FORMULA 1 2019 JOHNNIE WALKER BELGIAN GRAND PRIX | ||||
Дата | Трасса | Длина круга | Кругов | Дистанция |
30/08-01/09/2019 | Спа | 7004 м | 44 | 308.052 км |
Официальный сайт |
Гонщики не любят отвечать на дежурные вопросы, и лишь один всегда вызывает блеск в глазах: «Любимая трасса? Конечно, Спа!» Подобного единодушия не вызывают ультрасовременные автодромы – красивые, удобные, безопасные, но очень похожие.
В Спа сложно настроить машину, в любую минуту может испортиться погода, а почти незаметная ошибка подчас влияет на скорость прохождения поворота в полутора километрах от места, где она была допущена. В характере бельгийской трассы есть что-то неуловимое, что заставляет учащенно биться сердце, бороться до конца.
18 июня 1950 года Хуан-Мануэль Фанхио стал первым победителем Гран При Бельгии, проехав 35 кругов по 14-километровой трассе. Общая дистанция гонки составила 494 километра, и это не предел – организаторы добавили круг, и дистанция выросла до 508.3 км. Победивший в 1952-м Альберто Аскари преодолел это расстояние за три часа и три минуты.
Обеспечить безопасность на столь протяженной трассе невозможно. Оперативной связи на всей дистанции не было, с момента аварии до приезда медиков порой проходило несколько десятков минут. 12 июня 1966 года это чуть не стоило жизни Джеки Стюарту – он вылетел на мокром асфальте, врезался в столб и почти полчаса был заблокирован в поврежденной машине. Коллегам пришлось вытаскивать получившего травмы гонщика с помощью подручных средств, но и тогда организаторы не стали ничего менять – до 1970 года Гран При Бельгии проходил на 14-километровой трассе.
В 1971 году этап не проводился, в 1972-м переехал в Нивель, потом обосновался в Зольдере, а в Спа затеяли глобальную перестройку. Рассмотрев несколько проектов, выбрали, как оказалось, самый удачный – в 1979-м всё было готово.
Интересные повороты остались, но теперь конфигурация соответствовала стандартам безопасности. В Формулу 1 пришли большие деньги, и обновлённый автодром им вполне соответствовал. С 1985 года Гран При Бельгии проходил в Спа, кроме 2003-го и 2006-го.
В 2003-м трассу исключили из-за досрочного запрета на табачную рекламу, принятого властями Бельгии – и команды не смогли договориться со спонсорами о гонке без логотипов.
В 2006-м гонку снова исключили – сначала проведению Гран При помешали незавершенные работы по модернизации автодрома, потом прежние хозяева объявили о банкротстве, и несмотря на оперативное вмешательство местных властей, всё сорвалось. К счастью, осенью был подписан новый контракт – власти гарантировали выделение 30 миллионов евро, пообещав половину суммы в качестве отступных, если работы не будут окончены в срок.
Особенности трассы
Трасса в Спа занимает вторую строчку в календаре по средней скорости, уступая лишь Монце. В пятницу команды начинают тренировки с минимальной конфигурацией аэродинамики и постепенно прижимают машину, добиваясь стабильности на требовательном к хорошему сцеплению с асфальтом среднем секторе.
При поиске компромисса между скоростью на прямых и управляемостью в медленных поворотах команды традиционно делают акцент на скорости для облегчения борьбы за позицию, но важно, чтобы гонщики чувствовали уверенность в машине.
В Спа высокий расход топлива – из-за длинных отрезков с полностью нажатой педалью газа, включая 25 секунд от La Source до Les Combes, но с рекуперацией энергии в широких и быстрых поворотах проблем нет.
На скоростной трассе гонщики не так много атакуют поребрики, поэтому баланс настроек подвески смещён в сторону большей скорости, а чтобы противодействовать высоким перегрузкам в Eau Rouge и Raidillon нужны эффективные механические настройки.
Нагрузка на тормоза средняя – погода не слишком жаркая, и лишь три точки серьёзного торможения (La Source, Les Combes и Bus Stop). Старт гонки часто сопровождают аварии, вероятность выезда машины безопасности достаточно велика.
Кими Райкконен: «Летний перерыв закончился, возвращаемся к работе, и первая гонка пройдёт на одной из классических трасс Формулы 1.
В повороте La Source трасса сначала идёт на подъём, и тормозить там можно очень поздно, вплоть до апекса, причём траектории возможны разные. А вот при разгоне работать газом надо очень аккуратно и плавно.
Далее Eau Rouge. Ни в одном другом повороте мира ты не испытываешь таких перегрузок: на входе они положительные, и тебя вдавливает в сиденье, а на выходе – боковые и отрицательные, когда машина взлетает на холм. С видимостью в этот момент всё плохо, ведь ты видишь только небо.
Поворот Pouhon очень быстрый, и трасса там идёт под уклон. Думаю, что среди всех поворотов чемпионата именно там мы испытываем максимальные боковые перегрузки – около 6g, что просто невероятно».
Лучшие результаты сессий Гран При Бельгии 2018 года | |||||
Событие | Погода | Гонщик | Команда | Время | |
Первая тренировка | Облачно. Сухо | С.Феттель | Ferrari | 1:44.358 | |
Вторая тренировка | Облачно. Сухо | К.Райкконен | Ferrari | 1:43.355 | |
Третья тренировка | Неб.облачность. Сухо | С.Феттель | Ferrari | 1:42.661 | |
Квалификация | Облачно. Дождь | Л.Хэмилтон | Mercedes | 1:58.179 | |
Лучший круг в гонке | Облачно. Сухо | В.Боттас | Mercedes | 1:46.286 |
Телетрансляции
В России Гран При Бельгии покажут каналы Матч!ТВ и Матч!Арена. За ходом всех сессий уик-энда вы можете следить на нашей странице прямых трансляций.
Расписание Гран При Бельгии. Время московское | ||||
Дата | Событие | Время | Матч! Арена | Матч ТВ |
30/08 | Первая тренировка | 12:00 | 11:55 | - |
30/08 | Вторая тренировка | 16:00 | - | 15:55 |
31/08 | Третья тренировка | 13:00 | 12:55 | |
31/08 | Квалификация | 16:00 | - | 16:05 |
01/09 | Гонка | 16:10 | 16:00 | - |
Комплекты шин, выбранные командами на уик-энд
В Спа шинники привезут самые жесткие составы – в роли Hard, Medium и Soft будут выступать С1, С2 и С3. Такое сочетание составов в этом году использовалось в Бахрейне, Барселоне и Сильверстоуне.
Команды традиционно выбрали много комплектов самых мягких шин для работы на тренировках, в квалификации и гонке. Лишь у Джорджа Расселла два комплекта самых жестких шин Hard, остальные ограничились одним обязательным комплектом. Гонщики Mercedes и Ландо Норрис выбрали по четыре комплекта шин Medium – против всего двух у Ferrari и Red Bull Racing.
Гонщик | Команда |
Hard - C1 | Medium - C2 | Soft - C3 |
Л.Хэмилтон | Mercedes | 1 | 4 | 8 |
В.Боттас | Mercedes | 1 | 4 | 8 |
C.Феттель | Ferrari | 1 | 2 | 10 |
Ш.Леклер | Ferrari | 1 | 2 | 10 |
М.Ферстаппен | Red Bull Racing | 1 | 2 | 10 |
П.Гасли | Red Bull Racing | 1 | 2 | 10 |
Д.Риккардо | Renault | 1 | 2 | 10 |
Н.Хюлкенберг | Renault | 1 | 2 | 10 |
К.Магнуссен | Haas | 1 | 2 | 10 |
Р.Грожан | Haas | 1 | 2 | 10 |
К.Сайнс | McLaren | 1 | 3 | 9 |
Л.Норрис | McLaren | 1 | 4 | 8 |
С.Перес | Racing Point | 1 | 3 | 9 |
Л.Стролл | Racing Point | 1 | 3 | 9 |
К.Райкконен | Alfa Romeo | 1 | 3 | 9 |
А.Джовинацци | Alfa Romeo | 1 | 3 | 9 |
Д.Квят | Toro Rosso | 1 | 3 | 9 |
А.Элбон | Toro Rosso | 1 | 3 | 9 |
Д.Расселл | Williams | 2 | 2 | 9 |
Р.Кубица | Williams | 1 | 3 | 9 |
Достижения действующих гонщиков в Бельгии
Достижения действующих пилотов на Гран При Бельгии | |||||||||||
Гонщик | ГП | Очки | Круги | Лучший | поул | 1-й ряд | быстр круг |
подиум | победа | ||
все | лидер | старт | финиш | ||||||||
К.Райкконен | 14 | 87 | 505 | 153 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 5 | 4 |
С.Феттель | 12 | 139 | 489 | 129 | 1 | 1 | 1 | 4 | 3 | 6 | 3 |
Л.Хэмилтон | 12 | 134 | 401 | 134 | 1 | 1 | 5 | 8 | 2 | 7 | 3 |
Н.Хюлкенберг | 9 | 33 | 263 | 7 | 4 | ||||||
Д.Риккардо | 8 | 61 | 280 | 36 | 5 | 1 | 3 | 1 | |||
С.Перес | 8 | 34 | 288 | 4 | 5 | ||||||
Р.Грожан | 8 | 31 | 252 | 5 | 3 | 1 | |||||
В.Боттас | 7 | 43 | 263 | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 | |||
Р.Кубица | 4 | 23 | 176 | 3 | 3 | 1 | |||||
М.Ферстаппен | 4 | 19 | 138 | 2 | 3 | 1 | 1 | ||||
Д.Квят | 4 | 14 | 175 | 11 | 4 | ||||||
К.Магнуссен | 4 | 4 | 137 | 7 | 8 | ||||||
К.Сайнс | 4 | 1 | 120 | 10 | 10 | ||||||
Л.Стролл | 2 | 87 | 15 | 11 | |||||||
П.Гасли | 1 | 2 | 44 | 10 | 9 | ||||||
Ш.Леклер | 1 | 12 | |||||||||
Элбон, Джовинацци и Расселл в Гран При Бельгии не участвовали, Норрис выезжал только на свободных заездах |
Макс Ферстаппен: «Гонки в Спа всегда получаются интересными. Я родился в местечке, что в часе езды от трассы, так что во многом это для меня домашний Гран При.
В дни бельгийского уик-энда вы можете увидеть много людей в оранжевом и кемпинги, полные голландских болельщиков – всё это придает мне дополнительные силы. Трасса проложена через лес, что отличает её от других. Eau Rouge – уникальный поворот, но мой любимый всё-таки Pouhon.
В Спа надо обязательно попробовать бельгийские вафли и картофель фри – это не только традиция, но ещё и очень вкусно».
Гран При Бельгии : Все этапы | |||||
Дата | Трасса | Поул | Победитель | ||
26/08/18 | Спа | Л.Хэмилтон | Mercedes | С.Феттель | Ferrari |
27/08/17 | Спа | Л.Хэмилтон | Mercedes | Л.Хэмилтон | Mercedes |
28/08/16 | Спа | Н.Росберг | Mercedes | Н.Росберг | Mercedes |
23/08/15 | Спа | Л.Хэмилтон | Mercedes | Л.Хэмилтон | Mercedes |
24/08/14 | Спа | Н.Росберг | Mercedes | Д.Риккардо | Red Bull |
25/08/13 | Спа | Л.Хэмилтон | Mercedes | С.Феттель | Red Bull |
02/09/12 | Спа | Д.Баттон | McLaren | Д.Баттон | McLaren |
28/08/11 | Спа | С.Феттель | Red Bull | С.Феттель | Red Bull |
29/08/10 | Спа | М.Уэббер | Red Bull | Л.Хэмилтон | McLaren |
30/08/09 | Спа | Д.Физикелла | Force India | К.Райкконен | Ferrari |
07/09/08 | Спа | Л.Хэмилтон | McLaren | Ф.Масса | Ferrari |
16/09/07 | Спа | К.Райкконен | Ferrari | К.Райкконен | Ferrari |
11/09/05 | Спа | Х.П.Монтойя | McLaren | К.Райкконен | McLaren |
29/08/04 | Спа | Я.Трулли | Renault | К.Райкконен | McLaren |
01/09/02 | Спа | М.Шумахер | Ferrari | М.Шумахер | Ferrari |
02/09/01 | Спа | Х.Монтойя | Williams | М.Шумахер | Ferrari |
27/08/00 | Спа | М.Хаккинен | McLaren | М.Хаккинен | McLaren |
29/08/99 | Спа | М.Хаккинен | McLaren | Д.Култхард | McLaren |
30/08/98 | Спа | М.Хаккинен | McLaren | Д.Хилл | Jordan |
24/08/97 | Спа | Ж.Вильнев | Williams | М.Шумахер | Ferrari |
25/08/96 | Спа | Ж.Вильнев | Williams | М.Шумахер | Ferrari |
27/08/95 | Спа | Г.Бергер | Ferrari | М.Шумахер | Benetton |
28/08/94 | Спа | Р.Баррикелло | Jordan | Д.Хилл | Williams |
29/08/93 | Спа | А.Прост | Williams | Д.Хилл | Williams |
30/08/92 | Спа | Н.Мэнселл | Williams | М.Шумахер | Benetton |
25/08/91 | Спа | А.Сенна | McLaren | А.Сенна | McLaren |
26/08/90 | Спа | А.Сенна | McLaren | А.Сенна | McLaren |
27/08/89 | Спа | А.Сенна | McLaren | А.Сенна | McLaren |
28/08/88 | Спа | А.Сенна | McLaren | А.Сенна | McLaren |
17/05/87 | Спа | Н.Мэнселл | Williams | А.Прост | McLaren |
25/05/86 | Спа | Н.Пике | Williams | Н.Мэнселл | Williams |
15/09/85 | Спа | А.Прост | McLaren | А.Сенна | Lotus |
29/04/84 | Зольдер | М.Альборето | Ferrari | М.Альборето | Ferrari |
22/05/83 | Спа | А.Прост | Renault | А.Прост | Renault |
09/05/82 | Зольдер | А.Прост | Renault | Д.Уотсон | McLaren |
17/05/81 | Зольдер | К.Ройтеман | Williams | К.Ройтеман | Williams |
04/05/80 | Зольдер | A.Джонс | Williams | Д.Пирони | Ligier |
13/05/79 | Зольдер | Ж.Лаффит | Ligier | Д.Шектер | Ferrari |
21/05/78 | Зольдер | М.Андретти | Lotus | М.Андретти | Lotus |
05/06/77 | Зольдер | М.Андретти | Lotus | Г.Нильсон | Lotus |
16/05/76 | Зольдер | Н.Лауда | Ferrari | Н.Лауда | Ferrari |
25/05/75 | Зольдер | Н.Лауда | Ferrari | Н.Лауда | Ferrari |
12/05/74 | Нивель | К.Регаццони | Ferrari | Э.Фиттипальди | McLaren |
20/05/73 | Зольдер | Р.Петерсон | Lotus | Д.Стюарт | Tyrrell |
06/06/72 | Нивель | Э.Фиттипальди | Lotus | Э.Фиттипальди | Lotus |
07/06/70 | Спа | Д.Стюарт | March | П.Родригес | BRM |
09/06/68 | Спа | К.Эймон | Ferrari | Б.Макларен | McLaren |
18/06/67 | Спа | Д.Кларк | Lotus | Д.Герни | Eagle |
12/06/66 | Спа | Д.Сертис | Ferrari | Д.Сертис | Ferrari |
13/06/65 | Спа | Г.Хилл | BRM | Д.Кларк | Lotus |
14/06/64 | Спа | Д.Герни | Brabham | Д.Кларк | Lotus |
09/06/63 | Спа | Г.Хилл | BRM | Д.Кларк | Lotus |
17/06/62 | Спа | Г.Хилл | BRM | Д.Кларк | Lotus |
18/06/61 | Спа | Ф.Хилл | Ferrari | Ф.Хилл | Ferrari |
19/06/60 | Спа | Д.Брэбэм | Cooper | Д.Брэбэм | Cooper |
15/06/58 | Спа | М.Хоторн | Ferrari | Т.Брукс | Vanwall |
03/06/56 | Спа | Х.М.Фанхио | Ferrari | П.Коллинз | Ferrari |
05/06/55 | Спа | Э.Кастелотти | Lancia | Х.М.Фанхио | Mercedes |
20/06/54 | Спа | Х.М.Фанхио | Maserati | Х.М.Фанхио | Maserati |
21/06/53 | Спа | Х.М.Фанхио | Maserati | А.Аскари | Ferrari |
22/06/52 | Спа | А.Аскари | Ferrari | А.Аскари | Ferrari |
17/06/51 | Спа | Х.М.Фанхио | Alfa Romeo | Н.Фарина | Alfa Romeo |
18/06/50 | Спа | Н.Фарина | Alfa Romeo | Х.М.Фанхио | Alfa Romeo |