Бывший гонщик Формулы 1, комментатор британского SkySports Мартин Брандл подвел итоги Гран При Бразилии и рассуждал о том, какие выводы нужно сделать организаторам...
Гран При Бразилии стал значимой гонкой для Формулы 1. Мы были близки к тому, чтобы серьезно навредить нашему бренду и расстроить болельщиков, смотревших гонку на трибунах и дома. К счастью, в итоге мы смогли увидеть 71 круг, в которых нашлось место для мастерства, смелости, драмы, страха и волнения до самого конца.
Мы стали свидетелями того, как тинейджер переписал инструкцию по управлению машиной для всех гонщиков в мире, показав, как в будущем нужно пилотировать на мокрой трассе. Макс Ферстаппен подтвердил, что мы можем сравнивать его талант с талантом Айртона Сенны и Михаэля Шумахера.
Интерлагос – одна из самых коротких трасс в календаре. По сухому асфальту пилоты проезжают круг всего за 71 секунду, тогда как на скоростной и невероятно длинной трассе в Спа – за 105 секунд. Но конфигурация и дух старой школы, вместе с непредсказуемой погодой, приводят к тому, что на протяжении десятилетий гонки на этих трассах получаются яркими.
Примерно за час до старта я разговаривал с Чарли Уайтингом и Херби Блашем, когда они вернулись после инспекции трассы. Они были полны решимости дать старт с места, но иногда приходится начинать гонку за автомобилем безопасности. Старт был отложен на 10 минут в надежде, что удастся стартовать с места, но ожидания не оправдались. Это ещё раз подтвердило тот факт, что прогнозы погоды не всегда точны.
Бразильская трасса расположена в естественной чаше со значительным перепадом высот, для нее характерно образование потоков воды, особенно в скоростном левом повороте на подъеме к финишу. На сухом асфальте этот поворот – практически прямая, но на мокром есть большая вероятность врезаться в стену.
Аквапланирование происходит в тот момент, когда протектор шины не в состоянии отвести весь объем воды, и колесо всплывает над асфальтом. В этот момент вы оказываетесь словно в лодке, и ваш талант или машина уже не имеют значения – вы становитесь пассажиром. Умение и чувство машины позволяют держать ее под контролем, дозировано работая педалью газа и тормоза. Человеческий мозг постоянно обрабатывает поступающую информацию, но неизбежно кто-то справляется с этим лучше, чем остальные.
Второй красный флаг после аварии Кими Райкконена на стартовой прямой сразу после ухода автомобиля безопасности мало кому пришелся по душе. Зрители на главной трибуне недовольно свистели и демонстрировали опущенный вниз большой палец – это производило сильное впечатление.
Попробуем поставить себя на место Чарли Уайтинга. Мы только что видели, как Эстебан Окон едва избежал лобового столкновения с Кими, да и остальные могли врезаться в него на большой скорости. Вспомните 2010 год, когда в Абу-Даби Витантонио Лиуцци наскочил на Mercedes Михаэля Шумахера, когда того развернуло. Машины Формулы 1 не предназначены для лобовых столкновений.
В это время прогноз погоды обещал неизбежное усиление дождя, а Чарли получал противоречивую информацию от гонщиков о состоянии трассы. Многие говорили, что можно продолжать, но, например, четырехкратный чемпион мира Себастьян Феттель был против.
Если бы какая-то из машин взлетела в воздух и приземлилась после этого на пит-лейн или на трибуну с фатальными последствиями, у Чарли Уайтинга и FIA прибавилось бы бумажной работы, помимо той, что у них уже есть после печального случая с Жюлем Бьянки. Сидя на диване или в комментаторской кабине, мы не несем за это ответственность. При этом все стремятся к тому, чтобы для сохранения своей привлекательности Формула 1 оставалась самой быстрой, страшной и сложной для гонщиков. Полагаю, из этого мы должны извлечь следующий урок – принимая решения, нужно смотреть на состояние трассы и на небо, а не на погодный радар, который показывает возможный дождь.
Все в Формуле 1 знают, что промежуточные шины гораздо быстрее дождевых, поэтому те, кто находился в конце пелотона, а также в Red Bull Racing, в отличие от лидеров, были готовы рискнуть. Однако усилившийся дождь, пять автомобилей безопасности и два красных флага привели к тому, что вовсе не обязательно было тратить дополнительное время для перехода на промежуточную резину.
В гонке мы увидели мастер-класс в исполнении Ферстаппена, который на последних 14 кругах на дождевых шинах поднялся на третье место. В числе прочих он обогнал и напарника Даниэля Риккардо, получившего в тот день болезненный урок того, насколько быстрой может быть его машина. Мы видели, как много работал рулем Макс за машиной безопасности, изучая состояние трассы. В результате, когда гонка возобновилась, он уже знал, какие причудливые траектории использовать, и как располагать машину относительно соперников. Он знал, где обгонять на торможении или просто объезжать соперников по внешнему радиусу. Это было завораживающее зрелище.
Ему повезло в тот момент, когда он смог удержать машину вдали от барьера. Он использовал свое мастерство и отпустил педаль тормоза, что дало ему возможность работать рулем и увернуться от барьера. Вскоре после этого он сказал, что в тот момент его сердце забилось сильнее, но при этом голос его был спокоен. После разворота он чудом остался впереди Нико Росберга, который очень осторожно проводил гонку, учитывая ситуацию в чемпионате.
Помимо этого были и другие выдающиеся выступления, в том числе в исполнении Карлоса Сайнса, Серхио Переса, Фелипе Насра и Эстебана Окона. Нико Хюлкенбергу очень не повезло, когда во время автомобиля безопасности ему пришлось возвращаться в боксы из-за прокола. Он мог добиться отличного результата.
Пока мы все были ослеплены выступлением Макса Ферстаппена, в пелотоне оставался один человек, которого молодой голландец не смог превзойти – Льюис Хэмилтон. На подиуме было легко почувствовать, что Льюис немного растерян из-за шумихи вокруг Ферстаппена, которого назвали гонщиком дня, и которого тепло приветствовали зрители. Льюис дал понять, что для него гонка сложилась легко, тогда как большинству пришлось потрудиться.
Отчасти это было связано с психологической игрой с напарником по команде, который стоял рядом с кривой улыбкой на лице. Росбергу нужно финишировать на подиуме в Абу-Даби, чтобы гарантировать титул, но выигрывая гонки в таком стиле, Льюис может принизить чемпионство Росберга. На рестарте Нико ясно дал понять, что его устроит и второе место, и ему повезло, что в Red Bull Racing решили перейти на промежуточные шины.
После подиума я размышлял о поведении Льюиса и могу понять его точку зрения. В аэропорту его инженер Боно сказал мне, что задние шины на машине Льюиса сильно износились, но в остальном он провел спокойную и безошибочную гонку, что впечатляет, учитывая условия. Ему не пришлось отыгрываться после разворота и перехода на промежуточные шины – он просто не допустил этих ошибок. Его сообщение по радио было предельно четким – состояние трассы не позволяет перейти на промежуточную резину. На самом деле, по многим параметрам именно он был гонщиком дня.
Вероятно, многие проголосовали за Фелипе Массу. Это был один из самых необычных эпизодов, которые я только видел в Формуле 1. Масса разбил машину, а затем возвращался в боксы под аплодисменты с бразильским флагом в руках. На пит-лейн его встретили жена, сын, семья, команда и соперники. В этот момент въезд на пит-лейн был открыт, но никого это не волновало. Огромная любовь к этому прекрасному спортсмену и человеку просто покоряет. Должен признать, что в тот момент и мне на глаза навернулись слезы.
Теперь поговорим о спортивной драме. Мы должны быть обеспокоены финансовым благополучием команды Manor. Если по итогам гонки в Абу-Даби Sauber останется на десятом месте в Кубке конструкторов, то получит дополнительные $30 млн. В условиях, когда из-за работы над новой машиной увеличиваются расходы, это солидная прибавка к бюджету.
В очередной раз на трассе старой школы мы увидели отличную гонку. Теперь нужно обратить внимание на то, что будет впереди. Увидимся в Абу-Даби.