Канада – второе по площади государство мира, но в России об этой стране известно не так много. Для большинства россиян Канада возникает откуда-то из небытия в 1960-х с хоккейной клюшкой в одной руке и кленовым сиропом в другой. Кроме того, в популярном у нас рассказе О.Генри «Вождь краснокожих» один из героев в конце произносит такую фразу: «успею добежать до канадской границы». Что позволяет предположить, что в начале XX века такая страна уже существовала.
Как ни странно, «краснокожие» действительно имеют к истории Канады непосредственное отношение. Так европейцы называли племя обитавших тут (на острове Ньюфаундленд, ныне входящий в состав Канады) беотуков. Красной их кожа, конечно, не была, но у беотуков был обычай раскрашивать лицо и одежду охрой. Именно от них наименование Red Indians и Redskin распространилось на остальных индейцев материка.
Остров Ньюфаундленд не раз становился первой «точкой соприкосновения» американской и европейской цивилизаций. Впервые это произошло ещё примерно в 1000 году, за полтысячи лет до открытия Америки Колумбом. Именно тогда на Ньюфаундленде высадились и основали колонию исландские викинги под предводительством Лейфа Эрикссона, сына Эрика Рыжего. Новую землю они назвали Винланд.
Кстати, за несколько лет до этого путешествия Лейф был крещён норвежским конунгом (королём) Олафом Трюггвасоном, так что Лейф Эрикссон был не только первым европейцем, ступившим на американскую землю, но и первым христианином.
Колонизация, впрочем, не удалась – по всей видимости, из-за конфликтов с местными жителями, которых викинги называли «скрелинги». Так что на протяжении ещё пятисот лет на этих землях доминировали индейцы и инуиты (эскимосы), а память о Винланде до начала археологических раскопок на Ньюфаундленде в 1960 году хранили только саги викингов.
Но если для викингов североамериканские земли показались привлекательными (ещё бы, ведь они приплыли из Гренландии!), то вот испанские конкистадоры 500 лет спустя предпочитали более южные территории. Пытаясь не отстать в гонке за новыми колониями, в XVI веке здесь, в долине реки Святого Лаврентия, высадились французы. Первым, в 1534 году, был мореплаватель Жак Картье – именно он и дал сначала заливу, а затем реке такое название.
Именно благодаря Картье мы называем эту страну Канадой. Это слово произошло от индейского слово kanata, которое в переводе с языка местных ирокезов означало «деревня» или «поселение». Индейцы пытались объяснить Картье путь в деревню Стадакона, но он воспринял это слово как название местности, а позже распространил его на всю территорию Новой Франции.
В начале XVII века французы основали в долине реки Святого Лаврентия (эта водная артерия связывает Великие озёра с Атлантическим океаном) множество поселений, часть из которых позже выросла в крупные города. Центральным стал Квебек (расположенный как раз на месте индейской деревни Стадакона), давший название всей провинции. Кстати, это тоже индейское слово – из языка алгонкинов, и означает «место, где сужается река».
В XVIII веке территория Новой Франции вышла далеко за рамки Канады, достигнув Мексиканского залива. Однако всё восточное побережье Северной Америки принадлежало Великобритании, а Флорида – Испании. До поры до времени колонизаторы худо-бедно сосуществовали друг с другом, избегая прямых конфликтов, но регулярно натравливая на соперников местные племена. Это приводило к значительным жертвам именно среди коренных народов, к тому же они страдали от привезённых европейцами болезней, так что число индейцев стремительно таяло.
Главные события, которые в итоге и привели к появлению Канады в её современном понимании, развернулись в середине XVIII века. В 1756 году началась Семилетняя война – самый крупный военный конфликт в истории человечества до начала XX века. Впервые боевые действия происходили сразу на нескольких континентах, и участвовали в них, так или иначе, все крупные европейские державы.
Но если в Европе основными сторонами конфликта стали Австрия и Пруссия, то в Новом свете воевали их союзники – Франция и Англия. Причём обе стороны поддерживали большое количество индейских племён. Поначалу успех сопутствовал французским войскам, однако в Париже недооценили важность этого театра действий, и, в конечном счёте, Британия одержала убедительную победу на всех фронтах.
Результатом войны стала почти полная потеря Францией своих владений в Северной Америке – в соответствии с мирным договором, подписанным в 1763 в Париже, вся территория Новой Франции перешла под контроль английской королевы. Так в составе протестантской Британской Империи оказался большой анклав франкоговорящих католиков (порядка 60 тысяч человек), проживавших преимущественно в Квебеке.
Это вынудило британский парламент в 1774 году принять Акт о Квебеке, сыгравший огромную роль в истории Канады. Этот акт значительно расширил территорию Квебека, уравнял в правах католиков и протестантов и даже разрешил использование французского гражданского права в частных вопросах. Фактически речь шла о значительной автономии для провинции, что усилило её отдаление от других британских владений на континенте.
Через два года началась война американских колоний за независимость, и представители 13-и колоний (впоследствии превратившиеся в штаты) пытались «освободить» Квебек от британской зависимости. Однако Квебек освобождаться не захотел – в большой степени из-за весьма благосклонно принятого местными жителями Акта британского парламента. Надежда на вхождение Канады в новое, независимое от Англии государство рухнула.
Следствием войны за независимость в США стала эмиграция огромного числа «лоялистов» (лояльных английской короне британцев) с территории штатов в Канаду. В основном они селились в верховьях реки Святого Лаврентия, что привело к образованию в 1791 году англоязычной Верхней Канады – сейчас это провинция Онтарио. Квебек, соответственно, превратился во франкоязычную Нижнюю Канаду. Хотя если посмотреть на современную карту, расположение у них прямо противоположное – Нижняя Канада находится выше Верхней.
Страна по-прежнему входила в состав Британской Империи, но её отношения с «центром» постоянно осложнялись. Всё это вылилось в революции и в Нижней, и в Верхней Канаде в 1838 году, и как следствие – принятие в 1840 году Акта о Союзе, объединившем обе Канады в одну. Таким образом, Великобритания пыталась ассимилировать французское население страны, растворить его в англоязычном.
Но попытка провалилась, и в 1867 году был принят Акт о Британской Северной Америке, фактически провозгласивший независимость Канады. Страна превратилась в конфедерацию со столицей в Оттаве и получила официальное название Доминион Канада – формально она входила в состав Империи, но в действительности обрела почти полную независимость.
К 1870 году Канада обрела свои нынешние границы, за исключением острова Ньюфаундленд, с которого всё и начиналось – он вошёл в состав северной страны в 1949 году. В дальнейшем, практически до начала 70-х годов XX века, Канада постепенно отдалялась от Великобритании и попадала под всё большее влияние своего соседа – США.
На сегодня это большая, но при этом довольно противоречивая страна – занимая второе место в мире по территории, по количеству населения она только 37-я. Здесь живут 34 миллиона человек – вчетверо меньше, чем в России, и почти в 10 раз – чем в США. Население это распределено неравномерно – ¾ проживают на юге и юго-востоке, узкой полосой вдоль границы с США.
В Канаде два официальных языка – английский и французский. Правда, английский всё больше доминирует – на сегодняшний день его считают родным 58% населения, в то время как французский – только 21%. Подавляющая часть франкофонов при этом живёт в провинции Квебек, а остальные – в основном в Онтарио и Нью-Брансуике.
Провинции Онтарио (бывшая Верхняя Канада) и Квебек (бывшая Нижняя Канада) конкурируют друг с другом по сей день. Квебек больше по территории, но только второй по населению, Онтарио, соответственно, наоборот. Планировалось, что и Гран При эти провинции тоже будут делить поровну – гонка чемпионата мира должна была поочерёдно проводиться то в Моспорт-Парке в Онтарио, то в Мон-Тремблане в Квебеке. Но так уж сложилось, что Формула 1 в основном имела дело именно с франкоязычной частью Канады.
Большой автоспорт вообще пришёл в эту страну довольно поздно – первый стационарный автодром, Westwood Motorsport Park, был построен только в 1959 году, в городе Кокуитлам неподалёку от Ванкувера, на западном побережье Канады. А первый Гран При (не входивший в чемпионат мира) прошёл в 1961-м, на трассе Моспорт-Парк близ Торонто, крупнейшего города и экономической столицы Канады.
Два важных для Гран При Канады события, никак не связанные между собой, произошли в 1967 году – гонка в Моспорт-Парке вошла в календарь Формулы 1, а в Монреале состоялась выставка Expo 67. Специально для неё был значительно увеличен рукотворный остров Нотр-Дам в фарватере реки Святого Лаврентия, там был создан большой выставочный комплекс, элементы которого можно видеть по ходу трансляций Гран При по сей день.
Именно тут впоследствии, в 1978 году, и появился автодром, поначалу носивший название «Трасса острова Нотр-Дам». В те годы интерес к Формуле 1 в стране был на подъёме, благодаря успехам канадца Жиля Вильнёва, выходца из Квебека. После его трагической гибели в 1982 году автодром в Монреале переименовали в его честь.
Старые трассы, в Моспорт-Парке и Мон-Тремблане, категорически не удовлетворяли требованиям безопасности Формулы 1, так что сразу после появления нового автодрома Гран При Канады окончательно и бесповоротно переехал в Монреаль, самый большой город провинции Квебек и самый большой в мире франкоязычный город за пределами Франции.
С тех пор канадский этап отсутствовал в календаре чемпионата мира лишь дважды – в 1987 году, из-за спора между двумя местными спонсорами-пивоварнями, Labatt и Molson, и в 2009-м, из-за финансовых сложностей у организаторов. Однако канадский этап чрезвычайно популярен у пилотов, команд и зрителей, так что в том, что он вернётся в чемпионат, мало кто сомневался.