В этот уик-энд в Лондоне пройдёт финал чемпионата мира по гонкам на электромобилях, и накануне этого события технический директор Williams Advanced Engineering Пол Макнамара рассказал о прогрессе, достигнутом в области разработки и производства аккумуляторных батарей. На всех машинах Формулы E стоят батареи, разработанные этой компанией, которая уже готовится к третьему сезону чемпионата, обретающего всё большую популярность.
Вопрос: В чём состоят главные трудности, которые вам приходится преодолевать?
Пол Макнамара: При производстве и разработке батарей для Формулы E есть две основных сложности: охлаждение и надёжность в эксплуатации. На эффективность их работы могут влиять особенности и расположение городских трасс. Поскольку гонки часто проходят в условиях высоких температур, крайне важно решить проблему терморегуляции. Все ячейки, из которых состоит батарея, работают последовательно, поэтому каждую надо охлаждать и хорошо контролировать, чтобы всё нормально функционировало.
Более того, уличные трассы весьма неровные, поэтому фактор надёжности также важен. Но с каждым сезоном мы накапливаем опыт и уже готовы внести изменения в конструкцию, чтобы улучшить все характеристики нашей продукции.
Вопрос: Что можно сказать о работе батарей во втором сезоне Формулы E?
Пол Макнамара: Батареи работают неплохо. Как и в первом сезоне, пока был зафиксирован только один случай отказа батареи в ходе гонки. Нам удалось добиться более комфортных условий эксплуатации батареи в рамках оптимального диапазона температур, повысив максимальную рабочую температуру ячеек, а также применяя систему охлаждения, которая поддерживает тепловой режим на нужном уровне.
Мы можем замерять эффективность батарей в ходе каждой сессии, а также, что очень важно, контролировать температуру каждой ячейки, чтобы отслеживать тепловой режим эксплуатации. На самом деле работа ячеек контролируется настолько качественно, что мы рассматриваем возможность вторичного использования тех батарей, которые применялись в первом сезоне Формулы E.
Вопрос: Какие задачи вы планируете решать в третьем сезоне?
Пол Макнамара: Технический регламент на третий сезон предписывает, что батареи должны обеспечивать тот же уровень мощности, что и во втором сезоне, поэтому мы запускаем программу их регенерации. Хотя мы не будем полностью менять батареи, но внесём изменения в конструкцию ряда компонентов, чтобы добиться дальнейшего повышения эффективности и надёжности. Скажу больше: мы пытаемся найти способ снизить вес батарей, чтобы помочь командам снизить общий вес машин.
Вопрос: Удаётся ли Williams применять технологии Формулы E в других проектах?
Пол Макнамара: Главный результат работы в Формуле E – это возможность повышать наш уровень знаний о батареях. В Williams начали работать с аккумуляторами и накопителями энергии, когда в Формуле 1 приступили к разработке систем рекуперации кинетической энергии (KERS). Затем мы усовершенствовали эту технологию, применив её в гибридном концепт-каре Jaguar C-X75, что также позволило обогатить наш опыт. На основе разработок для Формулы E мы создали полностью электрический концепт-кар Aston Martin RapidE, а также батареи для электромобиля на базе Range Rover Evoque. И теперь мы уже осуществляем целый ряд проектов совместно с ведущими компаниями по производству автокомпонентов.