Бывший гонщик Формулы 1, а ныне эксперт британского BBC Sport Алан Макниш, комментировал ситуацию в чемпионате и шансы Нико Росберга навязать борьбу Льюису Хэмилтону.
Алан Макниш: «Для Нико время постепенно уходит, и если он хочет побороться за титул в этом сезоне, то должен как можно скорее переломить ситуацию. Нико очень важно было победить в Бахрейне, поскольку он и так достаточно много уступал Льюису, но по ходу всего уик-энда он был лишь третьим, уступив и Себастьяну Феттелю.
В гонке Росбергу повезло – для Феттеля день сложился неудачно, но второе место Райкконена ещё раз подчеркнуло, как непросто в этом году придётся Mercedes и Нико. К счастью, перед Гран При Испании есть перерыв, позволяющий собраться с мыслями и подумать о том, как действовать дальше.
В прошлом году Росберг потерял шансы на титул в финальной гонке, но в начале этого сезона Льюис контролирует ситуацию – он уже опережает Росберга на 27 очков – больше, чем дают за победу. Хэмилтон продолжает успешную серию, которая началась в прошлом году после Гран При Бельгии, где команда поддержала его после столкновения с напарником, не только конфиденциально наказав Росберга, но и публично предупредив.
На Нико серьёзно повлиял тот инцидент, а Хэмилтон с тех пор доминирует в их противостоянии. После этого Нико опередил Хэмилтона только однажды – в Бразилии, где, нужно отдать ему должное, превосходно справлялся со своей работой по ходу всего уик-энда.
Льюис закрепил успех в этом году, решив свою главную проблему, связанную с недостаточным темпом на первом быстром круге в финале квалификации. В этом году Льюис очень быстр уже в первой попытке, так что Росбергу приходится догонять. Сейчас Хэмилтон спокоен, второй титул добавил ему уверенности, он уже всё себе доказал.
Росберг – умный парень, это качество часто ему помогало, но в этом году он слишком много размышляет, что ещё больше добавляет прессинга, ничего не меняя. В такой ситуации вы словно перестаёте быть самим собой – такое было и в моей карьере, и, я уверен – в карьере любого спортсмена.
Хорошим примером стала вторая квалификационная сессия в Бахрейне – мы как раз обсуждали с Джеймсом Алленом этот момент во время прямого эфира. Уступив Льюису секунду на быстром круге, Росберг думал о гонке, стараясь не перегрузить комплект резины, на котором ему предстояло стартовать. Я тогда сказал, что предпочёл бы оказаться на месте Льюиса, поскольку он серьёзно атаковал и перед финалом квалификации точно представлял пределы возможностей машины.
В такой ситуации, в решающий момент квалификации, гонщик точно знает, как ему действовать, и чувствует психологически уверенность, словно говоря соперникам: «Смотрите, как я быстр. Попробуйте проехать быстрее!» В итоге Росберг показал только третье время, поскольку из-за консервативного круга во второй сессии точно не знал, насколько агрессивно можно атаковать.
Я испытал то, что Росберг чувствовал в прошлом году, в гонках спорткаров. Когда вы упускаете чемпионский титул, разочарование слишком мучительно для гонщика – вы выкладываетесь полностью, делаете всё возможное. Особенно обидно, когда успеха добивается ваш напарник, выступающий на такой же машине. Продолжительная борьба, которую мы видели в Mercedes в прошлом сезоне, очень выматывает, но в итоге один пилот получает серьёзную прибавку в мотивации, а другому приходится свыкнуться с поражением, что требует времени.
Нико ещё предстоит собрать всё воедино в этом сезоне. Он неплохо справляется со своей работой, но этого недостаточно. Сейчас в схожем положении находится теннисист Энди Маррей. Он – отличный игрок, но выступающий в эпоху трёх великих спортсменов – Новака Джоковича, Роджера Федерера и Рафаэля Надаля – эти парни станут легендами спорта. С Росбергом ситуация схожая – он выступает в эпоху Хэмилтона, Алонсо и Феттеля.
Нико должен избавиться от внутреннего прессинга, но сделать это очень непросто. Прессинга добавляют и журналисты – Нико приходится уходить от вопросов о том, почему ему не удаётся одолеть Хэмилтона. Возможно, лучше на время отказаться от интервью?
В Китае Нико допустил ошибку. Я не думаю, что его комментарии после финиша, когда он обвинял Хэмилтона в том, что он своими действиями мешал ему и помогал Ferrari, пошли на пользу – скорее они продемонстрировали его слабость.
Я знаю, что он сейчас чувствует. Когда я присоединился к Audi в гонках на выносливость, я уже побеждал в Ле-Мане с Porsche, но потребовалось время, чтобы победить с Audi – и всё это время мне задавали один вопрос: почему я до сих пор не победил с Audi. Есть очень простые вещи, которые нужно сделать, чтобы снять с себя часть этого прессинга, Росберг должен найти их и сделать выводы.
Возможно, когда Льюис в своей лучшей форме, он сильнее Нико, но в прошлом году Росберг доказал, что может выступать на столь же высоком уровне. Не бывает так, что вы ложитесь спать быстрым, а просыпаетесь медленным – нужно лишь уметь управлять собой.
Нужно забыть обо всём и вновь получать удовольствие от пилотирования машины, поскольку только это даст возможность отыграть те несколько десятых, которые отделяют победу от поражения. Если Нико не сделает этого в ближайшее время, то скоро может быть уже поздно. Кими Райкконен вновь в отличной форме, у Ferrari очень быстрые машины – они способны навязать серьёзную борьбу Mercedes. Им нечего терять, они возвращаются в борьбу после худшего сезона за последний 21 год.
В прошлом году, когда для одного из пилотов Mercedes гонка складывалась неудачно, он всё равно обычно финишировал вторым, позади более быстрого в этом Гран При напарника, теряя не так много очков. В этом году Ferrari сможет разделить на финише пилотов Mercedes, если у одного из них возникнут сложности – как отказ системы торможения на машине Росберга помог Райкконену его опередить.
В этой ситуации шансы на титул можно потерять достаточно быстро, а в Mercedes уже предупредили, что могут скорректировать подход к стратегии пилотов. В итоге, они могут сделать ставку на одного из них, чтобы гарантировать чемпионский титул. И если это произойдет, а ситуация будет такой же, как в первых Гран При, то вряд ли они сделают ставку на Росберга.
Нас ждёт захватывающий сезон, с агрессивным подходом Ferrari и академичным подходом Mercedes – схватка обещает быть интересной!»