Марио Иллиен – один из самых авторитетных специалистов в области гоночного моторостроения. Дискуссия о новом техническом регламенте на силовые установки, которая идёт в Формуле 1, его очень интересует, хотя на важном совещании, состоявшемся в штаб-квартире FIA 31 октября, он не присутствовал, поскольку в это время был в Южной Африке и принимал участие в ралли исторических машин. Но затем весьма внимательно изучил решения, которые были приняты в Париже.
В целом он согласен с направлением, в котором мыслят в Liberty Media и FIA, но считает, что пока техническая информация, которую они предоставили, недостаточно детальная. Иллиен внимательно следит за переменами, которые происходят в чемпионате мира при новых хозяевах, декларирующих желание привлечь в Формулу 1 новых независимых производителей. Но чтобы понять разницу в возможностях компании Марио Иллиена и заводской команды, достаточно привести пару цифр: у него работает лишь 87 сотрудников, тогда как штаты моторостроительных подразделений Mercedes и Ferrari превышают 500 человек.
Тем не менее, силами Ilmor Engineering был создан двигатель, который в настоящее время с успехом используется в американской серии IndyCar. Эта разработка обошлась примерно в 7,5 млн. евро. Ежегодные затраты на модернизацию и эксплуатацию этих силовых установок составляют порядка 4 млн. евро.
Опять же, для сравнения: в следующем году затраты каждой команды Формулы 1 на силовые установки должны быть снижены до уровня 12 млн. евро, но при этом их количество сократится до трёх на каждую машину на весь сезон. По информации Renault, чтобы добиться такого уровня надёжности, необходимо затратить на разного рода исследования и разработки около 100 млн. евро. Также французские моторостроители опасаются, что на создание новой силовой установки к 2021 году придётся потратить не меньше.
По словам Иллиена, дело в том, что у заводских команд всё действительно очень дорого: «Они даже свет не могут включить без того, чтобы не потратить 1000 евро. Их затраты столь велики не только из-за большого числа сотрудников, но и из-за высокой стоимости оборудования. Стенд для динамических испытаний машины, силовой установки и трансмиссии стоит примерно 20-25 млн. евро. У нас такого нет».
Курс на упрощение конструкции силовой установки и снижение её стоимости Иллиен считает правильным, но у него есть свои соображения на этот счёт: «Технологии должны становиться проще и дешевле. Однако независимый производитель всё равно не сможет прийти в Формулу 1 без внешней финансовой поддержки – для него это экономически нецелесообразно. Без спонсоров я не смогу строить двигатели для Ф1. В случае с IndyCar при поддержке Chevrolet мы обеспечиваем двигателями половину команд, поэтому я могу выживать. Но если бы там у меня было только два клиента, пожалуй, я бы не смог развивать свой бизнес: тогда средств хватало бы только для того, чтобы компенсировать расходы, но не больше».
Один из принципиальных моментов, на который обращает внимание Иллиен, связан с вопросом об отказе от использования мотор-генераторов MGU-H: «Расходы на разработку одного только MGU-H сравнимы с разработкой всего двигателя внутреннего сгорания – это огромные суммы. Для того, чтобы повысить эффективность двигателя, достаточно турбины и MGU-K. Эти два элемента силовой установки нужно разработать по-новому, что позволит сделать более эффективным процесс рекуперации энергии».
Если такая компания, как Ilmor, возьмётся за разработку силовой установки для Формулы 1 в соответствии с требованиями технического регламента 2021 года, Марио Иллиену придётся увеличивать штат примерно на 20 человек. Но в любом случае для него это останется рискованным предприятием, даже если он будет поставлять двигатели двум командам чемпионата: «Если один из клиентов не заплатит по счёту, я – банкрот».