Летний перерыв в чемпионате длится три недели, но из них команды Формулы 1 отдыхают только две, и им нужно было определиться с началом каникул – или это сразу после Гран При Германии, или первую неделю августа они продолжат трудиться на базах.
«Разница невелика, хотя тем, кто трудится на базе, хочется уйти в отпуск сразу после последнего Гран При, тогда как та часть команды, которая ездит на гонки, предпочитает поработать ещё неделю, чтобы разобрать машины, – пояснил Алан Пермейн, руководитель гоночной бригады Renault F1. – Конечно, тут есть плюсы и минусы. Раньше мы пробовали оба варианта и в итоге остановились на том, чтобы поработать неделю, а потом две недели отдыхать.
Это позволяет разобрать машины после гонки в Германии, убедиться, что с ними нет особых проблем, провести все регламентные работы и всё подготовить. После этого уйти в отпуск, а вернувшись из него, всё окончательно собрать. Хорошо, что первая гонка после перерыва проходит в Спа, поскольку бельгийская трасса расположена довольно близко к базе команды.
Так что мы можем вернуться после перерыва на базу, поработать в понедельник и во вторник, а в среду улететь в Бельгию. Машины на трейлерах можно отправить во вторник, и тогда уже в среду они будут на трассе.
С перерывом проблем нет, поскольку он касается всех команд. Самое важное в любом спорте – это какие позиции вы занимаете по отношению к остальным. Прелесть такого перерыва в том, что все прекращают работу одновременно, а потом одновременно к ней возвращаются».
Но есть и другой аргумент в пользу такого расписания – его привёл главный инженер Williams Роб Смедли: «Команды, уходившие на летний перерыв на следующий день после последней гонки, пропускали один из трёх свободных уик-эндов, а это вызывало жалобы – поэтому теперь все пришли к единому мнению».
Во время летнего перерыва командам запрещено работать, исключение делается только для некоторых категорий сотрудников, но FIA не может запретить инженерам продолжать думать над какими-то перспективными проектами.
«Я действительно считаю, что перерыв идёт всем на пользу, и мне нравится, что в этот период ты можешь свободно размышлять, – подтвердил Смедли. – С начала сезона и в любой его момент ты работаешь с полным напряжением сил. Поэтому в первые три-четыре дня перерыва ты просто счастлив, что наступила передышка. Но, разумеется, мы живём и дышим Формулой, для большинства из нас это призвание. Когда ты на отдыхе, твой мозг находится в более расслабленном состоянии и не занят решением срочных проблем, но в голову могут приходить какие-то идеи, и в этом случае я записываю их в блокнот, а когда возвращаюсь на работу, то могу с новыми силами заняться реализацией этих идей на практике».
По словам Пермейна, летний перерыв – единственный период в году, когда действительно можно отключиться от работы: «Если у тебя отпуск в какое-то другое время, ты всё равно постоянно получаешь кучу писем по электронной почте. А во время летнего перерыва такого не происходит, поскольку все прекращают работу одновременно, и люди, с которыми ты обычно переписываешься, тоже отдыхают».
Запрет на работу во время летнего перерыва не распространяется на силовые установки и всё, что с ними связано, а также ряд текущих задач, которые необходимо решать на базах команд постоянно, однако строгого контроля со стороны FIA не предусмотрено.
По словам Пермейна, в основном всё основано на принципах самоконтроля: «Формула 1 – достаточно масштабная индустрия, и если какая-то из команд продолжает работать, об этом станет известно, поскольку специалисты иногда меняют команды, и тогда может выясниться, что кто-то нарушал запреты. Так что всё основано на разумном самоконтроле.
Разрешено проводить определённые сервисные и ремонтные работы, связанные с функционированием базы. Например, мы не можем пользоваться аэродинамической трубой, но не запрещено проводить её ремонт и обслуживание. Аэродинамические трубы работают круглый год в пределах, разрешённых регламентом, и в это время мы не хотим их останавливать. Но это значит, что в течение двухнедельного летнего перерыва мы можем их хорошенько почистить, отремонтировать, заменить какие-то детали и подготовить к дальнейшему использованию.
То же самое относится к оборудованию отдела вычислительной гидродинамики (CFD). Во время летнего перерыва на базе Renault F1 устанавливается новый комплекс CFD, что полностью соответствует правилам. Перерыв в чемпионате позволяет провести эти работы без потерь времени».