Мы писали о том, что стратегическая рабочая группа, состоящая из представителей топ-команд и руководства FIA и FOM, разрабатывает новую версию регламента на сезон 2017 года, стремясь к увеличению мощности двигателей и изменению внешнего вида машин. Британский эксперт Джеймс Аллен комментировал эту ситуацию в своём блоге.
Джеймс Аллен: «За кулисами Формулы 1 идёт поиск нового подхода к машинам и спорту – некоторые меры будут приняты уже в 2016-м, но наиболее серьёзные изменения произойдут в 2017-м.
Стратегическая рабочая группа обсуждает вопрос повышения мощности силовых установок до 1000 сил, переход на более широкие шины и изменение внешнего вида машин, которые должны выглядеть более агрессивно. При этом увеличение мощности будет достигнуто за счет снижения ограничений на потребление топлива.
«Мы всегда были лучшими, но теперь другие спортивные соревнования нас догоняют», – сказал мне один из давних обитателей паддока. На самом деле, на многих уровнях другие виды спорта не только догнали Формулу 1, но и вырвались вперёд. В Великобритании сейчас обсуждается стоимость телевизионных прав для внутренних трансляций футбольной премьер-лиги – 5.1 миллиарда фунтов за три сезона, что уже больше доходов Формулы 1, даже без продажи прав иностранным компаниям, спонсорства и других источников.
Зимой в Формулу 1 пришел только один новый спонсор – компания Epson подписала контракт с Mercedes, а McLaren второй год подряд проводит без титульного спонсора. Причин множество – сложная экономическая ситуация, высокая стоимость спонсорства, отсутствие уверенности, но одна из причин – зрелищность.
Без существенных спонсорских поступлений командам сложнее выживать, все понимают, что над повышением зрелищности нужно работать. Параллельно нужно искать решение, позволяющее изменить существующую систему распределения призовых, при которой Ferrari, Red Bull и McLaren получают серьёзные бонусы, недоступные остальным.
В прошлом году представители трёх команд – Lotus, Sauber и Force India призывали к серьёзным переменам, но ситуация не изменилась, разве что Экклстоун вновь предложил разрешить использование клиентских машин, на этот раз взяв за основу старые шасси Red Bull и моторы Renault, но идею встретили весьма скептически.
При этом в руководстве Формулы 1 понимают необходимость перемен, а времени для того, чтобы принять какие-то поправки к регламенту на следующий сезон, крайне мало – их нужно согласовать до начала марта, чтобы принять большинством голосов. Всё, что будет предложено позже, потребует единодушного согласия.
Скучная раскраска машин 2015 года – один из симптомов. В большинстве команд относятся к внешнему виду машин лишь как к витрине для спонсорских логотипов, уделяя этому гораздо меньше времени и сил, чем, скажем, оптимизации воздуховодов системы охлаждения тормозов, которую никто не видит.
Кроме гонщиков, внешний вид машин является одной из важнейших составляющих имиджа Формулы 1, но в командах этим занимаются лишь несколько специалистов по сравнению с сотнями инженеров, сосредоточенных на их техническом совершенстве. Реальная проблема Формулы 1 в том, что акцент непропорционально смещён в сторону разработки, а для достижения «вау-эффекта» не делается почти ничего.
У Ferrari и Mercedes в этом плане связаны руки – их цвета должны ассоциироваться с цветами дорожных машин этих брендов, а вот в Red Bull, напротив, делают всё, чтобы добиться максимального внешнего эффекта, поскольку для них главная цель выступления в Формуле 1 – маркетинг.
В McLaren тоже смещают акцент в сторону дорожных машин, хотя, как говорят, после критики в адрес раскраски их машин на тестах в Хересе команда сейчас ищет другой вариант.
Есть ещё одна рабочая группа – по продвижению Формулы 1. Новый руководитель команды Ferrari Маурицио Арривабене, как человек, пришедший из маркетинга, вместе с Клэр Уильямс и другими, разрабатывают свои предложения по поводу будущего чемпионата. Будем надеяться, что коллективный подход позволит найти решение, благодаря которому машины Формулы 1 вновь будут феноменально красивы – это один из принципиальных моментов.