После зимних тестов Ferrari считали фаворитами, но команда закончила сезон только второй – с большим отставанием от Mercedes.
Гонщик |
Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
Шарль Леклер | 21 | 4 | 264 | 1 | 1 |
Себастьян Феттель | 21 | 5 | 240 | 1 | 1 |
Scuderia Ferrari | Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
2019 | 21 | 2 | 504 | 1 | 1 |
2018 | 21 | 2 | 571 | 1 | 1 |
2017 | 20 | 2 | 522 | 1 | 1 |
2016 | 21 | 3 | 398 | 3 | 2 |
2015 | 19 | 2 | 428 | 1 | 1 |
Себастьян Феттель не раз говорил, что выступать с Кими Райкконеном в качестве напарника ему комфортно. Финн гонялся в своё удовольствие и был готов помочь команде. Когда стало известно, что в 2019-м напарником Феттеля станет быстрый и амбициозный Шарль Леклер, многие посчитали их борьбу одной из главных интриг сезона – так в итоге и получилось.
Инициатором перемен был президент Ferrari Серджио Маркионне – он решил посадить за руль одной из машин молодого пилота, нарушив давнюю традицию Скудерии приглашать только опытных гонщиков. Маркионне ушёл из жизни, но его план воплотили – так участник молодёжной академии Ferrari, юный монегаск Шарль Леклер, проехавший перед этим всего один сезон в Формуле 1 в составе Sauber, оказался в Скудерии.
Символично, что именно Леклер показал лучшее время на тестах в Абу-Даби после завершения прошлого сезона, превзойдя время Феттеля, показанное днём раньше на той же машине – стало понятно, что спокойной жизни у немца не будет.
На презентации машину представлял технический директор Маттиа Бинотто, проводивший первый сезон в роли руководителя команды. Первые полгода он совмещал обе должности, а в июле оставил пост технического директора.
На зимних тестах новая Ferrari SF 90 впечатлила соперников. Чуть ли ни с первого дня Скудерию называли главным фаворитом, даже в Mercedes признавали преимущество соперников в темпе на дистанции. В Ferrari с оптимизмом ждали начала сезона, тем более, что и с надёжностью всё было хорошо – по пройденной на тестах дистанции команда уступила лишь Mercedes.
Но в Мельбурне всё изменилось. В Mercedes уверенно завоевали победный дубль, а гонщики Ferrari финишировали с отставанием почти в минуту. Леклер прессинговал Феттеля в борьбе за позицию, но по команде из боксов отпустил напарника. Перед началом сезона в Ferrari предупредили, что в борьбе за титул делают ставку на Феттеля – и в первых гонках использовали командную тактику.
Такого в Ferrari не ждали. В первой гонке их машина оказалась лишь третьей по скорости, уступив даже Red Bull c мотором Honda. Впервые с 2014 года на подиуме в Мельбурне не было гонщиков в красных комбинезонах.
В команде не понимали причину. Та же машина, что только что была очень конкурентоспособна в Барселоне, вдруг оказалась позади. Не удавалось найти нужный баланс, не хватало сцепления на быстром круге и на дистанции гонки, на одном составе резины всё было нормально, на другом темп резко падал. В Скудерии надеялись, что дело только в особенностях Мельбурна и на других трассах машина прибавит.
Через две недели в Бахрейне гонщики Ferrari заняли весь первый ряд на стартовом поле – Леклер завоевал свой первый поул в карьере. На дистанции резина у Ferrari изнашивалась быстрее, Хэмилтон опередил Феттеля, машину которого после обгона развернуло – после финиша Себастьян признал ошибку, а потом на прямой его Ferrari без видимых причин потеряла переднее антикрыло. Гонку возглавил Леклер, но в двигателе перестал работать один из цилиндров – его темп упал и победный дубль вновь достался Mercedes.
Себастьян Феттель: «На самом деле, уже после трёх гонок мы поняли, что отставание от Mercedes слишком велико, и ничто не говорит о том, что его можно быстро отыграть. Не хотелось себе в этом признаваться так рано, но ситуация была такова».
Потом были победные дубли Mercedes в Китае, в Баку, в Испании – пять первых гонок подряд соперники добивались максимально возможных результатов, а отставание Ferrari росло на глазах. После пяти гонок преимущество Mercedes составляло уже 96 очков, а Феттель уступал лидирующему в чемпионате Хэмилтону 64 очка. Лишь самые неисправимые оптимисты после этого могли надеяться на титул Скудерии.
Маттиа Бинотто: «После зимних тестов мы рассчитывали на большее, но машина оказалась недостаточно быстрой. Мы до сих пор не понимаем, что произошло между зимними тестами и гонкой в Мельбурне. Видимо, мы сделали шаг назад, а остальные прибавили. Затем мы стали шаг за шагом двигаться вперёд, увеличивая прижимную силу».
В команде не сидели сложа руки, активно работая над повышением эффективности шасси и мощности силовой установки. При разработке концепции SF90 решено было сделать ставку на меньшее лобовое сопротивление, в результате машине серьёзно не хватало прижимной силы по сравнению с Mercedes и Red Bull Racing.
В Ferrari подготовили несколько комплексных обновлений, но они не принесли нужного эффекта. Добиться серьёзного прогресса удалось лишь к Гран При Сингапура – подготовленный к 15-му этапу аэродинамический обвес позволил Скудерии сравняться с соперниками, но ситуация в борьбе за титул к тому моменту стала настолько очевидной, что в Mercedes доработку своей машины уже прекратили, переключившись на машину 2020 года.
В середине сезона серьёзно прибавили мотористы. После нескольких лет отставания силовая установка Ferrari стала самой мощной в чемпионате, позволив команде доминировать в квалификациях, но в гонках использовать это преимущество не удавалось. На быстром круге аэродинамические недостатки удавалось скрыть за счёт хорошего сцепления новых шин, а в гонке из-за недостаточно эффективной аэродинамики шины на SF90 быстро изнашивались.
У соперников возникли вопросы к Ferrari по поводу большой прибавки мощности. По их расчётам такого прогресса можно было добиться за несколько лет напряженной работы, но не за несколько месяцев. Пошли разговоры о том, что в Скудерии нашли способ обойти ограничение расхода топлива – больше эту мощность было взять негде. В Red Bull Racing обратились за разъяснением по поводу легальности гипотетического устройства, влияющего на датчик расхода. В FIA подтвердили, что это было бы нелегально, и выпустили несколько технических директив, прямо запрещающих нештатное использование датчиков расхода.
После этого преимущество в мощности заметно сократилось, но в Ferrari отрицали использование «серых» решений, объясняя потерю преимущества в скорости на прямых увеличением прижимной силы и лобового сопротивления. Да и в FIA нарушений не нашли, хотя в Бразилии даже изъяли детали системы подачи топлива с одной из машин Ferrari, машины клиентов Ferrari, и одной машины с мотором другого производителя, чтобы в лаборатории провести сравнение.
На скоростных трассах у Ferrari были хорошие шансы. Себастьян Феттель финишировал первым в Канаде, но был оштрафован стюардами за инцидент с Хэмилтоном и опустился на второе место. На рождественском ужине в Маранелло он на днях заявил, что эту победу у него украли.
Первую победу в сезоне Ferrari принёс Шарль Леклер, выиграв подряд гонки в Спа и Монце. Следом Феттель победил в Сингапуре. И всё. За весь сезон в Ferrari выиграли только три гонки – против шести побед в 2018-м.
В очном споре Феттеля и Леклера сильнее оказался молодой монегаск. В квалификациях он опередил немца со счётом 12:9, завоевав семь поулов – больше, чем кто-то ещё, а в гонках одержал две победы против одной у Феттеля – и заработал на 24 очка больше. В пяти Гран При по ходу сезона Феттель не смог заработать очков – столько же Гран При без очков у Хэмилтона, Боттаса и Леклера на троих.
Во второй половине сезона в Ferrari отказались от командной тактики – титул всё равно был недосягаем, предоставив гонщикам возможность бороться – и в Бразилии после нелепого инцидента в борьбе за позицию они оба сошли с дистанции к недовольству руководства и болельщиков.
В 2014-м Себастьян Феттель уступил напарнику Даниэлю Риккардо по итогам сезона, в 2019-м ситуация повторилась, и связывает их не только острая конкуренция внутри команды. Для Себастьяна важна стабильность задней части машины, а когда её нет, он не чувствует уверенности и не может атаковать в полную силу. Так было и в 2014-м в Red Bull Racing.
По ходу сезона не обошлось и без традиционных для Себастьяна ошибок в условиях прессинга, а пятое место в личном зачёте по итогам сезона – его худший результат с того же 2014 года.
По ходу сезона в Ferrari усилили технический штаб, вернули из Alfa Romeo Симоне Ресту, который с 1 ноября возглавил отдел по работе с шасси.
В команде признали концептуальную ошибку, машину для 2020 года строили с расчётом на максимальную прижимную силу. Шасси уже готово – прошло обязательные краш-тесты FIA и получило омологацию. Работа над аэродинамикой будет продолжаться до последнего. Машину представят 11 февраля в Маранелло.
Маттиа Бинотто: «Регламент остаётся стабильным, новая машина станет развитием нынешней. При её разработке мы учли опыт этого года, так что она будет обладать гораздо большей прижимной силой и, соответственно, большим лобовым сопротивлением.
Мы не ждём, что она окажется самой быстрой на прямых. Такова новая концепция. Дело не в том, что мы копируем чей-то подход – мы адаптируемся к тому, что видим в чемпионате, в том числе к поведению шин, которые в следующем году не изменятся.
Наша цель – добиться более эффективной работы шин, не столько в квалификации, где мы и так были быстры, сколько в гонке, где при большей прижимной силе легче контролировать их износ.
Силовая установка серьёзно изменится, даже её архитектура – прежде всего в верхней части двигателя, где поршневая группа. Несмотря на то, что регламент в этой области не менялся с 2014 года, там ещё многого можно добиться.
В следующем году мы не будем фаворитами. Гонка в Абу-Даби чётко показала, что в этом году лучшая машина была не у нас. Команда, выигравшая шесть последних чемпионатов мира, высоко подняла планку, в последней гонке сезона их машина была самой быстрой. Так что на этот раз мы считаем себя только претендентами на победу».