В этом году Марку Уэбберу исполнилось 40 – его карьера в мировом автоспорте продолжалась достаточно долго, и, наверное, за это время ему не покорились лишь две высоты: он не смог стать чемпионом мира, выступая в Формуле 1, и ему не удалось выиграть «24 часа Ле-Мана». И всё-таки список достижений австралийца выглядит впечатляюще, да и человек он хороший, судя по отзывам окружающих. Вчера Марк провёл свою последнюю гонку в чемпионате WEC за рулём Porsche, и теперь его отставка, о которой было объявлено заранее, стала свершившимся фактом.
Самое время предоставить ему слово: Марк Уэббер обращается с монологом к самому себе, вспоминая всё самое важное, что произошло с ним за годы карьеры в Больших Гонках…
…Вот тебе 25 лет, ты готовишься к старту за рулём Minardi в Гран При Австралии 2002 года. Ещё очень многому предстоит научиться, но ты ведь никогда не боялся трудностей. Становясь старше и мудрее, начинаешь понимать, что не раз оказывался в ситуациях, когда что-то надо было сделать немного по-другому, но всё это тоже входит в процесс накопления опыта, а перемотать плёнку назад уже невозможно!
Перебравшись в Европу, ты здорово нервничал и скучал по дому, чувствуя себя маленькой рыбёшкой в огромном пруду, но постепенно привык, хотя старался не забывать, что были люди, кто не верил, что ты сможешь пробиться. Это их неверие пошло только на пользу, оно постоянно тебя подзадоривало.
Все трудности – лишь часть долгого пути. Это были опасные аварии – какие-то произошли по твоей вине, какие-то – нет – или колоссальная по сложности задача научиться противостоять сильнейшим гонщикам мира – но тебе удалось всё пережить и со всем справиться…
Лучший совет, который я могу дать после всего этого: с самого начала карьеры не надо бояться обращаться к знающим людям, к тем, кто вас окружает. Если говорить о технической стороне, то тут ещё с юных лет надо стараться выжать максимум из тех ресурсов, что есть в вашем распоряжении. В молодости непросто постичь мудрость, но не скажу, что невозможно.
У тебя всегда были хорошие отношения с множеством людей, с которыми ты работал, и они помогали добиваться всё более высоких результатов. Всё это приходит с опытом, но сотрудничество с прекрасными профессионалами способствует и твоему росту. Кстати, будут встречаться и люди, более талантливые, чем ты, но им так и не удастся постичь какие-то важные вещи, поэтому пробиться в Формулу 1 они не смогут.
Разумеется, нельзя выиграть все гонки, потому что всегда будут те или иные сложности, которые надо стараться преодолевать с минимальными потерями, а ветер не всегда будет попутным. Надо стараться полностью выкладываться на каждой тренировке – это и есть главный секрет твоей долгой карьеры.
Несколько её лучших лет ты провёл в Red Bull Racing. После тяжёлого периода в Williams ты ухватишься за новую возможность обеими руками, а честные и открытые отношения с Дэвидом Култхардом принесут тебе огромную пользу, ты очень многому у него научишься и поможешь создавать команду… Кроме того, вы станете отличными друзьями и за пределами трассы.
Конечно, авария, в которую ты попал в Австралии, когда ехал на горном велосипеде, была очень некстати. В конце 2008-го ты окажешься на больничной койке с тяжёлым переломом ноги, но команда будет в тебя верить. Дитрих Матешиц тогда тебя успокоил, сказав, что полная поддержка Red Bull гарантирована, и помог обеспечить самое лучшее лечение, так что к началу сезона 2009 года ты вернулся в строй. Его терпение и доверие ты не забудешь никогда.
В 2009-м в Германии ты завоюешь первый поул и выиграешь первую гонку в Формуле 1, после чего будут ещё 12 поулов, 8 побед и 42 подиума, а всего ты проведёшь 215 Гран При. 2010-й станет особенным годом и завершится самым большим разочарованием, ведь ты упустишь титул в Абу-Даби, хотя ещё за три гонки до конца сезона лидировал в чемпионате с преимуществом в 16 очков… Впрочем, и тогда было чем гордиться, ведь весь год ты был одним из претендентов на победы и пилотировал очень неплохо. Титул же тогда достался твоему напарнику, Себастьяну Феттелю – что ж, таковы гонки.
Было тяжело принять решение завершить карьеру в Формуле 1 в конце 2013 года, но однозначно, ты поступил правильно, тем более, уже тогда присматривался к новому делу, заинтересовавшему тебя после 12-ти сезонов в Ф1. Наверное, ты и представить не мог, что вновь, после выступления в Ле-Мане в 1999-м, ты сядешь за руль спорткара класса LMP1, на этот раз только что созданной заводской команды Porsche, в которой проведёшь три невероятных года. Поразительно, как много удовольствия ты получишь, пилотируя эту машину и вновь деля кокпит с напарниками, которые станут твоими новыми друзьями, и в итоге выиграешь чемпионат мира по гонкам на выносливость.
Затем, хотя ты чувствуешь себя вполне молодым и полным сил, обладаешь огромным опытом и знаниями, наконец, ты примешь решение окончательно завершить карьеру. Откланяешься в тот момент, когда ещё неплохо пилотируешь, когда гонки тебя по-прежнему радуют, но всё-таки приходит время, когда результаты прохождения кругов представляются уже не столь важными…
Напоследок, наверное, надо сказать самое главное: к людям надо всегда относиться с уважением и на протяжении всей карьеры бороться на трассе корректно. Всегда. Так тебя воспитали в семье, и с годами это не должно меняться. В итоге, когда ты объявляешь об отставке, нет ни одного человека, с которым ты бы не мог обменяться рукопожатием, сказав при этом, что мы боролись на пределе, но наше соперничество было достойным.
Важно, что все трофеи, которые ты выиграл и которые хранятся у тебя дома, были добыты честно. Не забывай о своих корнях, Марк, ведь ты навсегда останешься деревенским парнем, который просто любит гонки!