Двукратный чемпион мира Мика Хаккинен в своём блоге прокомментировал главные итоги Гран При Азербайджана и высказал своё мнение о нескольких ключевых эпизодах гонки.
Формула 1 сейчас в великолепной форме – именно такая, какую мы все хотели видеть.
Победы в четырёх Гран При достались представителям трёх разных команд. Успех в Баку был крайне важен для Льюиса Хэмилтона, однако гонка обернулась настоящим разочарованием для Валттери Боттаса, который очень толково провёл Гран При и, казалось, должен был первым пересечь линию финиша…
На комплекте SuperSoft, на котором Валттери стартовал, ему удалось проехать 40 кругов, понимая, что на этой трассе в любой момент может появиться автомобиль безопасности, а когда это произошло, он уже лидировал. Благодаря этому, он практически ничего не потерял на пит-стопе и сохранил первую позицию. Это был пример прекрасной тактики, и Валттери заслуживал победы, и когда за три круга до финиша на его Mercedes взорвалась задняя правая шина, в это было просто невозможно поверить.
Я видел, как Боттас на скорости 300 км/ч мчался по старт-финишной прямой, но также было видно, что под колеса его машины попали какие-то обломки. Проблема в том, что посадка гонщика в кокпите очень низкая, поэтому заметить что-то на асфальте и объехать это практически невозможно, ведь за одну секунду ты преодолеваешь почти 100 метров. Кроме того, всё это случилось в самом неприятном месте – в начале круга, поэтому сход с дистанции был неизбежен.
На своём опыте я знаю, что подобные происшествия вызывают сильнейшее нервное потрясение.
Сначала, когда шина взрывается, ты просто становишься пассажиром и просто пытаешься как-то удержать машину под контролем. Затем, когда скорость погашена, эмоции берут своё. Это естественная реакция, но тут очень важно не дать чувствам слишком сильно повлиять на твоё состояние. Нужно постараться переключиться на позитивные мысли, думать о том, как здорово ты пилотировал, и не впадать в уныние.
Я тоже попадал в подобные происшествия, когда взрывались задние шины, например, такое случалось в Спа и Хоккенхайме, и, конечно, я сильно расстраивался. На ранних стадиях карьеры, когда на моём счету, наверное, ещё не было побед, я тяжело переживал подобного рода происшествия, ведь мне хотелось доказать команде и механикам, что я способен выигрывать. Но с возрастом приходит умение относиться к таким вещам несколько иначе.
В начале года надо взять чистый лист бумаги и записать какие-то события, которые с большой долей вероятности можно ожидать по ходу сезона. Предположим, раза три ты попадёшь в аварии, пару раз у тебя будут ломаться моторы, и, возможно, один раз взорвётся шина. Конечно, надо постараться этого избежать, но в реальности подобные вещи вполне могут произойти по ходу долгого чемпионата, поэтому нет смысла из-за них расстраиваться.
Когда что-то идёт не так, вместе с командой надо проанализировать, с чем это связано, и что можно сделать лучше, а потом двигаться дальше. В конечном итоге неудачи делают тебя ещё сильнее, и я уверен, что так будет и в случае с Валттери.
Много было разговоров о столкновении двух гонщиков Red Bull, Даниэля Риккардо и Макса Ферстаппена. Когда напарники врезаются друг в друга, это всегда плохо. Уж я-то знаю, у меня был подобный опыт: когда я выступал в McLaren, бывали случаи, когда мы с Дэвидом Култхардом сталкивались на трассе. От ошибок никто не застрахован, и я знаю, как болезненно подобные происшествия переживает команда. Впрочем, иногда это даже идёт на пользу, потому что наконец появляется повод собраться вместе с гонщиками и поговорить: «Понимаете, мы не можем допускать повторения этого, надо разобраться в случившемся и работать на команду».
После того, что мы увидели в минувшее воскресенье, критиковать Макса или Даниэля проще простого. Они довольно жёстко боролись с самого старта гонки, и наблюдать за этим было очень интересно. Понятно, что Макс не собирался уступать Даниэлю ни дюйма, и это нормально, однако прибегать к столь опасным манёврам нельзя в принципе.
Когда после пит-стопа Макс опять оказался впереди Даниэля, я слышал, как тот предупредил по радио, что собирается вновь атаковать напарника. Мне показалось, что это ошибка, ведь Даниэль в тот момент явно был на взводе. Что касается Макса, то, обороняясь, ты можешь только один раз менять траекторию, и ему следовало бы знать, что когда Даниэль обгоняет, он делает это весьма решительно. В такой ситуации даже незначительное изменение направления движения чревато аварией.
Команда попросила гонщиков приехать на базу в Милтон-Кинс и принести извинения всему коллективу – это правильно. Подобные поступки даются гонщикам не так уж легко, тем более если речь идёт о последствиях столкновения с напарником, но как раз в таких ситуациях и проявляется культура команды. Поэтому пилоты должны быть готовы посмотреть людям в глаза и извиниться.
Вместе с этим важно детально проанализировать всю имеющуюся информацию, данные телеметрии и т.д., чтобы точно понять, что произошло. Поскольку всё это будет вынесено на суд всей команды, тому, кто неправ, придётся поднять руку и признать ответственность за случившееся.
По-моему, на базе команды гонщикам стоит бывать почаще, это очень важно. Если хочешь стать чемпионом мира, у тебя должно быть желание приезжать на базу, задавать вопросы, проявлять любопытство, помогать мотивировать людей. Подобные вещи не нужно оговаривать в контракте, серьёзные профессионалы сами должны стремиться к такому общению с коллективом, чтобы команда действительно всегда тебя поддерживала.