Казалось, что ниже последнего места в 2018-м падать некуда, но сезон 2019 года оказался ещё хуже. Ещё четыре года назад Williams была третьей в Кубке конструкторов, а теперь стала безусловным аутсайдером.
Определённые ожидания были связаны с возвращением Роберта Кубицы, но результат оказался обидным для поляка и его болельщиков. В Williams тратят минимум средств на машину, компания остаётся прибыльной – некоторые утверждают, что в этом и есть главная цель. К сожалению, сегодняшняя Williams – лишь вывеска, напоминающая о былых успехах.
Гонщик |
Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
Р.Кубица | 21 | 19 | 1 | 15 | 10 |
Д.Расселл | 21 | 20 | 0 | 14 | 11 |
Williams Racing | Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
2019 | 21 | 10 | 1 | 14 | 10 |
2018 | 21 | 10 | 7 | 10 | 8 |
2017 | 20 | 5 | 83 | 2 | 3 |
2016 | 21 | 5 | 138 | 2 | 3 |
2015 | 19 | 3 | 257 | 3 | 3 |
После провала в 2018-м команду покинули многие сотрудники. Работа в Williams больше не была «лучшей строчкой в резюме». Подписав контракт, Роберт Кубица признал, что даже не представляет, кто будет его гоночным инженером.
«Наступил сложный период, многие люди уходят. Сложно найти хороших сотрудников, когда все видят, что у нас нет быстрой машины. Этих людей мотивирует страсть к гонкам, они хотят работать в лучших командах, бороться с сильнейшими. Одним из вопросов, который мы обсуждали до подписания контракта, была личность моего гоночного инженера. И я до сих пор не получил ответ», - сказал Кубица перед началом сезона.
В межсезонье на смену Martini в роли титульного партнёра пришла американская компания ROKiT, а новая раскраска машины включала логотип польских спонсоров – нефтяной компании PKN Orlen, финансировавшей контракт с Кубицей.
На презентации раскраски Williams FW42 заместитель руководителя команды Клэр Уильямс говорила о спортивных задачах, о силе духа Williams, об огромной работе, проделанной техническим директором Падди Лоу с новой машиной. Клэр всегда говорит гладко и правильно.
Зимние тесты начались для Williams позже, чем для других команд. В Гроуве не успели вовремя подготовить машину из-за замеченных при сборке несоответствий – некоторые детали просто не подходили друг к другу. В результате FW42 появилась в Барселоне только на третий из восьми тестовых дней. И скорость её не давала поводов для оптимизма.
«Я бы солгал, сказав, что сейчас мы не самые медленные. Но такова реальность. Мы на шаг позади всех», – признал дебютант Джордж Расселл.
На тестах в FIA рекомендовали Williams пересмотреть конструкцию зеркал и передней подвески, чтобы избежать дисквалификации в Мельбурне, а в Williams сомневались, успеют ли подготовить две машины с достаточным количеством запчастей к Гран При Австралии.
Технического директора Williams Падди Лоу уволили ещё до начала сезона. Точнее – отправили в отпуск, чтобы не платить за досрочное расторжение контракта. За девять дней до старта чемпионата Падди отказался от своей должности «по личным причинам».
Искать ему замену не стали. Обязанности Падди разделили на несколько человек, а на роль консультанта пригласили бывшего совладельца и бывшего технического директора Патрика Хеда – он приезжал на базу пару раз в неделю, а в остальное время при необходимости консультировал по телефону. Сейчас на официальном сайте команды он значится только основателем.
Интересно, что в списке ключевых персон на этом сайте нет технического директора, ведущего специалиста по аэродинамике и главного инженера, как у остальных. Кроме отцов-основателей Уильямса и Хеда и гонщиков, там лишь Клэр, исполнительный директор Майк О’Дрисколл, финансовый директор Даг Лафферти и юрист Марк Биддл. Это вообще гоночная команда?
Только в одном в Williams действительно преуспели в этом году. Механики команды блестяще проводили пит-стопы, вплотную подобравшись к рекордным пит-стопам Red Bull Racing. В десятке самых быстрых пит-стопов по итогам сезона достижения лишь двух этих команд.
Летом в команде торжественно отметили пятидесятилетие Фрэнка Уильямса на посту руководителя команды, но по состоянию здоровья Фрэнк приезжал лишь на пару Гран При – врачи не рекомендуют ему летать самолётами.
Сильнейшему дебютанту сезона досталась слабейшая машина. В скорости Джорджа Расселла не было сомнений – за два года он выиграл два чемпионских титула подряд – в GP3 и Формуле 2 – такое мало кому удавалось. Участие в молодёжной программе Mercedes помогло ему получить контракт с Williams.
До аварии в 2011-м Роберт Кубица тоже был быстр. Все с нетерпением ждали его возвращения, в межсезонье этот вопрос много обсуждался, но потом сам собой сошёл на нет.
Борьбы не получилось. В квалификациях Расселл опередил напарника абсолютно на всех этапах с итоговым счётом 21:0. В личном зачёте Кубица оказался выше за счёт одного очка в Германии, но там это стало следствием 30-секундного штрафа для пилотов Alfa Romeo. Только в двух гонках – в Германии и во Франции поляк финишировал впереди Расселла, в остальных гонках британец первым из гонщиков Williams пересекал линию финиша.
По ходу сезона Роберт жаловался, что у них с Джорджем совершенно разные машины. Под прессингом польских спонсоров PKN Orlen в команде поменяли гонщикам машины, на результатах это никак не сказалось.
В конце сезона в команде признали дефицит запчастей. Несмотря на то, что гонщики почти не участвовали в борьбе с соперниками и редко попадали в аварии, запасных деталей могло не хватить до конца сезона.
В Сочи после аварии Расселла из-за отказа тормозов Кубицу позвали в боксы и просто сняли с гонки, чтобы не рисковать аварией второй машины – деталей для последующей замены в случае необходимости на выездных этапах почти не оставалось, а на значимый результат Роберт претендовать всё равно не мог. Польские спонсоры этим тоже были весьма недовольны.
В Сингапуре Кубица подтвердил расставание с Williams в конце сезона, а на следующем этапе и его спонсоры сообщили, что контракт с Williams продлевать не станут, хотя и останутся в Формуле 1. С карьерой основного пилота Формулы 1 Кубица закончил, но надеется остаться в какой-то другой роли, работая на симуляторе и участвуя в тестах.
Напарником Расселла в 2020-м станет Николас Латифи. 24-летний канадец неплохо провёл сезон в Формуле 2, став вице-чемпионом – и в следующем году постарается навязать борьбу более молодому, но более опытному напарнику.
Ждать от Williams серьёзного прогресса в 2020-м не приходится. Недостатки шасси в команде наверняка устранят, но и соперники не будут стоять на месте. Кризис в Williams затянулся, и выход из него без продажи команды или иной формы смены владельцев и руководства не виден.