Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При Венгрии...
После неудачи в Сильверстоуне Ferrari нужен был успех в Венгрии, и они добились его, благодаря решительным действиям и проницательной стратегии.
В Mercedes уступили в квалификации, а в гонке проблемы с радиосвязью и неудачный старт Льюиса Хэмилтона, застрявшего позади Макса Ферстаппена на первом отрезке, уменьшили возможности отыграться.
В Будапеште стратеги команд больше всего боятся синих флагов, потери времени в трафике и неудачных стартов, после которых вы оказываетесь за медленной машиной.
На свободной трассе Льюис был быстрее своего напарника Валттери Боттаса, он взвинтил темп и попытался прессинговать Кими Райкконена, но износ шин в этом году в Будапеште оказался настолько низким, что за счёт этого добиться преимущества в скорости не удалось.
Из-за проблем с рулевым управлением темп Феттеля был недостаточно высоким, но сзади его прикрывал Райкконен, гарантировав победный дубль.
Могли ли в Mercedes опередить Ferrari, разделив стратегии гонщиков? Мы рассмотрим этот вопрос, как и действия McLaren с Фернандо Алонсо.
Ожидания перед гонкой
Разница в состоянии трассы между пятницей, когда команды собирают необходимую информацию о поведении шин, и воскресеньем, на Хунгароринге столь же велика, как в Бахрейне. Состояние трассы серьёзно улучшается по ходу уик-энда.
После пятничных тренировок в некоторых командах говорили о двух пит-стопах, но износ резины в этом году вдвое ниже, чем прежде, так что перед стартом все понимали, что проедут дистанцию с одной сменой шин.
Для Ferrari, из-за болезненных для команды проблем с резиной на последних кругах в Сильверстоуне, вариант с двумя пит-стопами казался более безопасным, и их темп на первом отрезке позволял судить, что такая стратегия возможна, но боковые перегрузки на Хунгароринге гораздо ниже, чем в Сильверстоуне, к тому же из-за проблем с рулевым управлением темп Феттеля был недостаточно высоким, а износ шин на первом отрезке оказался низким.
Райкконен был быстрее напарника и мог выиграть гонку, но в команде такой вариант не рассматривали, для них было важно, чтобы Феттель отыграл максимум очков у Хэмилтона и Боттаса.
Для обгона на венгерской трассе нужно иметь преимущество около 1,5 секунд на круге, но и в этом случае гонщик мог обезопасить свои позиции эффективной обороной. Опытный гонщик на более медленной машине на Хунгароринге может противостоять атакам тех, у кого есть преимущество в скорости.
Стоило ли Mercedes разделить стратегии гонщиков?
Как только ситуация после старта стабилизировалась – Феттель и Райкконен лидировали в гонке, третьим ехал Боттас, за ним Ферстаппен и Хэмилтон – Mercedes понадобился «план В». Можно было перевести Боттаса на два пит-стопа и прессинговать Ferrari, пытаясь вовлечь их в ответную игру, понимая, что Хэмилтон опередит наказанного 10-секундным штрафом Ферстаппена на пит-стопе.
Важную роль играл Сайнс – до смены шин Боттасу нужно было создать достаточный отрыв, чтобы после пит-стопа не выехать из боксов позади Карлоса, который сражался с Алонсо – это могло привести к большой потере времени. Валттери смог создать нужный отрыв только к 22-му кругу.
На многих трассах такая смена стратегии могла бы сработать, но не в минувший уик-энд, когда износ шин оказался минимальным. Позже по ходу гонки выяснилось, что из-за проблем с рулевым управлением Феттель не может атаковать поребрики и проезжает круги на 1,5 - 2 секунды медленнее своего реального темпа, так что возможность навязать Ferrari борьбу с помощью стратегии двух пит-стопов у Mercedes всё же была, но в тот момент, когда нужно было принимать решение, минусы перевешивали возможные плюсы.
Из-за сбоя в информационной системе и отсутствия радиосвязи в Mercedes не получали нужной информации и не могли контролировать ход гонки. Они потеряли слишком много времени, восстанавливая систему, чтобы иметь возможность что-то изменить.
Несмотря на то, что в Ferrari были вынуждены ограничить свой темп, Боттасу не удавалось прессинговать Райкконена, поэтому в Mercedes решили дать Хэмилтону шанс опередить Кими. Льюис пообещал вернуть позицию, если обойти Райкконена не получится.
В конце сезона в Mercedes будут сожалеть о трех очках, которые Хэмилтон вернул Боттасу. Борьба в этом году очень напряженная, преимущество переходит от Mercedes к Ferrari и обратно, что продемонстрировали последние гонки. Во второй половине сезона больше трасс, которые подходят Mercedes, чем тех, что подходят Ferrari. Но абсолютный урок этого уик-энда в том, что если у вас есть очевидный первый номер в команде, то копить очки для него гораздо проще, чем пытаться обеспечить своим пилотам равные шансы.
В Mercedes придерживались равного подхода к гонщикам в прошлые три года, но у них было большое преимущество за счёт машины. При гораздо более напряженной борьбе в этом году победить с таким подходом будет гораздо сложнее, чем если бы они сделали ставку на фаворита. Однажды такую ставку предстоит сделать, но пока в Mercedes считают, что ещё слишком рано.
Борьба Алонсо и Сайнса
Побочным эффектом небольшого износа шин и недостатка вариантов стратегии стал сценарий «следования за лидером» в средней группе, когда гонщик отправлялся в боксы на том же круге, что и их соперник, ехавший впереди. В Венгрии не было никаких агрессивных «подрезок», когда гонщик старается выйти вперёд за счёт раннего пит-стопа – несколько попыток не принесли нужного эффекта.
На 35-м круге Фернандо Алонсо и Карлос Сайнс, сражавшиеся за шестое место, вместе отправились в боксы.
Почему это произошло? В тот момент Алонсо ехал позади Сайнса, а сзади его прессинговал Серхио Перес. Мексиканец уже почти подобрался к Фернандо на дистанцию, позволяющую использовать «подрезку», да и Алонсо мог «подрезать» Сайнса за счёт более раннего пит-стопа, но в McLaren не стали этого делать.
В командах знали, что проехать на одном комплекте шин Soft больше 40 кругов будет сложно. Если «подрезать» Сайнса на 30-м круге, то до финиша оставалось как раз сорок, но это был рискованный вариант, поэтому в команде решили «следовать за лидером».
Проще всего в этой ситуации было Toro Rosso. Они чувствовали угрозу со стороны Переса и Алонсо, понимали, что скорее всего Фернандо поедет в боксы на следующем круге, поэтому позвали Карлоса первым. За ним тут же в боксы свернул и Алонсо. Теперь Фернандо нужно было обгонять соперника на трассе, но испанец справился, он – настоящий эксперт по Хунгарорингу.
Алонсо блестяще провёл гонку, финишировав шестым и подтвердив те качества шасси McLaren, что не раз обсуждались в этом году.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com