Эстебана Окона считают очевидным претендентом на место в Renault в следующем сезоне. Многих интересует, чем 20-летний француз привлек к себе такое внимание, хотя провел всего три гонки. Попробуем разобраться...
После летнего перерыва Окон, протеже Mercedes, заменил в Manor Рио Харьянто, не сумевшего найти финансирование на вторую половину сезона. В дебютной гонке в Спа Эстебан финишировал 16-м, а в Монце и Сингапуре – 18-м. Его напарник Паскаль Верляйн в Бельгии сошел после столкновения с Баттоном, в Монце – из-за утечки масла, а в Сингапуре финишировал 16-м.
Пока результаты Окона не впечатляют, но у молодого гонщика есть смягчающие обстоятельства. Гоночный директор Manor Дэйв Райан признал, что команда подвела гонщика, особенно на этапе в Сингапуре. В Монце на машине Окона возникли проблемы с электроникой во второй тренировке и затем повторились в квалификации, где его напарник Паскаль Верляйн прошел во вторую часть. В Сингапуре Эстебан получил 5-секундный штраф за обгон Фелипе Насра в момент нахождения на трассе автомобиля безопасности. Во время двух из своих трех пит-стопов Окон потерял около 90 секунд из-за задержек.
«Эстебан заслужил, чтобы команда работала эффективно, – говорил Дэйв Райан. – Мы неудачно провели гонку в Монце, затем подвели его на пит-стопе в Сингапуре – мы сожалеем об этом, ведь на последнем отрезке у него был отличный темп на SuperSoft.
Мы недостаточно хорошо выполняем свою работу, и ко мне это тоже относится. Каждый должен взять на себя ответственность и работать лучше. Мы – команда и работаем вместе. Все остальные действуют так же, мы – не исключение».
Эстебан Окон ярко выступал в молодежных сериях: в 2014-м он стал чемпионом европейской Формулы 3, опередив Макса Ферстаппена, закончившего сезон третьим, а в 2015-м завоевал титул в GP3.
В начале этого года Эстебан был представлен в качестве резервного пилота Renault, хотя он пользуется поддержкой Mercedes. Управляющий директор команды Renault Сирил Абитебул говорил, что этот контракт – пример того, как команды Формулы 1 сотрудничают ради сокращения расходов. В первой половине чемпионата Окон провел четыре пятничные тренировки в составе Renault, а в середине сезона отработал на тестах Mercedes.
Связи с Renault у Окона есть и через Фредерика Вассёра, руководившего ART, когда Окон выиграл с этой командой титул в GP3. Когда Эстебан перешел в Manor, Сирил Абитебул заявил, что в команде будут внимательно следить за прогрессом гонщика.
В первой половине 2016 года Окон выступал за Mercedes в DTM. В десяти гонках он заработал всего два очка. Впрочем, даже Мика Хаккинен, Дэвид Култхард и Ральф Шумахер после завершения карьеры в Формуле 1 испытывали проблемы с тем, чтобы сразу добиться результатов.
Бывший главный инженер Force India и Williams Доминик Харлоу так оценивает выступления Окона в DTM: «У него было несколько инцидентов, но он удивил некоторых специалистов тем, что на равных боролся на трассе. Эти машины очень сложно пилотировать, нужно время, чтобы привыкнуть к ним и выжать максимум».
Формула 1 уже знает примеры, когда гонщики дебютировали в середине сезона, как Окон, и что порой приводило к неоднозначным результатам. Если Себастьян Феттель и Роберт Кубица в своих дебютных гонках заработали очки (хотя Кубица позднее был исключен из протокола за несоответствие машины регламенту), то Даниэль Риккардо в составе HRT не претендовал на высокие результаты. Тем не менее, проведя полсезона в HRT, на следующий год австралиец стал пилотом Toro Rosso.
Хайме Альгерсуари, ещё один участник молодежной программы Red Bull, дебютировал не столь успешно в Венгрии 2009 года. Свои первые очки он заработал только в 2010-м в Гран При Малайзии. По итогам 2010-го Хайме уступил напарнику Себастьену Буэми, и хотя в следующем сезоне опередил швейцарца в личном зачете, по итогам сезона они оба лишились места в Toro Rosso. В Manor у Эстебана Окона не будет такого прессинга, который испытывают участники молодежной программы Red Bull. Он сможет набираться опыта вдали от всеобщего внимания.
Доминик Харлоу объясняет, как в Manor могут помочь Эстебану прибавить: «Видимо, он будет работать на симуляторе и проводить много времени с инженерами, изучая свою телеметрию и телеметрию Паскаля. Все это должно помочь найти подход к машине и резине. В команде попытаются оценить разницу между обычными настройками машины и теми, что лучше подходят гонщику, понять, в каких именно областях у него есть проблемы».
Сравнения с результатами Верляйна неизбежны, но делать окончательные выводы о перспективах Эстебана Окона в Формуле 1 пока рано. В этом сезоне Manor – уже не записной аутсайдер, как это было в прошлые годы. Форма команды на фоне соперников дает Эстебану шанс продемонстрировать свои возможности руководству Renault и Mercedes.