В рамках подготовки к возвращению Honda в Формулу 1 в середине ноября McLaren провела съемочный день в Сильверстоуне – Стоффель Вандорн сел за руль исторических машин McLaren-Honda MP4/4 и MP4/6. Их подготовкой занимался сотрудник McLaren Эммануэль Эсно – он рассказал журналистам пресс-службы об особенностях своей работы.
По словам Эсно, в коллекции команды около двухсот исторических машин, и не все они из Формулы 1 – есть машины серий Can-Am и Indy, несколько McLaren F1 GTR середины 1990-х. Вместе с Эммануэлем обслуживанием техники занимаются от пяти до семи человек, в случае необходимости привлекаются специалисты из других отделов компании.
Подготовка исторических машин к выезду на трассу – непростая задача, особенно если речь идет о машинах Формулы 1 начала 1990-х, которые сами по себе были сложными из-за использования систем активной подвески и другой электроники.
«Подготовить машину к выезду на трассу довольно сложно, – говорит Эммануэль Эсно. – Например, приходится использовать компьютеры с теми аппаратными средствами, которые совместимы с машиной.
К примеру, перед началом работы с MP4/8 1993 года нужно было найти работающий компьютер с установленной Windows 3.1! По сравнению с ней, машины с мотором Honda конца 1980-х начала 1990-х довольно простые. У них «всего лишь» электронный блок управления двигателем, хотя это не значит, что достаточно настроить один блок, чтобы машина была готова к выезду.
Каждый раз, когда мы готовим такую машину к участию в демонстрационных заездах, нужно подготовить все необходимое оборудование для ее обслуживания. Стартер, электрические кабели с разъёмами, компьютеры, программное обеспечение. В Формуле 1 все быстро меняется, машины постоянно эволюционируют, поэтому те, кто работает с историческими машинами, должны знать, как они менялись по ходу сезона, а это непростая задача».
Эммануэль Эсно поясняет, что все исторические машины, которые участвуют в демонстрационных заездах, были «боевыми»: «В наши дни McLaren строит четыре шасси за сезон. Задача нашего отдела – в конце года получить все четыре шасси и подготовить два из них к выезду на трассу.
Машины должны быть максимально идентичными – обычно мы используем те решения, которые позволили показать лучшие результаты. В этом году мы подготовим к будущим выездам на трассы MP4/29, которые участвовали в Гран При Австралии, где Кевин Магнуссен и Дженсон Баттон завоевали подиум.
Иногда приходится идти на компромисс. Например, днище, использовавшееся в Австралии, больше недоступно, но в остальном мы стараемся использовать максимальное количество оригинальных деталей. Мы не используем детали, подготовленные к участию в демонстрационных заездах. У нас все настоящее».
Эммануэль Эсно рассказывает, что к работе с историческими машинами на трассе привлекаются в основном молодые механики, что даёт им возможность поближе познакомиться с гоночной техникой. Кроме того, по возможности, с машинами работают и те специалисты, которые обслуживали их во время гонок.
В McLaren стараются хотя бы раз в год заводить каждую из исторических машин. Более того, в команде рады, когда к ним поступают запросы вывести на трассу необычную машину.
«Очень приятно работать с машиной, которая редко выезжает на трассу – это полезный опыт, – продолжает Эммануэль Эсно. – Каждый раз, когда мы получаем запрос от отдела маркетинга или партнеров подготовить к заездам одну из таких машин, для нас это отличная возможность привести очередной экспонат коллекции в рабочее состояние. Мы проводим полное техническое обслуживание, но проверяем и те машины, которые не выезжают на трассу».
Часть коллекции исторических машин McLaren выставлена на обозрение в техническом центре команды в Уокинге. Эммануэль Эсно рассказал, как именно выбираются машины: «В принятии решения участвует не так много людей. Обычно я делаю предложения бренд-директору McLaren Group Джону Аллерту и нашему исполнительному директору Джонатану Нилу. Часто машины выставляются с учетом того, каких мы ждем посетителей. Например, недавно мы выставили McLaren F1 GTR, выигравшую японский чемпионат, чтобы встретить японских гостей.
Нагрузка на наш отдел растет с расширением дилерской сети McLaren Automotive. На открытие каждого салона мы привозим одну из исторических машин. Работать приходится больше, чем обычно, но мы этому даже рады!».