Полгода назад Тото Вольфф возглавил спортивное подразделение Mercedes-Benz и вплотную работает с заводской командой Формулы 1. За это время Mercedes не только добилась прогресса на трассе, но и столкнулась с серьезными проблемами из-за желания помочь Pirelli разобраться с новыми шинами. В обстоятельном интервью официальному сайту чемпионата Тото Вольфф подвел итоги первой трети сезона…
Вопрос: Тото, результаты Mercedes после Гран При Испании оказались столь высокими благодаря или вопреки тестам, о которых много говорят?
Тото Вольфф: Вопреки тестам. И я скажу почему: последние несколько недель мы были очень заняты подготовкой к заседанию Международного трибунала FIA. Много людей, которые обычно занимаются доработкой машины, готовили документацию к заседанию трибунала. Именно поэтому я настаиваю на предлоге «вопреки».
Вопрос: Некоторые люди говорили, что Mercedes легко отделалась. Неисполнительный директор Mercedes Ники Лауда утверждал, что команда согласилась бы с любым заключением трибунала. Какого штрафа вы ожидали?
Тото Вольфф: Мне кажется, реплика Ники была вырвана из контекста. Он не имел в виду, что мы бы согласились с любым решением, поскольку это не так. Я считаю, что нам надо перестать заниматься политикой. Команды должны перестать заниматься политикой. Формула 1 – это скорость и гонщики, а не закулисные игры. Нам присудили штраф, и мы с ним согласились.
Пропуск молодежных тестов – хорошо, согласны, к тому же работать с молодежью – это далеко не то же самое, что работать с основными гонщиками. Однако это свободные тесты, а значит, работая с молодым гонщиком, вы можете использовать любую машину, испытывать любую новинку и совершенствовать любую деталь. Вы можете работать с основной машиной, оснастив ее датчиками и сенсорами, использовать нынешние шины и проезжать круги по трассе, где вы прежде гонялись. То же самое, что и в нашем случае.
Лишиться возможности отработать на трехдневных тестах, на которых вы не ограничены в дистанции и можете проехать до полутора тысяч километров – это серьезная потеря. У нас длинный список задач, которые мы могли бы решить, но теперь не можем. У нас было около 35 разных программ. И если кто-то скажет, что за рулем никому не известные гонщики, на это можно ответить, что тесты не для того, чтобы максимально раскрыть потенциал машины, а для сбора данных.
Вопрос: Можете ли вы вкратце объяснить, почему Mercedes оказалась в такой ситуации? Связано ли это с недопониманием, или команда искала границы возможностей?
Тото Вольфф: Формула 1 – это спортивная борьба по справедливым правилам и инженеры, которые соревнуются друг с другом на самом высоком уровне, и конечно, не в поиске нелегального преимущества и злоумышленных сделках. Мы действовали добросовестно, поскольку спросили Чарли Уайтинга, не нарушал ли этот тест правила. Мне кажется, он действовал добросовестно и разрешил нам провести тесты. Мы это сделали, а после этого мир перевернулся. Потом мы обнаружили, что всё могло быть сделано иначе, однако теперь это в прошлом.
Вопрос: Оглядываясь назад, вы сожалеете о тех тестах в Барселоне?
Тото Вольфф: Мы искренне попытались помочь Pirelli. Команда не должна была подвести шинников. Их попросили создать такую резину, которая бы сделала гонки интересными за счет увеличения числа пит-стопов – они выполнили это требование. Теперь это никому не нравится.
У нас были проблемы с шинами, что тоже влияло на безопасность, и Pirelli попросили нас помочь им в этом, что мы и сделали. Мы не работали с машиной, не делали того, в чем нас обвиняют некоторые журналисты. Но очевидно, если бы я знал, чем всё обернется, мы бы не стали этим заниматься, поскольку это отвлекает нас от главного дела.
Вопрос: В 2014-м запланированы четыре серии тестов по ходу сезона. Можно ли это считать следствием этого инцидента? Лучше легализовать тесты по ходу сезона прежде, чем придется собирать трибунал каждый раз, когда кто-то отработает на трассе…
Тото Вольфф: Мне кажется, тесты по ходу сезона рассматриваются как способ сократить часы работы на симуляторе и в аэродинамической трубе. Если говорить о наших шинных тестах и стремлении помочь Pirelli, то это плюс. Восемь дополнительных дней работы на трассе помогут командам и Pirelli.
Вопрос: Оставим тему тестов. Сезон складывается очень успешно для Mercedes. Есть ли шанс занять вторую строчку в Кубке конструкторов в этом году?
Тото Вольфф: Нас устраивает и четвертая строчка Кубка конструкторов. Как правило, команда гораздо более конкурентоспособна в квалификации, но мы прогрессируем и в гонке. Однако нельзя недооценивать Ferrari и Lotus. Действительно, в более прохладную погоду они выступают не очень хорошо, но давайте дождемся гонок, которые будут проходить в жару – тогда у нас снова возникнут проблемы.
Вопрос: Падди Лоу, новый исполнительный технический директор Mercedes, впервые появился в боксах команды в Сильверстоуне. Вы решили, какой работой он будет заниматься? Не так давно руководитель команды Росс Браун заявил, что пока неясно, какую роль он будет выполнять в команде, ведь он пришел в команду раньше, чем вы рассчитывали...
Тото Вольфф: В 2014-м ситуация кардинально изменится, а тот факт, что у нас работает много толковых инженеров, помогает сконцентироваться на этом сезоне и параллельно тщательно готовиться к следующему. Сейчас Падди анализирует ситуацию, он работает на Росса и отлично адаптировался в команде.
Вопрос: Что вы скажете о 2014-м, когда Падди окончательно освоится в команде, и вы получите «четырех хозяек на одной кухне»?
Тото Вольфф: Всё просто. Ники – председатель совета директоров, он ценный советник, но у него скорее наставническая роль, он дает нам тактические советы. Он не ходит на работу каждый день. Повседневное руководство командой осуществляем мы с Россом Брауном – он занимается инженерными аспектами, а я – коммерческими. Это отлично работает. И Падди отлично вписывается в эту схему. Мне кажется, мы не должны забывать о наших основных навыках и компетенции. В моих руках отвертка скорее навредит машине, чем пойдет на пользу, и я не уверен, что Падди хочет заниматься вопросами спонсорства.
Вопрос: Позади только половина сезона, а вы уже столкнулись с большой политикой Формулы 1. Какие выводы сделаны?
Тото Вольфф: Я многому научился! Прежде всего, должен сказать, что я снимаю шляпу перед Норбертом Хаугом, который 22 года занимался этой работой. За минувшие полгода у нас были подъемы и спады, проблемы в гонках, расследование ситуации с тестами и много политики. Самым главным уроком стало для меня стремление сохранить командный дух. Если команда держится вместе, она справится с любыми трудностями. Все, что произошло за последние несколько недель, сделало нас сильнее. Мы никогда не подводили друг друга. Это касается любого спорта и любого бизнеса: пока коллектив един, каждый его член верит в общие цели и ставит общие интересы превыше собственных - значит, вы на верном пути.
Вопрос: У ваших гонщиков равный статус. Эта ситуация определена контрактными условиями или результатами?
Тото Вольфф: И тем, и другим! У нас нет «первого номера», поскольку это не соответствует идеям Mercedes-Benz и политике команды. У нас два гонщика, которые мотивируют друг друга, так что мы никогда не допустим фаворитизма в команде, за исключением случая, когда в конце сезона у кого-то из гонщиков есть шансы на титул, а у другого – нет. Но пока мы далеки от этого.
Вопрос: Тогда я переформулирую вопрос: у кого больше возможностей выиграть титул для Mercedes?
Тото Вольфф: У обоих есть такая возможность. Они по-разному подходят к гонкам, и оба подхода блестящие. Будь то природные инстинкты и мастерство Льюиса Хэмилтона или талант и напряженная работа Нико Росберга – в итоге всё оборачивается одинаковыми результатами на круге. Я ставлю и на того, и на другого (смеется).
Вопрос: Основываясь на том, что Mercedes сильнее в квалификации, чем в гонке, как вы оцениваете результат Гран При Великобритании?
Тото Вольфф: До Гран При Монако и Великобритании мы хотели бы, чтобы итог чемпионата зависел от результатов в квалификации – тогда мы точно боролись бы за титул (смеется). Но ситуация меняется, и команда начинает добиваться успехов в гонках. Мы знаем, что должны поработать над износом резины, но я считаю, что у нас самая быстрая машина на стартовой решетке. Условия тоже играют свою роль: чем выше температура, тем больше у нас проблем.
Вопрос: Итак, в каких гонках вы будете конкурентоспособны?
Тото Вольфф: Гонка в Сильверстоуне позади, хотя она прошла при нетипичных погодных условиях, и я с нетерпением жду типичного гоночного уик-энда в горах Айфель. Кроме того, мы должны быть сильны в Спа.