Итоги первого после возвращения в Формулу 1 сезона Михаэля Шумахера – одна из самых обсуждаемых тем. На страницах декабрьского номера журнала F1 Racing об этом размышляет трёхкратный чемпион мира Ники Лауда.
Ники Лауда впервые покинул Формулу 1 осенью 1979-го, но в 1982-м снова вышел на старт Гран При – и выиграл уже третью после возвращения гонку, а в 1984-м ещё раз стал чемпионом мира...
«Поверьте, очень непросто набрать прежнюю форму после трёх лет вне гонок. Я выступал в Формуле 1 с 1971-го до середины 1979-го, выиграл два титула, но затем утратил мотивацию. В то время я отдавал всю свою энергию на развитие собственной авиакомпании Lauda Air, в моей жизни просто не было места ещё и для гонок. Я ушёл из спорта на два с половиной года, пока босс McLaren Рон Деннис не сделал предложение, от которого я не мог отказаться. Я вернулся, и в 1984-м выиграл третий чемпионский титул.
Я могу понять, что чувствовал Михаэль, когда на пресс-конференции после победы на Гран При Италии 2006 года объявил о своём уходе. Конечно, можно сказать, что он действовал более обдуманно, чем я, когда в середине тренировочной сессии в Монреале принял спонтанное решение завязать с гонками. Но в целом перед нами была одна дилемма – мы посвящали себя спорту 24 часа в сутки на протяжении многих лет, и наша мотивация просто иссякла.
Нам обоим это решение далось непросто. Когда я заехал в боксы в Канаде, то просто сказал Берни Экклстоуну (тогдашнему руководителю команды Brabham, за которую выступал Лауда, – прим.), что хочу остановиться, поскольку мне надоело наматывать круги по гоночным трассам. Я больше не видел в этом смысла. Берни в своей типичной манере ответил: «Если ты хочешь уйти, то уходи прямо сейчас».
Через несколько часов я летел из Монреаля в Калифорнию, чтобы обсудить покупку самолёта DC-10 для моей авиакомпании. Я даже оставил в боксах свой шлем, которым, кстати, воспользовался заменивший меня Рикардо Зунино, сбив с столку других пилотов – они недоумевали, почему им удаётся так легко обгонять Ники Лауду!
Думаю, Михаэлю было труднее вернуться, чем мне в 1982-м. Тогда не было такого внимания к Формуле 1 со стороны СМИ, как сегодня – я смог без лишней шумихи и прессинга готовиться к возвращению. Тогда в Формуле 1 было много политических проблем, к которым журналисты проявляли больший интерес, чем к решению какого-то парня вернуться в гонки.
Тогда тесты не ограничивали, и у меня была возможность хорошенько подготовиться. Михаэль был этого лишён, к тому же в Формуле 1 появилась целая плеяда молодых пилотов, которые горели желанием его одолеть. Правда, и мне с Нельсоном Пике, Аленом Простом, Кеке Росбергом и Рене Арну было не так просто – все они хотели показать старику, как нужно гоняться.
Полагаю, и для Михаэля, и для меня главной трудностью стало именно решение о возвращении. Мы покинули Формулу 1 потому, что устали от неё. На протяжении двух лет я оставался в стороне от гонок и даже не думал о них. Я полагал, что эта глава в моей жизни завершена...
Однако когда я приехал на Гран При Австрии 1981 года, то подумал: «А что, если…» Вскоре после этого раздался телефонный звонок, это был Рон Деннис, который пригласил меня на тесты за рулём McLaren в Донингтоне. Всё остальное – история. Кстати, моя тогдашняя жена, Мэрлин, узнав о моём решении вернуться, назвала меня глупцом.
После того, как я принял окончательное решение о возвращении, всё остальное было гораздо проще. Конечно, на первых тестах в Донингтоне возникли некоторые сложности, но я знал, что это нормально, ведь я сел за руль новой машины, на незнакомой трассе и новой резине. Ситуация была очень похожа на ту, с которой в этом году столкнулся Михаэль. Но все мои сомнения быстро улетучились, уже в конце первого тестового дня я почувствовал, что быстро справлюсь со всеми трудностями – я абсолютно уверен, что и Михаэль чувствовал то же самое, когда после аварии Массы на Хунгароринге провёл в Муджелло первые тесты за рулём старой Ferrari.
Михаэль – очень конкурентоспособный пилот. Было видно, как серьёзно он готовится к возвращению, когда потребовалось заменить травмированного Массу. В итоге этого не случилось из-за травмы шеи, полученной им на тестах гоночного мотоцикла. Но даже то, что он гонялся на двух колёсах, является свидетельством того, как он скучал по сражениям на трассе…
Я считаю, что 2010-й был тренировочным годом для Михаэля. Возникли проблемы с адаптацией к характеристикам шин, шасси не отвечало его требованиям. К тому же, напарником стал Нико Росберг, которого я считаю очень быстрым пилотом. Шумахеру было очень трудно продемонстрировать прогресс – особенно за рулём этой машины.
Если собрать все эти факторы, станет ясно – у Михаэля не было возможностей раскрыть свой истинный потенциал. Но переход на новые шины Pirelli означает, что он начнёт следующий сезон в тех же условиях, что и все его соперники. Будет очень интересно посмотреть, сможет ли он воспользоваться этим обстоятельством и показать свой класс…
Вместе с тем, должен отметить, что был несколько удивлён – Михаэлю потребовалось достаточно много времени, чтобы выйти на тот уровень, на котором он закончил прошедший чемпионат. Я ожидал, что это займёт у него четыре или пять гонок, но адаптация затянулась на более длительный срок. После не самого впечатляющего начала в Бахрейне, я был уверен, что он обретёт былую скорость уже к третьему этапу в Малайзии. Но по каким-то причинам этого не произошло...
Скажу откровенно, мне не очень понравился его маневр в отношении Рубенса Баррикелло в Венгрии. Подвергать столь серьёзному риску своего соперника недопустимо. Я никогда не понимал, почему он поступал так в прошлом, и не понимаю, почему он продолжает делать так и сейчас, в 41 год. Впрочем, он всегда сталкивался с проблемами, выступая под прессингом. Это скорее особенности характера, поскольку с физической формой у Шумахера никогда проблем не было.
У меня нет сомнений в том, что команда Mercedes серьёзно прибавит в 2011-м. Достаточно вспомнить, чего добилась Brawn GP в 2009-м, чтобы понять, каким потенциалом обладают эти люди. На Михаэле, как и на всей команде, огромный груз ответственности, но они должны справиться. Я считаю, что Михаэль и Нико – сильная пара гонщиков, и в следующем сезоне у них, особенно это касается Шумахера, будет больше возможностей проявить себя.
Сможет ли Михаэль выиграть восьмой титул? Сложно сказать, учитывая невероятно высокую конкуренцию в сегодняшней Формуле 1. Выигрывать всегда было непросто, но сейчас это сложно, как никогда. Но, если кому-то и по силам это сделать, то, полагаю, только Михаэлю Шумахеру…»