Сто лет назад, в июле 1912 года, Стокгольм принимал V Олимпийские игры современности. Были они не слишком похожи на нынешние – медали разыгрывались в перетягивании каната, изящных искусствах (музыке, скульптуре и поэзии), а также командном теннисе, где на каждой стороне площадки находились сразу семь спортсменов с ракетками. В Швецию съехались представители всего 28 стран, впервые на соревнованиях такого уровня была представлена Азия – благодаря японской делегации из трёх человек. И все же, Олимпиада пользовалась огромным вниманием у болельщиков, которые охотно поддерживали лучших атлетов своего времени.
В числе несомненных звезд начала прошлого века был и Юхо-Петари Колехмайнен – финский каменщик, завоевавший три золотые и одну серебряную медаль в беге на длинные дистанции. Так вот, за успехи на дорожках Колехмайнена и прозвали Летучим финном.
Тогда никто и предположить не мог, что термин этот успешно приживётся, и в скором времени будет использоваться далеко не только в отношении легкоатлетов, а затем и вовсе получит прописку в дисциплине никак не олимпийской.
Однако в первой половине XX века, когда у страны Суоми была отличная школа бегунов на длинные и средние дистанции, именно они «летали», опережая соперников на различных соревнованиях и коллекционируя медали. Последним из великих спортсменов той поры стал пятикратный мировой рекордсмен Тайсто Мяки – в 1940 году он с успехом проводил турне по США, где журналисты называли его только Летучим финном, а в Европе тем временем постепенно стало совсем не до лёгкой атлетики.
Хлесткий термин, на время вышедший из употребления, вновь вспомнили в конце 60-х – опять-таки во время соревнований. Только теперь это была совсем другая дисциплина – чемпионат мира по ралли. На горных серпантинах Монте-Карло финские пилоты демонстрировали такую скорость, что соперникам оставалось лишь смириться с поражением. Успехи Тимо Мякинена, Рауно Аалтонена и их земляков были вызваны несколькими причинами. Разумеется, сами дороги Финляндии – ровные, быстрые, с интересными поворотами – способствовали тому, чтобы раллийные гонки стали национальным видом спорта, а мальчишки порой садились за руль еще до окончания школы.
Но был и еще один фактор – шины. Из-за сурового северного климата именно финны первыми придумали делать специальные зимние шины. Случилось это в 1934 году, а уже в 1936-м свет увидели первые в истории шины Nokian Hakkapeliitta. Снежная Hakkapeliitta – «победительница снежных дорог» - так ее рекламировали в те времена. Получившие свое название в честь конных рыцарей XVII века, они верой и правдой служили финским, а затем и европейским водителям на протяжении многих десятилетий. И именно последняя модель шипованной «Хакки» стояла на машинах триумфаторов Ралли Монте-Карло, заметно улучшая динамику и управляемость.
Автомобили действительно взлетали на небольших трамплинах за счет преимущества в скорости, так что Летучими гоночных финнов называли не просто так. Потом их было еще немало – Маркку Ален, Юха Канккунен, Томми Мяккинен. Сейчас победные традиции предшественников продолжают на трассах WRC Микко Хирвонен, Яри-Матти Латвала и другие гонщики.
Но не только в раллийных состязаниях добивались успеха сыны Суоми. В начале 70-х в мир кольцевых мотогонок яркой кометой ворвался Ярно Сааринен. Он сразу начал побеждать, не тушуясь перед авторитетами, уже во второй полный сезон завоевал титул… Гонщика тоже стали называть Летучим финном, причем совершенно заслуженно – увы, он разбился в самом начале карьеры, попав в аварию на Аутодромо Национале ди Монца.
Ту гонку с трибун наблюдали молодые супруги, ожидавшие в скором времени первенца. И когда мальчик появился на свет – родители назвали его Ярно в честь бесстрашного мотогонщика. Спустя 23 года Ярно Трулли дебютировал в Формуле 1, где его соперниками – по легкой иронии судьбы – стали, в том числе, и Летучие финны.
Как известно, первопроходцами страны Суоми в Больших Призах были Лео Киннунен и Микко Козаровицки. Не добившись больших успехов в середине 70-х, они, тем не менее, показали соотечественникам, что Формула 1 вполне достижима – надо только постараться. Именно такую цель поставил перед собой Кейо Росберг: поначалу его карьера выглядела заурядной, но в какой-то момент гонщику выпал счастливый билет – волей случая он попал в Williams, команда в начале 80-х явно была на подъеме, и усатый Кеке с первой попытки стал в её составе чемпионом мира. С тех пор Летучие финны основательно прописались в Ф1 – и остаются там поныне
Быть может, гонщиков из Суоми было не так много, как англичан или итальянцев, но почти каждому удавалось добиться хороших результатов – как минимум мест на подиуме. Победную эстафету перехватил Мика Хаккинен, а его, в свою очередь, сменил Кими Райкконен. Правда, в силу особенной харизмы у Кими появилось собственное прозвище – Айсмэн, однако его, нет сомнений, можно смело ставить в один ряд с героями прошлых лет – национальный белый флаг с голубым крестом после побед Кими не раз и не два поднимался над подиумом Гран При.
Сейчас честь своей страны вместе с Райкконеном защищает и Хейкки Ковалайнен, а на подходе уже новые молодые звездочки – Валттери Боттас, Ааро Вайнио, Матиас Лайне и другие. Не исключено, что они взлетят к вершине уже в самом скором будущем, продолжив успешную традицию Летучих финнов, заложенную когда-то давно Юхо-Петари Колехмайненом и получившую полвека спустя вторую жизнь благодаря шинниками из Nokian.