже тогда вы понимали, что 2011-й год вряд ли будет удачным. Но оказалось, что команда провела неплохой сезон. А как идет работа над МР4-27? Какие у вас предчувствия?
Мартин Уитмарш: Понимаю, на что вы намекаете, но, прежде всего, мне хочется немного поговорить о прошлом сезоне, который, как вы говорите, был неплохим. В истории Формулы 1 не так много команд, которые выиграли хотя бы один Гран При, тогда как мы в прошлом году одержали шесть побед в 19-ти гонках, т.е. в среднем мы выигрывали примерно один Гран При из трех.
Это в целом соответствует показателям McLaren за все время ее существования: с 1966-го года мы выиграли каждый четвертый Гран При, что составляет 175 побед в 703-х гонках. Мы гордимся этими достижениями, хотя, конечно, в новом сезоне будем стремиться добиться большего.
Перед началом тестов невозможно предугадать, насколько быстра будет наша машина по сравнению с техникой главных соперников. Я в курсе, что в Red Bull, Ferrari и Mercedes AMG, как и в других командах, работают над новыми машинами не менее напряженно, чем мы.
Определенно могу сказать одно: МР4-27 – это логическое развитие МР4-26. Машина адаптирована к требованиям нового технического регламента, и нам представляется, что работа над ней идет в нужном направлении.
Вопрос: 7-го февраля первым за руль MP4-27 сядет Дженсон Баттон, а не Льюис Хэмилтон. В этом есть какой-то подтекст?
Мартин Уитмарш: Вовсе нет. Как вы можете представить, при действующих строгих ограничениях на тесты, наши гонщики постараются сделать как можно больше. В ближайшие недели Дженсону и Льюису предстоит провести немало времени в Испании, и оба хотят поскорее взяться за дело.
Нам повезло: в составе McLaren выступают два чемпиона мира, – ни одна другая команда не может этим похвастаться, – а наша командная этика требует, чтобы отношение к обоим гонщикам было равным. Мы всегда придерживались этого принципа, так будет и в этом году, так будет всегда, пока я руковожу командой. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, скажу: то, что по нашему графику тестов Дженсон сядет за руль новой машины в первый день, а Льюис – во второй – не более чем случайность. Запросто могло бы быть наоборот.
Вопрос: В 2011-м году Хэмилтону пришлось нелегко. У вас уже была серьезная беседа с ним перед началом нового сезона, или вы еще только собираетесь с ним поговорить?
Мартин Уитмарш: В 2011-м Льюис выиграл три Гран При, став одним из трех гонщиков, кому удалось одержать в прошлом году больше одной победы. Двое других были Себастьян Феттель и Дженсон Баттон. Большинству гонщиков вообще никогда не удастся одержать в одном сезоне три победы, а Льюису это под силу.
В Китае, в Германии и в Абу-Даби он выступил блестяще, впрочем, на многих других трассах тоже. Тем не менее, вы говорите, что в прошлом году ему «пришлось нелегко», и в этом есть доля правды. Но у Хэмилтона столь высок уровень амбиций, что наиболее строгий его критик – это он сам.
Порой, когда ситуация складывалась не так, как он хотел, Льюис давал волю эмоциям. В прошлом году вы несколько раз это видели. Но это лишь говорит о его конкурентоспособности, это побочный эффект его сильнейшей воли к победе. И мы бы не хотели, чтобы Хэмилтон был каким-то другим.
Он великолепный гонщик, один из самых быстрых, кого я видел. Поэтому в прошлом году мы всегда уверяли его в нашей 100-процентной поддержке. У людей короткая память, согласитесь? Льюис является неотъемлемой частью McLaren на протяжении половины своей жизни и даже дольше. Он – часть истории команды, часть нашей большой семьи. И Льюис это знает.
За пять сезонов выступления в нашей команде он добился феноменальных успехов. В трех из этих пяти сезонов он боролся за титул до последнего Гран При. И, разумеется, выиграл чемпионат 2008-го года. Он выиграл 17 из 90 Гран При, в которых стартовал, и по этому показателю он занимает очень высокое место в воображаемом «Зале славы Формулы 1».
Вопрос: Кими Райкконен в этом году возвращается в Формулу 1 в составе Lotus. У вас большой опыт работы с ним: как вы думаете, каких результатов он может добиться?
Мартин Уитмарш: Кими – отличный парень и чрезвычайно талантливый гонщик. Он провел пять успешных сезонов в McLaren, выиграв 12 Гран При, и хотя в те времена ему не удалось стать чемпионом мира, он был близок к завоеванию титула: мог бы победить и в 2003-м, и в 2005-м гг., если бы ему чуть больше повезло, или если бы машина была более надежной.
Несмотря ни на что, он принес McLaren 12 побед, и некоторые из них были просто великолепны. В прошлом году, когда ходили слухи о его возможном возвращении, на одной из пресс-конференций меня спросили, имеет ли смысл вновь приглашать Райкконена, и я дал однозначный утвердительный ответ.
Я и сейчас так считаю, и мне приятно, что Кими вновь будет выступать в Формуле 1. Он очень популярный гонщик, и, по-моему, Формула 1 от этого только выиграет. В этом сезоне мы увидим сразу шестерых чемпионов мира, больше чем когда-либо, и каждый из них, включая Кими, не только фантастический гонщик, но и яркая личность. Если в Lotus построят быструю машину, Кими будет быстр.
Вопрос: Впервые в истории чемпионат будет состоять из 20 гонок, плюс в этом году в ходе сезона запланирован короткий тестовый период. Как можно выдержать столь плотный график? И в чем польза тестов в ходе сезона?
Мартин Уитмарш: По-моему, если честно, сезон из 20-ти Гран При – это, вероятно, некий естественный предел. Если еще увеличить их число, то нагрузка на команды станет слишком высокой, особенно на механиков. И тогда мы будем вынуждены ввести посменную работу, как это делается в NASCAR, где стало нормальной практикой проведение более 30-ти гонок за сезон.
Понятно, что это повлечет нежелательный рост расходов, причем, в то время, когда мы успешно сдерживаем эту тенденцию. Но уже не раз мы успешно справлялись с нагрузкой в 19 Гран При за сезон, поэтому, думаю, справимся и с 20-ю гонками, хотя это будет непросто.
Что касается тестов по ходу чемпионата, то в прошлом году их не было, зато перед началом сезона прошли четыре сессии. В этом году перед началом сезона тесты будут проводиться три раза, и один раз – по ходу сезона. Если честно, не думаю, что здесь есть какая-то особая разница.
А ведь еще несколько лет назад мы проводили тесты перед каждым Гран При, иногда на двух разных трассах одновременно. Что бы мы ни делали в этом году, или в ближайшем будущем, – думаю, мы даже не приблизимся к тому объему тестов, который еще недавно считался привычным.
Вопрос: Вы по-прежнему остаетесь на посту председателя FOTA – ассоциации команд Формулы 1. Как вы воспринимаете позицию, занятую Red Bull и Ferrari?
Мартин Уитмарш: За свою короткую историю FOTA многого добилась, и продолжает вести активную работу. Ассоциация никогда бы не могла появиться без поддержки Red Bull и Ferrari, а ее первым руководителем был президент Ferrari Лука ди Монтедземоло. Более того, отношения между McLaren, Red Bull и Ferrari и сейчас остаются очень хорошими.
Вопрос: Не так давно консультант концерна Red Bull по автоспорту Хельмут Марко сказал, что, по его мнению, успехи Red Bull Racing заставили McLaren и Ferrari сплотиться. Возможно, после выхода Ferrari из FOTA, это уже не соответствует действительности?
Мартин Уитмарш: FOTA была образована три года назад, и надо признать, что одним из главных ее достижений стало то, что никогда ранее отношения между Ferrari и McLaren не были столь сердечными, как сейчас.
Да, команды Формулы 1 всегда будут соревноваться друг с другом. Наши гонщики, инженеры и механики всегда будут стремиться одолеть соперника на трассе, и то же самое относится и к сотрудникам коммерческого департамента, когда они ведут работу по привлечению спонсоров.
Формула 1 – это спорт, но это еще и серьезный бизнес. Но это не значит, что мы не должны сотрудничать, если сотрудничество идет в интересах большинства, и это относится ко всем командам, даже к тем, кто сейчас не участвует в работе FOTA. Поэтому, говоря от имени McLaren, я могу подтвердить, что на всех уровнях нашей работы мы постоянно контактируем с Red Bull и Ferrari, а также с другими командами. Разумеется, все это относится и к Кристиану Хорнеру, и к Стефано Доменикали, и ко мне.
Вопрос: Возвращаясь к предстоящему сезону: если McLaren вновь финиширует второй, вас это не устроит, верно? На какие жертвы вы готовы пойти, чтобы в 2012-м году команда заняла бы первое место?
Мартин Уитмарш: Полагаю, «жертвы» – это некорректное слово. Все в нашей команде работают с максимальным напряжением сил, чтобы добиться победы. Хотя при этом порой на индивидуальном уровне требуется определенное самоотречение, не думаю, что наши сотрудники воспринимают это в таком ключе.
В Формуле 1 работают очень целеустремленные люди, а для коллектива McLaren характерен еще более боевой настрой, чем для большинства команд. Соревнуясь в Формуле 1, за 46 лет мы выиграли 20 чемпионатов, и это по любым меркам колоссальное достижение. Поверьте, сейчас мы полностью сконцентрированы на том, чтобы увеличить это число.