Время летит, и уже, наверное, начало забываться, что когда-то в Формуле 1 не было российских гонщиков, ведь уже прошло целых восемь лет с того исторического дня, когда Виталий Петров впервые поднялся на подиум в Австралии.
А все, кто родился после 2014 года, растут, не сомневаясь, что Гран При России на их памяти проводился всегда. Наши соотечественники по праву заняли своё место в паддоке, Петрова в чемпионате мира сменил Даниил Квят, после него дебютировал Сергей Сироткин, а в Гоночной академии Ferrari учится перспективный Роберт Шварцман. Разумеется, надо упомянуть и Артёма Маркелова, прекрасно зарекомендовавшего себя в Формуле 2, и Никиту Мазепина, только что дебютировавшего в этой престижной молодёжной серии.
Всё это, конечно, здорово, но есть ощущение, что пора сделать следующий шаг. Не исключено, что не за горами тот день, когда в Формуле 1 вновь появится команда, выступающая под российской лицензией. С 2012 года на протяжении четырёх сезонов в чемпионате участвовала Marussia F1 Team, но тот проект нельзя назвать удачным, хотя он был по-своему интересным.
Крупный российский бизнес уже всерьёз присматривается к командам Формулы 1, и вопрос лишь в том, на какой из них остановить выбор. Возможны разные варианты, каждый по-своему привлекателен, но у каждого есть свои минусы.
Конечно, логичнее всего было бы приобрести команду Toro Rosso, поскольку в ней уже не первый год выступает Даниил Квят. Сейчас она на подъёме благодаря тесным связям с Red Bull Racing, которые в последнее время становятся только прочнее – словом, это могло бы стать во всех отношениях успешной историей.
Более того, возможен простой и весьма остроумный маркетинговый ход, ведь чтобы привнести российскую нотку, в названии команды достаточно поменять лишь одну букву, и получится Toro Russo.
Как известно, менять название команд Формулы 1 не так-то просто, для этого надо пройти специальную юридическую процедуру, но к одной букве никто не станет цепляться, и тут вряд ли возникнут какие-то особые препятствия.
Но есть и очевидные минусы. Во-первых, эта команда пока не продаётся. Во-вторых, говорят, что где-то в средней полосе России есть стейк-хаус с таким названием, и на этой почве возможны некие конфликты с правообладателями. Если только потенциальный покупатель вместе с командой заодно не приобретёт и это заведение общественного питания, таким образом сняв проблему.
И всё-таки более интересной представляется другая версия развития событий, которая якобы уже активно обсуждается в российском деловом закулисье. Связана она с Williams, чьё имя некогда гремело в мире автоспорта, но сейчас команда переживает серьёзный кризис, что, конечно, минус. С другой стороны, первое правило бизнеса гласит: активы нужно скупать, когда они стоят дёшево.
Да, прошлогодний опыт Сергея Сироткина, выступавшего за эту команду, не был позитивным, но зато он отлично её знает, и его консультации могли бы оказаться небесполезными в ходе переговорного процесса.
Опять же, возникает вопрос о названии, менять которое, с одной стороны, сложно и дорого, с другой, всё-таки с именем Williams связано огромное историческое наследие, которым нужно распорядиться максимально эффективно.
Но и тут есть простой и изящный выход, который позволит соблюсти интересы всех сторон, почти ничего не меняя.
«Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете ли, м-м, нашего Шекспира?» – эту знаменитую фразу из классической комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» помнят все. Если подзабыли, советуем пересмотреть – прекрасный фильм!
Казалось бы, где Шекспир, а где Формула 1? Но гений британской литературы всегда был почитаем в нашей стране, и в знак уважения к его вкладу в мировую культуру предлагается к названию команды добавить всего одну букву: WilliamSh. Возможно, чтобы было понятнее, в написание можно включить и точку: William.Sh.
По-своему символично на этом фоне воспринималась бы приведённая выше фраза из рязановского фильма, ведь ещё недавно «замахнуться» на такую команду, как Williams, было нереально. Но если всё удачно сложится, то, с одной стороны, дело Фрэнка Уильямса продолжит жить и развиваться, с другой, с подачи российского бизнеса в Формуле 1 появится новое культурное измерение, ведь недаром именно нашу страну считают самой читающей в мире.
Британские болельщики при желании по-прежнему смогут называть команду так, как они привыкли, а для российского слуха шипящий звук в её наименовании лишь добавит некую «домашнюю» нотку, вызывающую уютные ассоциации, ведь формально с точки зрения английской фонетики William.Sh следует читать, как «Вильям-Ш».
Теперь своё слово должны сказать представители деловых кругов.