В прошлом сезоне машина безопасности появлялась на трассе в общей сложности 21 раз, что стало новым рекордом с момента возвращения в Формулу 1 этого важного элемента безопасности, состоявшегося в 1993 году. Опираясь на материалы команды Mercedes GP, мы предлагаем всем поклонникам Формулы 1 обзор той роли, которую судейский автомобиль играет в гонках чемпионата мира.
Какие изменения в правилах вступили в силу с 2011 года?
Регламент подвергся незначительным изменениям, направленным на дальнейшее повышение безопасности и справедливости. Теперь после выезда на трассу машины безопасности пилоты должны сбавить скорость и проходить круги примерно на 20% медленнее, чем в гонке. Раньше это предписывалось гонщикам на протяжении лишь одного круга, теперь же – двух. Это позволит всем, кто планирует провести пит-стоп, спокойно сделать это и занять свое место позади судейского автомобиля.
Выезжать из боксов теперь можно в любой момент – светофор в конце пит-лейн, который уже не раз становился причиной дисквалификации (особенно часто – в Гран При Канады), уходит в прошлое. Посещать механиков команды, когда гонка нейтрализована, теперь можно лишь для замены колёс. А вот если нужно заменить свернутый в столкновении носовой обтекатель – придется ждать возобновления гонки. Также нельзя отбывать назначенный судьями штраф и проезжать по пит-лейн. Единственное исключение – если стартовая прямая по каким-то причинам заблокирована, машина безопасности, а за ней и все участники гонки, могут использовать дорожку вдоль боксов.
Может ли появление автомобиля безопасности принести тактическое преимущество одной из команд?
Да, в случае умелых действий команда имеет возможность серьезно выиграть от выезда судейской машины на трассу. Можно отыграть позиции у соперников, использовав преимущество свежего комплекта шин, или же, напротив, изменить тактику в сторону уменьшения числа пит-стопов.
Насколько появление машины безопасности учитывается при разработке тактических схем на гонку?
Этот фактор имеет различную вероятность на разных этапах. Она зависит от множества слагаемых: оснащенности судей и их способности быстро убрать с трассы остановившуюся машину, конфигурации кольца и возможностей для обгона, вероятности дождя. У команд есть точная статистика аварий и выездов автомобиля безопасности за последние десять лет, она позволяет получить представление о том, насколько велика возможность такого развития событий.
Что можно сказать о появлении машины безопасности в Малайзии?
Команды не раскрывают точных расчетов, но прежде работа для судейского автомобиля находилась на Сепанге всего дважды за десять лет. Так что примерную вероятность можно оценить в 20% - это один из самых низких показателей в сезоне.
Перенос старта на более позднее время повышает вероятность появления машины безопасности на Сепанге?
Пока что гонка стартовала во второй половине дня всего дважды. В 2009-м услуги машины безопасности потребовались на 32-м круге, но почти сразу же заезд остановили красными флагами и в итоге решили не продолжать. В прошлом году вмешательства в ход гонки не потребовалось. Однако, более позднее время старта повышает вероятность дождя по ходу гонки. Из-за особенностей климата он здесь всегда начинается внезапно и отличается большой силой.
На какой трассе вероятность выезда машины безопасности самая высокая?
В Бразилии, Мельбурне, Монако, Спа и Сингапуре. За три года в Сингапуре машина безопасности выезжала пять раз. Так что с точки зрения статистики вероятность пока составляет 100%.
А где к ее услугам прибегают реже всего?
Кроме Малайзии – опираясь на данные прошлых лет – это Венгрия и Бахрейн. В обоих случаях трасса имеет большие зоны безопасности, а вероятность дождя крайне мала.
Как часто машина безопасности использовалась по ходу сезона 2010 года?
В общей сложности – 21 раз. Это в два с лишним раза превосходит аналогичный показатель 2009-го (10 раз) и перекрывает прежний рекорд 2008-го (15 раз). Судейский автомобиль провел на трассе суммарно 92 круга – это 8% общей гоночной дистанции чемпионата мира.
Каким был самый долгий отрезок гонки позади машины безопасности?
В Японии в 2007 году пилоты провели в таком режиме 19 кругов подряд после старта, а в общей сложности – 25. Эти цифры едва не были перекрыты в прошлом году на Гран При Кореи, когда судейский автомобиль возглавлял заезд на протяжении 17 первых кругов, а всего – 24-х. Неоднократно случалось такое, что машина безопасности по ходу дистанции четырежды выезжала на трассу – например, такое случилось в прошлом году в Монако, когда пилоты стартовали и финишировали следом за ней.