Оригинальный подход Джина Хааса доказал свою эффективность. Используя максимум решений, приобретённых у Ferrari и других поставщиков, Haas F1 заработала 29 очков и завершила сезон на восьмой строчке в Кубке конструкторов. И все эти очки принёс команде один гонщик.
Гонщик |
Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
Роман Грожан | 21 | 13 | 29 | 7 | 5 |
Эстебан Гутьеррес | 21 | 21 | 0 | 10 | 11 |
Haas F1 Team | Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
2016 | 21 | 8 | 29 | 7 | 5 |
За дебютом в Формуле 1 новой команды после провала трёх дебютантов 2010 года и несостоявшегося проекта USF1 следили сначала со скепсисом, а потом с любопытством и завистью. Эксплуатируя почти забытую тему клиентской команды, Джин Хаас безошибочно реализовал её новую версию. Команда самостоятельно делала лишь то, что требует FIA для подтверждения статуса конструктора, а всё остальное закупала у партнёров и поставщиков, аккумулируя их технический и творческий потенциал.
Право выступать в Формуле 1 в Haas F1 получили весной 2014-го, но не спешили, взяв дополнительный год на подготовку. Компанию опытному Роману Грожану составил Эстебан Гутьеррес, вернувшийся в гонки после годичного перерыва. Мексиканец, много работавший на симуляторе Ferrari, хорошо знал особенности силовой установки и других систем, которые в Hаas получали от ключевого партнёра.
Первую машину назвали VF-16 – в честь первого станка с ЧПУ компании Haas Automation и года дебюта, и выпустили на трассу в первый день тестов. За руль сел Роман Грожан. Без проблем не обошлось – на 13-м круге машина потеряла переднее антикрыло на прямой на скорости 320 км/ч. На следующий день поставили временное решение, укрепив крыло несколькими слоями карбона – в итоге новая машина новой команды уже во второй день тестов проехала больше дистанции гонки! Ну а с прочностью переднего антикрыла удалось разобраться только летом.
Сложнее было за считанные дни до начала сезона попытаться наладить внутрикомандное взаимодействие, дать инженерам и механикам возможность сработаться, а поначалу поиск причины даже небольшой неисправности занимал огромное время из-за необходимости консультироваться с поставщиками – сказывались очевидные минусы схемы, когда команда много закупает на стороне.
В Мельбурн команда приехала с осторожным оптимизмом – на тестах невозможно судить о реальном темпе соперников. В квалификации гонщики Haas опередили лишь пилотов Manor, что уже можно было считать успехом, а вот в гонке Роман Грожан сотворил сенсацию, финишировав шестым. Удивительно, но американская команда заработала очки уже в своей первой гонке, сразу добившись того, что год за годом никак не удавалось недавним дебютантам.
Объясняя потом причины этого успеха, в команде признали – из-за погоды и состояния трассы само собой получилось так, что шины в воскресенье работали в оптимальном температурном диапазоне. Инженеры Haas ещё не освоились с резиной Pirelli, это произошло случайно, но привело к невероятному результату. Скептики были посрамлены.
Результаты второй гонки уже были похожи на чудо – в Бахрейне Грожан финишировал пятым, уступив только пилотам сильнейших команд – и Haas F1 сразу включили в число твёрдых середняков.
Впрочем, результат гонки в Бахрейне так и остался для команды лучшим по ходу сезона, а гонка выявила ещё одну проблему, которая будет хронической для Haas F1 – нестабильную работу тормозов.
Потом была удачная для команды гонка в Сочи – и четыре очка за восьмое место Грожана, но потом на большинстве этапов шины не удавалось вывести в рабочий режим – не было и результатов. Особенно сложно приходилось в квалификации, а в гонках команда стабильно боролась в средней группе.
Все очки для команды в дебютном сезоне заработал Грожан. У Гутьерреса часто возникали проблемы с машиной, сам он допускал ошибки, да и не везло – мексиканец пять раз финишировал 11-м. С каждой гонкой прессинг возрастал, а шансы остаться в команде падали.
За три полных сезона – два в Sauber и один в Haas F1 – Гутьеррес только однажды заработал очки – в Сузуке 2013 года. Но на этот раз разница в результатах с напарником была особенно впечатляющей.
Тем временем, проблемы с тормозами продолжались. Гонщики несколько раз попадали в аварии из-за лопнувших дисков. После схода Гутьерреса на домашнем для команды этапе в Остине поставщики из Brembo признали свою ответственность, а Грожан назвал ситуацию очень опасной. В итоге, найти решение не удалось, а на последних этапах Грожан опробовал и использовал диски другого поставщика – Carbon Industrie.
Перед этапом на Интерлагосе, где команда планировала подтвердить состав на 2017-й, Гутьеррес сам подтвердил расставание с Haas F1 через социальные сети, а по ходу этапа стало известно, что новым напарником Грожана станет Кевин Магнуссен.
Покинув машину из-за очередного технического схода под дождём в Бразилии, Гутьеррес очень резко ответил руководителю команды, когда тот пытался выразить ему сочувствие. Это попало в трансляцию гонки и активно обсуждалось прессой, но Гюнтер Штайнер великодушно списал всё на эмоции.
Второй сезон для новой команды почти всегда оказывается сложнее первого. В дебютном сезоне нет особенных ожиданий, а хороший результат, как в случае с Haas F1, становится сенсацией. На второй год от команды ждут прогресса во всём, в том числе большего числа очков и лучшей позиции в Кубке конструкторов.
Некоторые команды из числа тех, кого в 2016-м удалось опередить, наверняка прибавят, так что с одной стороны Haas F1 будет сложнее, а с другой – есть надежда, что с новым составом, с Грожаном и Магнуссеном, они смогут зарабатывать очки двумя машинами, так что в данном случае цель вполне достижима.