До конца сезона всего шесть гонок, формально возможность выиграть чемпионат 2017 года сохраняют пять пилотов – гонщики Mercedes и Ferrari, а также Даниэль Риккардо. Фактически, конечно, шансы на титул у этих пилотов совершенно разные.
Всего до конца чемпионата за победы можно заработать 150 очков. Таким образом, если Кими Райкконен выиграет все оставшиеся гонки, на его счету будет 288 очков, в то время как у Льюиса Хэмилтона сейчас 263 очка, а у Себастьяна Феттеля – 235. И если Льюис заработает менее 25 очков, Феттель – менее 52-х, а Боттас – менее 76-и, то Кими станет чемпионом. Результаты Риккардо при этом можно даже не учитывать – шесть вторых мест позволят ему довести счёт своих очков только до 270 очков.
Подобное развитие событий маловероятно, так что шансы Райкконена на титул можно считать чисто номинальными. Похожая ситуация и у Риккардо – чтобы стать чемпионом, ему нужно не только выигрывать все оставшиеся гонки, но и надеяться на очень серьёзные потери очков Хэмилтоном и Феттелем. Причём, шесть вторых мест Боттаса всё равно позволят финну опередить Риккардо, как бы тот ни выступал.
Таким образом, можно смело утверждать, что сколь-нибудь реальные шансы на титул сохраняют лишь трое – Хэмилтон, Феттель и Боттас. Для Mercedes это одновременно и хорошая новость, и плохая. Отставание Райкконена от Феттеля достигло уже 97 очков, шансы на титул у Кими чисто математические, а значит, он вполне может начинать помогать напарнику в чемпионате. В то время как у Боттаса всё ещё есть чемпионские амбиции.
С другой стороны, эффективность подобных действий со стороны Райкконена вызывает определённые сомнения. По ходу сезона Кими всего четыре раза поднимался на подиум и трижды опережал на финише Хэмилтона. Это значит, что напрямую отбирать очки у Хэмилтона финну будет очень трудно. Конечно, в Ferrari могут использовать сложную стратегию, чтобы Кими тормозил Льюиса по ходу гонок – например, затягивая его пит-стоп. Но область применения таких приёмов тоже ограничена.
В то же время Валттери Боттас поднимается на подиум с завидной регулярностью – в этом сезоне он стоял на одной из ступенек пьедестала 10 раз, столько же, сколько и Феттель – больше, чем Хэмилтон! Опережать Феттеля ему тоже удавалось достаточно часто – шесть раз. Так что если в Mercedes уговорят Валттери начать помогать напарнику, эта помощь может сыграть заметную роль в исходе борьбы за титул.
Однако это произойдёт только в том случае, если в Mercedes посчитают шансы самого Боттаса на титул недостаточно высокими. Тото Вольфф неоднократно подчёркивал, что не будет использовать командную тактику до тех пор, пока оба его пилота имеют шансы на титул. Валттери уступает Хэмилтону 51 очко – это достаточно много, даже две победы подряд при сходах Льюиса не позволят молодому финну сравняться с напарником по очкам.
Конечно, дистанция шести гонок достаточно велика, в истории Формулы 1 мы видели самые разнообразные сценарии на этот счёт. Но любая победа Хэмилтона в одной из ближайших гонок будет почти автоматически означать, что шансы на титул у Боттаса стали чисто математическими, и он начнёт помогать напарнику.
Что касается двух главных претендентов на чемпионскую корону, то своим сходом в Сингапуре Феттель серьёзно осложнил свою задачу в чемпионате. Теперь он уступает Льюису 28 очков, то есть при любом раскладе Хэмилтон уедет из Малайзии лидером чемпионата. Шансы Себастьяна всё ещё вполне реальны – четыре победы позволят ему опередить Хэмилтона при любых результатах Льюиса в этих гонках. Но эти победы ещё нужно как-то одержать.
Если же лидеры и дальше будут обмениваться победами, как было на протяжении большей части этого сезона, то Феттелю остаётся надеяться только на какие-то проблемы Хэмилтона с техникой, либо обстоятельства, подобные тем, что случились с самим Себастьяном в Сингапуре. Исключать этого, кстати, нельзя – например, на ближайшем Гран При в Малайзии вновь вполне вероятен дождь…